г. Казань |
|
28 сентября 2018 г. |
Дело N А65-43461/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 сентября 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Егоровой М.В., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Гайнуллина А.И., доверенность от 08.05.2018,
ответчика - Гуйнутдиновой Ф.Р., доверенность от 10.09.2018,
в отсутствие:
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного комитета Республики Татарстан по закупкам
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.04.2018 (судья Хафизов И.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2018 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи Драгоценнова И.С., Кувшинов В.Е.)
по делу N А65-43461/2017
по заявлению Государственного комитета Республики Татарстан по закупкам (ОГРН 1061655063304, ИНН 1655115974) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований - Государственного научного бюджетного учреждения "Академия наук Республики Татарстан", общества с ограниченной ответственностью "ОК МОЛЛ" о признании незаконными решения и предписания по делу N 443-кз/2017 об устранении нарушений требований действующего законодательства РФ о контрактной системе от 06.10.2017,
УСТАНОВИЛ:
государственный комитет Республики Татарстан по закупкам (далее - комитет по закупкам) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - антимонопольный орган, управление) от 06.10.2017 по делу N 443-кз/2017 в части признания комитета по закупкам нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон) (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом первой инстанции).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Государственное научное бюджетное учреждение "Академия наук Республики Татарстан" (далее - учреждение) и общество с ограниченной ответственностью "ОК МОЛЛ" (далее - общество).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.04.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2018 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
В кассационной жалобе комитет по закупкам просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Комитетом по закупкам 28.09.2017 в единой информационной системе на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0111200000917000750 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения гражданско-правового договора на оказание услуг по проведению Международного симпозиума для нужд учреждения "Академия наук".
Уполномоченный орган - комитет по закупкам, заказчик - учреждение.
Общество 29.09.2017 обратилось в антимонопольный орган с жалобой на положения документации о закупке указывая на то, что заказчиком в Техническом задании аукционной документации не установлены точные даты проведения мероприятия.
По результатам рассмотрения жалобы управлением принято решение от 06.10.2017 по делу N 443-кз/2017, которым жалоба общества признана обоснованной, уполномоченный орган и заказчик признаны нарушившими требования пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе с отсылочной нормой на пункт 1 части 1 статьи 33 Закона.
В решении также указано на выдачу предписания об устранении нарушений требований законодательства о контрактной системе и на передачу материалов должностному лицу управления для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства о контрактной системе.
Заявитель не согласился с принятым антимонопольным органом решением в обжалуемой части и обратился в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды правомерно исходили из следующего.
Исходя из анализа положений части 3 статьи 105 Закона о контрактной системе, любой участник закупки, считающий незаконными положения закупочной документации, вправе обжаловать их вне зависимости от факта подачи заявки на участие в закупке, при этом такая жалоба может быть подана до окончания установленного срока подачи заявок.
Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В силу положений части 2 статьи 33 названного закона документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно документации об электронном аукционе на право заключения гражданско-правового договора на оказание услуг по проведению Международного симпозиума для нужд учреждения, о точной дате проведения мероприятия заказчик уведомляет исполнителя за 5 дней до проведения мероприятия (раздел 2.9 документации об аукционе, пункт 4.1 проекта договора, 8 абзац технического задания).
При этом к закупаемой услуге предъявляются такие требования как: обеспечение перелета, проезда участников конференции по направлениям Астана-Казань-Астана, Ташкент-Казань-Ташкент, Стамбул-Казань-Стамбул, Баку-Казань-Баку, Симферополь-Казань-Симферополь; бронирование и проживание приглашенных участников в гостиничных номерах (10 номеров соответствующих определенным требованиям).
Судебная коллегия признает правильными выводы судов о том, что отсутствие конкретно установленного срока проведения мероприятия и даты выполнения закупаемых услуг конкурсной документации не позволяет потенциальным участникам торгов произвести точный сметный расчет мероприятия с целью предложения наиболее привлекательной цены.
Так, например, транспортные расходы, в том числе перелет к месту проведения мероприятия (г. Казань) и обратно могут варьироваться в зависимости от даты покупки авиабилетов, от дня недели или месяца. Заранее купленный авиабилет может снизить транспортные расходы, соответственно, предоставить возможность для предложения более привлекательной цены. Аналогичная ситуация и с бронированием гостиничных номеров.
