г. Казань |
|
10 января 2024 г. |
Дело N А57-10653/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 января 2024 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Арукаевой И.В., Тюриной Н.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Советского муниципального района Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 04.08.2023 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2023
по делу N А57-10653/2023
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Саратов" (ОГРН 1036405021047, ИНН 6450068585), к муниципальному казенному предприятию Советского муниципального района "Комплексные коммунальные системы Советского муниципального района" (ОГРН 1216400001058, ИНН 6433007712), администрации Советского муниципального района Саратовской области (ОГРН 1026401980824, ИНН 6433002591) о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Саратов" (далее - истец, ООО "Газпром межрегионгаз Саратов") обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к муниципальному казенному предприятию Советского муниципального района "Комплексные коммунальные системы Советского муниципального района" (далее - МКП "ККС СМР"), администрации Советского муниципального района Саратовской области (далее - администрация) о взыскании задолженности по договору поставки газа от 30.12.2022 N 46-0-27551/23-Г по оплате поставленного природного газа за февраль 2023 года в размере 71 563,73 руб., по договору поставки газа от 30.12.2022 N 46-0-27552/23 по оплате поставленного природного газа за февраль 2023 года в размере 8 062 184,70 руб., по договору поставки газа от 30.12.2022 N 46-5-27551/22 по оплате поставленного природного газа в период за февраль 2023 года в размере 1 381 167,43 руб., расходов по оплате государственной пошлины в размере 70 575 руб., а при недостаточности денежных средств или их отсутствии, взыскании указанных сумм произвести в порядке субсидиарной ответственности с администрации Советского муниципального района Саратовской области.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 04.08.2023, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2023, исковые требования удовлетворены. С МКП "ККС СМР", а при недостаточности имущества, в порядке субсидиарной ответственности с Советского муниципального района Саратовской области в лице администрации Советского муниципального района Саратовской области, в пользу ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" взыскана задолженность по договору поставку газа от 30.12.2022 N 46-0-27551/23-Г по оплате поставленного природного газа за февраль 2023 года в размере 71 563,73 руб., задолженность по договору поставки газа от 30.12.2022 N 46-0-27552/23 по оплате поставленного природного газа за февраль 2023 года в размере 8 062 184,70 руб., задолженность по договору поставки газа от 30.12.2022 N 46-5-27551/22 по оплате поставленного природного газа в период за февраль 2023 года в размере 1 381 167,43 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 70 575 руб.
Не согласившись с принятыми судебными актами в части привлечения администрации Советского муниципального района к субсидиарной ответственности, администрация обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в указанной части, в удовлетворении исковых требований ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" о привлечении администрации Советского муниципального района к субсидиарной ответственности отказать.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального права. Полагает, что истцом не предоставлено сведений о неплатежеспособности МКП "ККС СМР", данная организация банкротом не признавалась, а предприятием принимаются все возможные меры для погашения образовавшейся задолженности.
Истец представил отзыв на кассационную жалобу, просит оставить ее без удовлетворения, принятые по делу судебные акты без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с требованиями абзаца 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), представителей в суд не направили.
Согласно части 3 статьи 284 АПК РФ неявка извещенных надлежащим образом лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Арбитражный суд Поволжского округа, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя истца, изучив материалы дела и проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 АПК РФ, только в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, а также проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в материалах дела доказательствам, приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 30.12.2022 между ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" (поставщик) и МКП "ККС СМР" (покупатель) заключены договоры поставки газа N 46-0-27551/23-Г, 46-0-27552/23, 46-5-27551/23, согласно пунктам 2.1 которых истец принял на себя обязательство поставлять природный газ, а ответчик получать (выбирать) природный газ, оплачивать его оптовую стоимость, регулируемую плату за снабженческо-сбытовые услуги и услуги по транспортировке газа, в согласованных объёмах.
Согласно пункту 5.4 договоров расчеты покупателем производятся ежемесячно до 18 числа месяца, следующего за отчётным, на расчётный счёт поставщика.
Исполняя договорные обязательства, истец поставил ответчику в феврале 2023 года 1177,032 тыс.куб.м природного газа на общую сумму 9 514 915,86 руб.
Факт поставки природного газа предприятию подтверждается сводными актами поданного принятого газа за спорный период.
Ответчик свои обязательства по оплате поставленного газа не исполнил, направленную ему ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" претензию от 22.03.2023 оставил без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая исковые требования, суды первой и апелляционной инстанции правомерно руководствовались положениями статей 56, 113, 123.21, 125, 309, 310, 399, 539, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ) и исходили из доказанности истцом наличия на стороне ответчика неисполненного денежного обязательства по спорному договору и отсутствия доказательств его полный оплаты, с условием того, что при недостаточности имущества у ответчика в порядке субсидиарной ответственности задолженность будет взыскана с Администрации Советского муниципального района Саратовской области.
