г. Казань |
|
27 сентября 2018 г. |
Дело N А55-31227/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 сентября 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Карповой В.А., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителей:
общества с ограниченной ответственностью "ДИАЛОГ" - Попова А.В., доверенность от 11.09.2018, Федорининой О.Л., доверенность от 02.07.2018,
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - Фроловой О.В., доверенность от 28.12.2017 N 12-5911,
в отсутствие:
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 18.03.2018 (судья Медведев А.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2018 (председательствующий судья Засыпкина Т.С., судьи Кувшинов В.Е., Туркин К.К.)
по делу N А55-31227/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ДИАЛОГ", г. Самара, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, третье лицо: Департамент градостроительства г.о. Самара о признании незаконным решения от 18.08.2017,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ДИАЛОГ" (далее - заявитель, ООО "ДИАЛОГ") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - регистрирующий орган, Управление Росреестра по Самарской области) о признании незаконным решения от 18.08.2017 N 63/001/312/2017-473/N 63-0-1-116/3300/2017-4247 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, а также об обязании устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности в отношении 19 (девятнадцати) объектов недвижимости, площадью: 19,4 кв.м, 10,6 кв.м, 10,1 кв.м, 10,9 кв.м, 10,5 кв.м, 10,6 кв.м, 26,9 кв.м, 17,3 кв.м, 33,8 кв.м, 15,6 кв.м, 15,6 кв.м, 15,8 кв.м, 15,7 кв.м, 15,2 кв.м, 31,9 кв.м, 31,8 кв.м, 14,6 кв.м, 23,9 кв.м, 86,3 кв.м, образованных при разделе нежилого помещения площадью 438,1 кв.м. (кадастровый номер 63:01:0509002:1006), расположенного по адресу: г. Самара, ул. Садовая, д. 46, в соответствии с заявлением о государственной регистрации права на недвижимое имущество от 27.04.2017 N 63/001/312/2017-473, заявлением о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от 27.04.2017 N 63-0-1-116/3300/2017-4247.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18.03.2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2018, заявленные требования удовлетворены: оспариваемое решение от 18.08.2017 N 63/001/312/2017-473/N 63-0-1-116/3300/2017-4247 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав признано незаконным, на Управление Росреестра по Самарской области возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности в отношении спорных 19 объектов недвижимости.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Самарской области, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, по доводам, изложенным в кассационной жалобе. Податель жалобы указывает на законность принятого им отказа в государственной регистрации прав на спорный объект, полагая, что спорный объект обладает признаками реконструкции и требовал получения разрешения на строительство и ввода объекта в эксплуатацию.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 13.09.2018 до 20.09.2018. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ООО "ДИАЛОГ" является собственником нежилого помещения площадью 438,1 кв. м с кадастровым номером 63:01:0509002:1006, расположенного на первом этаже 6-ти этажного здания общей площадью 2180,7 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, ул. Садовая, д. 46.
Проведя строительные работы по разделу вышеуказанного нежилого помещения площадью 438,1 кв. м на 19 нежилых помещений площадью соответственно, 19,4 кв.м, 10,6 кв.м, 10,1 кв.м, 10,9 кв.м, 10,5 кв.м, 10,6 кв.м, 26,9 кв.м, 17,3 кв.м, 33,8 кв.м, 15,6 кв.м, 15,6 кв.м, 15,8 кв.м, 15,7 кв.м, 15,2 кв.м, 31,9 кв.м, 31,8 кв.м, 14,6 кв.м, 23,9 кв.м, 86,3 кв.м, согласно проекту муниципального предприятия города Самары "Архитектурно-Планировочное бюро" по выполнению строительных мероприятий в нежилом помещении N 1770/8.1-АР, 27.04.2017 ООО "ДИАЛОГ" обратился в регистрирующий орган с заявлениями N 63/001/312/2017-473 и N 63-0-1-116/3300/2017-4247 об осуществлении действий по кадастровому учету и государственной регистрации права собственности в отношении указанных 19 объектов недвижимости.