Условия аукциона, позволяющие заказчику сообщать исполнителю о времени проведения мероприятия за 5 дней до ее проведения, исходя из предъявленных к выполнению услуги требований, не позволяют, как произвести точный расчет цены предложения, так и обеспечить (гарантировать) возможность выполнения всех условий закупки, поскольку обеспечение международных перелетов (проезда), с учетом отсутствия прямых регулярных рейсов по некоторым направлениям и необходимостью заблаговременного приобретения (бронирования) билетов (за 5 дней до события, проездные билеты могут отсутствовать в реализации), может быть неосуществимо.
Более того, неопределенность в отношении объекта закупки (условий его исполнения), может потенциально привести к злоупотреблениям, связанным с ограничением конкуренции, поскольку, участники закупки которым не известна точная дата проведения мероприятия и участники которым такая дата может быть известна, будут в неравном положении.
Поэтому выводы судов о нарушении уполномоченным органом и заказчиком требований пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе с отсылочной нормой на пункт 1 части 1 статьи 33 Закона, правомерны.
При этом деятельность комитета по закупкам регламентируется постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2013 N 1036 "О мерах по совершенствованию системы закупок товаров, работ, услуг для нужд Республики Татарстан", Указом Президента Республики Татарстан от 20.03.2014 N УП-286 "О преобразовании Управления государственных закупок Республики Татарстан и Агентства по туризму Республики Татарстан", постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 08.05.2014 N 307 "Вопросы Государственного комитета Республики Татарстан по закупкам".
Комитет по закупкам является органом исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченным на осуществление функций по обеспечению (во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг) реализации государственной политики в сфере закупок товаров, работ, услуг для нужд Республики Татарстан, организации их мониторинга, по методологическому сопровождению деятельности заказчиков, осуществляющих закупки для нужд Республики Татарстан, а также на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для государственных заказчиков и бюджетных организаций Республики Татарстан в соответствии с Законом о контрактной системе (пункт 1.1. Положения о Государственном комитете Республики Татарстан по закупкам).
В соответствии с пунктами 4.3.4 и 4.3.5 Порядка организации централизованного определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для государственных нужд Республики Татарстан, нужд бюджетных учреждений Республики Татарстан и определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для нужд заказчиков Республики Татарстан, для которых Государственный комитет Республики Татарстан по закупкам осуществляет функции по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) комитет по закупкам готовит документацию для процедур закупок товаров (работ, услуг) в течение 3 рабочих дней со дня согласования финансовым органом заявки заказчика Республики Татарстан и утверждает конкурсную документацию, документацию об аукционе, документацию о проведении запроса предложений.
Следовательно, заявитель в силу своих полномочий и функциональных обязанностей подтверждает соответствие конкурсной документации (к которым в частности относятся техническое задание, проект договора, информационная карта, общие сведения и порядок проведения торгов) требованиям Закона о контрактной системе и является ответственным и самостоятельным органом в проведении конкурентной процедуры на определение поставщика товаров, работ и услуг для нужд Республики Татарстан.
Таким образом, заявитель, наряду с заказчиком несет ответственность за выявленное антимонопольным органом нарушение положений Закона. Поэтому доводы подателя жалобы о том, что он не является субъектом вменяемого оспариваемым решением правонарушения, обоснованно отклонены судами.
Оспариваемое решение антимонопольного органа соответствует законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Суд кассационной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, дело рассмотрено полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, поэтому оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.04.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2018 по делу N А65-43461/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Ф. Хабибуллин |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктами 4.3.4 и 4.3.5 Порядка организации централизованного определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для государственных нужд Республики Татарстан, нужд бюджетных учреждений Республики Татарстан и определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для нужд заказчиков Республики Татарстан, для которых Государственный комитет Республики Татарстан по закупкам осуществляет функции по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) комитет по закупкам готовит документацию для процедур закупок товаров (работ, услуг) в течение 3 рабочих дней со дня согласования финансовым органом заявки заказчика Республики Татарстан и утверждает конкурсную документацию, документацию об аукционе, документацию о проведении запроса предложений.
Следовательно, заявитель в силу своих полномочий и функциональных обязанностей подтверждает соответствие конкурсной документации (к которым в частности относятся техническое задание, проект договора, информационная карта, общие сведения и порядок проведения торгов) требованиям Закона о контрактной системе и является ответственным и самостоятельным органом в проведении конкурентной процедуры на определение поставщика товаров, работ и услуг для нужд Республики Татарстан."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28 сентября 2018 г. N Ф06-37570/18 по делу N А65-43461/2017