Доводы заявителя жалобы об отсутствии правовых оснований для взыскания задолженности с Советского муниципального района Саратовской области в лице администрации Советского муниципального района Саратовской области в порядке субсидиарной ответственности были предметом рассмотрения судов и правомерно отклонены при надлежащей правовой оценке.
Согласно статье 2 Закона N 161-ФЗ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия. В Российской Федерации создаются и действуют, в том числе, унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие.
На основании пункта 3 статьи 7 Закона N 161-ФЗ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.
Согласно пункту 2 статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56 ГК РФ особенности ответственности казенного предприятия по своим обязательствам определяются правилами абзаца третьего пункта 6 статьи 113 ГК РФ.
Пунктом 6 статьи 113 ГК РФ установлено, что унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.
До предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику (статья 399 ГК РФ).
Как правильно указано судами, из системного толкования положений статей 113, 399 ГК РФ, части 3 статьи 7 Закона N 161-ФЗ следует, что субсидиарная ответственность собственника имущества казенного предприятия является дополнительной к ответственности последнего, являющегося основным должником. Она наступает только при недостаточности имущества у данного предприятия, которая может быть установлена на стадии исполнения судебного акта.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 53 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", при разрешении споров, связанных с применением субсидиарной ответственности, необходимо иметь в виду, что предусмотренный пунктом 1 статьи 399 ГК РФ порядок предварительного обращения кредитора к основному должнику может считаться соблюденным, если кредитор предъявил последнему письменное требование и получил отказ должника в его удовлетворении либо не получил ответа на свое требование в разумный срок.
При этом положения статьи 399 ГК РФ не устанавливают обязательный досудебный порядок урегулирования спора с субсидиарным должником. Одновременное предъявление требований к основному и субсидиарному должникам не противоречит нормам пункта 1 статьи 399 ГК РФ; в этом случае вопрос об имущественном положении казенного предприятия при рассмотрении дела не является значимым, поскольку субсидиарная ответственность муниципального образования наступит лишь в случае установления с соблюдением предусмотренного законом порядка при исполнении судебного акта о взыскании долга с основного должника факта недостаточности у него имущества.
Таким образом, иски по долгам казенных предприятий предъявляются именно к публично-правовому образованию как к собственнику имущества созданного им казенного предприятия.
Как установлено судами, собственником имущества МКП "ККС СМР" является Советский муниципальный район, имущество закрепляется за казенным предприятием на праве оперативного управления. Права собственника муниципального имущества от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции.
Определяя в качестве полномочного представителя Советского муниципального района администрацию Советского муниципального район, суды правомерно сослались на пункт 28 Устава Советского муниципального района, а также пункт 1.1 Устава МКП "ККС СМР".
Таким образом, в силу того, что субсидиарная ответственность по своему смыслу является дополнительной, взыскание в процессе исполнения решения с субсидиарного должника будет осуществлено лишь в случае недостаточности имущества у основного должника - предприятия, заявленные истцом и удовлетворенные судом требования к субсидиарному должнику исключают возможность применения субсидиарной ответственности до установления невозможности взыскания задолженности с основного должника в связи с недостаточностью имущества.
Выводы судов не противоречат правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации".
Доводы администрации о том, что МКП "ККС СМР" не признавалось банкротом, а истцом не представлено доказательств неплатежеспособности предприятия, не имеют правового значения и не являются основанием для отмены судебного акта в обжалуемой части, поскольку обстоятельства достаточности (недостаточности) имущества основного должника не являются предметом исследования при рассмотрении соответствующего иска, а подлежат установлению на стадии исполнения судебного акта.
При таких обстоятельствах суд округа считает, что суды первой и апелляционной инстанций приняли законные и обоснованные судебные акты по делу, полно и всесторонне исследовав и оценив представленные доказательства, установив имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применив нормы права, а потому оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 04.08.2023 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2023 по делу N А57-10653/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
И.В. Арукаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 53 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", при разрешении споров, связанных с применением субсидиарной ответственности, необходимо иметь в виду, что предусмотренный пунктом 1 статьи 399 ГК РФ порядок предварительного обращения кредитора к основному должнику может считаться соблюденным, если кредитор предъявил последнему письменное требование и получил отказ должника в его удовлетворении либо не получил ответа на свое требование в разумный срок.
При этом положения статьи 399 ГК РФ не устанавливают обязательный досудебный порядок урегулирования спора с субсидиарным должником. Одновременное предъявление требований к основному и субсидиарному должникам не противоречит нормам пункта 1 статьи 399 ГК РФ; в этом случае вопрос об имущественном положении казенного предприятия при рассмотрении дела не является значимым, поскольку субсидиарная ответственность муниципального образования наступит лишь в случае установления с соблюдением предусмотренного законом порядка при исполнении судебного акта о взыскании долга с основного должника факта недостаточности у него имущества.
...
Выводы судов не противоречат правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации"."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 10 января 2024 г. N Ф06-10910/23 по делу N А57-10653/2023