17 мая 2017 года регистрирующим органом было принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации на срок до 17.08.2017.
По результатам рассмотрения представленных на государственную регистрацию дополнительных документов, Управление Росреестра по Самарской области уведомлением от 18.08.2017 N 63/001/312/2017-473, N 63-0-1-116/3300/2017-4247 приняло решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Основанием для принятия указанного решения послужили следующие обстоятельства:
- на государственную регистрацию прав не представлено разрешение на строительство и ввод объекта недвижимости в эксплуатацию;
- согласно письму Департамента градостроительства г.о. Самара N Д05-01-01/-15155-0-1 выполнены работы, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства;
- названное письмо Департамента градостроительства г.о. Самара N Д05-01-01/-15155-0-1, свидетельствующее об отсутствии необходимости получения разрешения на реконструкцию не может являться надлежащим доказательством такового, поскольку орган, выдавший его не обладает надлежащими полномочиями на дачу такого заключения;
- согласно Перечню видов работ по инженерным изысканиям по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденному приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624, на государственную регистрацию необходимо предоставить разрешение на реконструкцию и ввод в эксплуатацию, так как указанные выше работы оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (пункты 2.1, 7.2 Раздела III), и, следовательно, данные работы требуют для их проведения выдачи разрешения на строительство и на ввод в эксплуатацию;
- письмом Министерства строительства Самарской области в ответ на межведомственный запрос, подтверждается, что разрешение на ввод в эксплуатацию спорного объекта не выдавалось.
Полагая, что названный отказ в государственной регистрации права не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, ООО "ДИАЛОГ" обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
В обоснование заявленных требований общество указало на то, что произведенные им строительные работы по разделу помещения площадью 438,1 кв. м на 19 нежилых помещений не нарушают действующие строительные нормы, не затрагивают основные конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности здания, не превышают предельные параметры разрешенной реконструкции, установленные градостроительным регламентом, не требуют разрешения на реконструкцию и на ввод объекта в эксплуатацию, что подтверждается также письмом от 30.12.2016 N Д05-01-01/-15155-0-1 уполномоченного органа на выдачу разрешения на строительство - Департамента градостроительства г.о. Самара.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что регистрирующему органу были представлены все документы, необходимые для государственной регистрации права собственности заявителя на реконструированный объект недвижимости, соответствующие по форме и содержанию требованиям законодательства, в связи с чем у Управления отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации.
При этом суды, руководствуясь частью 2 статьи 51, пунктом 2 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", пришли к выводу о том, что общество осуществило строительные работы, которые: не затронули конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта капитального строительства и (или) их частей и инженерных коммуникаций, не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом; не повлекли за собой изменений внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города или иного населенного пункта и их отдельных объектов и не затрагивают характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений; Департамент градостроительства г.о. Самара в соответствии с постановлением Администрации городского округа Самара от 17.12.2010 N 1762 "О конкретизации полномочий Департамента градостроительства городского округа Самара в сфере градостроительной деятельности" является полномочным органом, поскольку к компетенции Департамента градостроительства городского округа Самара в сфере градостроительной деятельности отнесена оценка выполненных строительных мероприятий изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Апелляционный суд согласился с указанным выводом.
Между тем, судом двух инстанций не учтено следующее.
Согласно частям 1 и 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации), государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и необходимых документов.
В силу части 1 статьи 21 Закона о регистрации, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно пункту 7 части 2 статьи 14 Закона о регистрации, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав являются, в том числе, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
Требования к подготовке технического плана, в том числе документы, на основании которых технический план может быть подготовлен, установлены статьей 24 Закона о регистрации, форма технического плана и требования к его подготовке утверждены приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" (далее - Требования к подготовке технического плана).
В соответствии с частью 12 статьи 24 Закона о регистрации, технический план подготавливается в форме электронного документа и заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план.
В силу части 10 статьи 24 Закона о регистрации и пункта 20 Требований к подготовке технического плана, сведения о помещении за исключением сведений о площади и местоположении в пределах этажа здания указываются на основании:
1) разрешения па ввод в эксплуатацию здания, в котором находится помещение;
2) проектной документации здания, в котором находится помещение;
3) проекта перепланировки и акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение перепланировки;
4) изготовленного до 01.01.2013 технического паспорта помещения пли изготовленного до 01.01.2013 технического паспорта здания, в котором находится помещение.
Вместе с тем, технический план, подготовленный на основании вышеуказанных документов, на государственную регистрацию не представлен.
В силу части 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Пунктом 2 части 17 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
В силу пункта 14 статьи 1 ГрК РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Как следует из установленных судом обстоятельств, предметом обращения в Управление Росреестра по Самарской области, послужил факт проведения Обществом строительных видов работ, в результате которых на 1 этаже 6-ти этажного здания осуществлена:
- перепланировка помещений I этажа, повлекшее изменение площади помещений, образованных путем раздела помещения с кадастровым номером 63:01:0509002:1006, которая уменьшилась на 21,6 кв. м.;
- в наружной стене помещения (здания) демонтированы оконные и дверные блоки, которые частично заложены (в том числе и по ширине) частично разобраны (подоконная часть стены) с установкой новых дверных и оконных блоков и лестницы со ступенями подъема, а также выполнены проемы и установлены новые оконные блоки;
- демонтированы дверные блоки в стенах между помещениями, установлены новые;
- демонтировано сантехоборудование с отключением от существующих систем водоснабжения, канализации и вентиляции, разобран коммуникационный короб;
- разобраны глухие и разделительные перегородки;
- между помещениями выполнены вентканалы;
- демонтированы два лифта, разобраны ограждающие конструкции лифтовых шахт п.п. 20, 44, образованные проемы в перекрытии замоноличены.
Виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, определены в приказе Министерства регионального развития России от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства".
В соответствии с Перечнем видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, такие работы, как разборка (демонтаж) зданий и сооружений, стен, перекрытий, лестничных маршей и иных конструктивных и связанных с ними элементов или их частей, монтаж элементов конструкций надземной части зданий и сооружений, в том числе колонн, рам, ригелей, ферм, балок, плит, поясов, панелей стен и перегородок, влияют на их безопасность (пункты 2.1, 7.2 раздела III), устройство монолитных, бетонных и железобетонных конструкций (пункт 6.3 раздела III), монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций (пункт 7 раздела III), устройство конструкций из кирпича, в том числе с облицовкой (пункт 9.2 раздела III), монтаж металлических конструкций (пункт 10 раздела III) являются работами, которые влияют на безопасность объектов капитального строительства.
Следовательно, произведенные изменения приводят к уменьшению общего имущества собственников помещений здания, затрагивают внешнюю стену здания, что в любом случае влечет изменение архитектурного облика объекта, конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания, то есть осуществляется реконструкция объекта капитального строительства, которая должна производиться на основании разрешения на строительство, с получением по окончании работ разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
На данные обстоятельства Управление Росреестра по Самарской области указывало в апелляционной жалобе, однако судебная коллегия данные доводы не проверила и не дала им оценки, указав на представленное письмо Департамента градостроительства г.о. Самара.
Обстоятельства, которые не требовали выдачи разрешения на строительство, подпадающие под норму пункта 4 части 17 статьи 51 ГрК РФ, для целей государственной регистрации могли быть установлены только органом, уполномоченным на выдачу разрешения на строительство (реконструкцию), поскольку ему предоставлено право и возможность оценки соответствия производимых изменений установленным требованиям, что, прежде всего, должно требовать проверки проектной документации (проектных решений) (часть 1 статьи 51 ГрК РФ).
Из материалов дела следует, что государственный регистратор с учетом характера выполненных строительных работ, возникновением сомнений в комплектности представленных документов, для разъяснения вопроса, требуется ли разрешение на строительство при реконструкции спорного помещения, а в случае необходимости такого разрешения - с целью установления органа, к компетенции которого отнесена выдача разрешения на строительство, приостановил государственную регистрацию и направил межведомственный запрос в Министерство строительства Самарской области. Неполучение ответа от Министерства послужило вначале основанием для приостановления государственной регистрации, а в последующем, по получению ответа на запрос от 23.05.2017 с указанием на то, что разрешение на ввод в эксплуатацию спорного объекта не выдавалось, - основанием для отказа. Указанное обстоятельство подтверждается текстами соответствующих уведомлений.
Согласно ответу от 23.05.2017 N 3/2344 на межведомственный запрос, Министерство строительства Самарской области в силу Закона Самарской области от 29.12.2014 N 134-ГД "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области" наделено полномочиями по выдаче разрешений на строительство и в тех случаях, когда указанные разрешения в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации должны быть выданы органами местного самоуправления.
Действительно, в силу статьи 3 Закона Самарской области от 29.12.2014 N 134-ГД (в ред. Закона Самарской области от 27.10.2016 N 108-ГД), вступившего в силу со дня официального опубликования (опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru - 27.10.2016), полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области по выдаче разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства (кроме объектов капитального строительства, в отношении проектной документации которых экспертиза не проводится в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации) в тех случаях, когда указанные разрешения в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации должны быть выданы органами местного самоуправления, отнесены к полномочиям органов государственной власти Самарской области.
Принимая во внимание, что Департамент градостроительства г.о. Самара давал заключение в период действия указанного Закона Самарской области (письмо от 30.12.2016 N Д05-01-01/-15155-0-1), суду надлежало проверить, какой орган, исходя из перераспределения их полномочий в силу закона - Министерство строительства Самарской области или Департамент градостроительства г.о. Самара было наделено полномочиями по выдаче разрешения на строительство, в том числе, с учетом характера проведенных строительных работ, соответственно, правом дачи оценки соответствия производимых изменений установленным требованиям.
Таким образом, решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда принято по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения спора. Для принятия обоснованного и законного судебного акта по существу спора требуется исследование и оценка доказательств, что невозможно в арбитражном суде кассационной инстанции, поэтому обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции на основании пункта 3 части 1 статьи 287 АПК РФ.
При новом рассмотрении суду необходимо учесть изложенное, установить и исследовать все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие значение для правильного разрешения спора, дать оценку всем доводам участвующих в деле лиц, разрешить спор в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 18.03.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2018 по делу N А55-31227/2017 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
Ф.В. Хайруллина |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ответу от 23.05.2017 N 3/2344 на межведомственный запрос, Министерство строительства Самарской области в силу Закона Самарской области от 29.12.2014 N 134-ГД "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области" наделено полномочиями по выдаче разрешений на строительство и в тех случаях, когда указанные разрешения в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации должны быть выданы органами местного самоуправления.
Действительно, в силу статьи 3 Закона Самарской области от 29.12.2014 N 134-ГД (в ред. Закона Самарской области от 27.10.2016 N 108-ГД), вступившего в силу со дня официального опубликования (опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru - 27.10.2016), полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области по выдаче разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства (кроме объектов капитального строительства, в отношении проектной документации которых экспертиза не проводится в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации) в тех случаях, когда указанные разрешения в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации должны быть выданы органами местного самоуправления, отнесены к полномочиям органов государственной власти Самарской области."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27 сентября 2018 г. N Ф06-36391/18 по делу N А55-31227/2017
Хронология рассмотрения дела:
24.09.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-51772/19
16.05.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6728/19
18.03.2019 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-31227/17
27.09.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-36391/18
09.06.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5989/18
18.03.2018 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-31227/17