г. Казань |
|
15 января 2024 г. |
Дело N А12-5116/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 январь 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 января 2024 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Арукаевой И.В., Тюриной Н.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного казенного учреждения Волгоградской области "Управление капитального строительства"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26.07.2023 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2023
по делу N А12-5116/2023
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Волгоград" (ИНН 3445045202, ОГРН 1023403844441) к государственному казенному учреждению Волгоградской области "Управление капитального строительства" (ИНН 3445127712, ОГРН 1123460005789) о взыскании, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Комитета строительства Волгоградской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Волгоград" (далее - ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград", истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к государственному казенному учреждению Волгоградской области "Управление капитального строительства" (далее - ГКУ ВО "УКС", ответчик) о взыскании задолженности за поставленный природный газ в декабре 2022 года в размере 66 180,11 руб., пени за просрочку исполнения денежного обязательства по оплате поставленного природного газа, начисленных за период с 15.02.2023 по 21.02.2023 в размере 115,82 руб.
К участию в деле привлечено третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитет строительства Волгоградской области.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 26.07.2023, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2023, исковые требования удовлетворены частично. С ответчика в пользу истца взыскана задолженность в размере 66 180,11 руб., пени в размере 99,27 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 2651 руб. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ответчик обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и несоответствие выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Указывает на то, что обязанность по внесению спорной платы лежит на нанимателях жилых помещений, а также на отсутствие договорных отношений между истцом и ответчиком.
Истец представил отзыв на кассационную жалобу, просит оставить ее без удовлетворения, принятые по делу судебные акты без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с требованиями абзаца 2 части 1 статьи 121 АПК РФ), представителей в суд не направили.
Согласно части 3 статьи 284 АПК РФ неявка извещенных надлежащим образом лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Арбитражный суд Поволжского округа, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела и проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 АПК РФ, только в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, а также проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в материалах дела доказательствам, приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" в адрес ответчика направлен проект государственного контракта поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан от 01.09.2022 N 09-5-66827/22.
Со стороны ГКУ ВО "УКС" контракт поставки газа не подписан.
В отсутствие договора истец поставлял в исковой период газ на объекты жилищного фонда, находящиеся в управлении ответчика, расположенные по адресу: Волгоградская область, Николаевский район, г. Николаевск, мкр. 1, д. 57а, кв. 5, 9, 12, 13, 15, 16, 22.
В свою очередь, ответчик, обязательства оплаты потребленного в декабре 2022 года природного газа не исполнил.
Истцом в адрес ответчика направлена претензия от 27.01.2023 N ИСХ0000824/08, с требованием об оплате образовавшейся задолженности, которая последним оставлена без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая исковые требования, суды первой и апелляционной инстанции правомерно руководствовались положениями статей 8, 210, 214, 296, 309, 310, 329, 330, 333, 401, 425, 539, 541, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 19, 92, 100, 153, 155, 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении), Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, а также типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42 (далее - Правила N 42), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 N 162, Информационными письмами Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 и от 17.02.1998 N 30, а также разъяснениями, содержащимися в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26.03.2020 N 606-О и постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", и, установив факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств оплаты поставленного истцом природного газа, пришли к правильному выводу о том, что обязанность по оплате потребленного в спорный период (декабрь 2022 года) нанимателями природного газа лежит на ответчике, как уполномоченном в силу закона, лице на распоряжение спорными квартирами, которому в свою очередь наниматели оплачивают потребленные ими коммунальные ресурсы.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов обоснованными, соответствующими установленным ими обстоятельствам по делу и примененным нормативным положениям.
Суды обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с Уставом, ГКУ ВО "УКС" является государственным казенным учреждением, осуществляющим государственные полномочия и функции министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области в сфере строительства, модернизации, реконструкции и капитального ремонта объектов для государственных нужд Волгоградской области, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области (пункт 1.3. Устава).
Согласно пункту 2.1. Устава учреждение создано с целью обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий учредителя путем исполнения его государственных полномочий и функций, оказания государственных услуг, выполнения работ.
Учреждение владеет, пользуется имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления, в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества (пункт 4.2. Устава)
Согласно пункту 2.4.2 Устава выполнение функций наймодателя жилых помещений специализированного жилищного фонда Волгоградской области, в том числе, заключение договоров найма жилых помещений специализированного жилищного форда Волгоградской области; заключение договоров, связанных с техническим обслуживанием, содержанием и ремонтом жилых помещений специализированного жилищного фонда Волгоградской области, относится к иным видам деятельности учреждения, не являющимся основными.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 216 ГК РФ предусмотрены вещные права лиц, не являющихся собственниками, которыми являются право хозяйственного ведения имуществом (статья 294) и право оперативного управления имуществом (статья 296).
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно статье 296 ГК РФ право оперативного управления как вещное право не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
Поскольку в статьях 296, 298 ГК РФ, определяющих права и обязанности собственника и унитарного предприятия в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в хозяйственное ведение имущества, то собственник, передав во владение на праве оперативного управления предприятию имущество, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
Таким образом, положения, закрепленные в статье 210 ГК РФ, распространяются также на лиц, владеющих имуществом на праве оперативного управления.
Из данной нормы права следует, что по общему правилу лицом, обязанным нести расходы, связанные с использованием помещения, является его собственник.
В силу пункта 1 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В соответствии с пунктом 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
В соответствии со статьей 296 ГК РФ казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и его назначением. Право оперативного управления, предоставляя его субъектам правомочия но владению и пользованию имуществом, также возлагает на них обязанности по его содержанию и оплате коммунальных услуг.
Факт нахождения спорного имущества на праве оперативного управления у ответчика последним не оспаривался и подтверждался в отзыве на претензию истца.
С учетом положений статей 309, 310, 425 ГК РФ при исполнении договора стороны обязаны руководствоваться его согласованными положениями и не вправе в одностороннем порядке отказываться от такого исполнения либо изменять их. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату и за газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах).
Как установлено судами, приказами Комитета строительства Волгоградской области спорные объекты включены в специализированный жилищный фонд Волгоградской области /для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Частью 1 статьи 153 ЖК РФ предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Указанная норма, в частности, предусматривает перечень лиц, имеющих обязательства по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, и момент возникновения данных обязательств применительно к моменту возникновения соответствующего права на жилое помещение.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора (пункт 1.1. части 2 статьи 153 ЖК РФ); нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования с момента заключения данного договора (пункт 1.1. части 2 статьи 153 ЖК РФ).
В соответствии с частями 7.5, 8 статьи 155 ЖК РФ в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги вносится собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме соответствующей ресурсоснабжающей организации. Собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Как следует из части 9 статьи 157.2. ЖК РФ положения настоящей статьи также распространяются на отношения с участием лиц, указанных в пунктах 1, 1.1, 3, 4, 6, 7 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса. В случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме, в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, в случае отсутствия договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных между ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, коммунальные услуги предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемыми в порядке, предусмотренном частью 6, пунктом 3 части 7 настоящей статьи, и с учетом особенностей, предусмотренных правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах.
Согласно позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26.03.2020 N 606-О, норма части 9 статьи 157.2 ЖК РФ, распространяющая действие положений статьи 157.2 ЖК РФ на отношения с участием лиц, указанных в пунктах 1, 1.1, 3, 4, 6, 7 части 2 статьи 153 данного Кодекса, и регулирующая, в частности, порядок предоставления коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме и в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, направлена на обеспечение предоставления коммунальных услуг указанным в ней лицам, не регулирует предоставление коммунальных услуг лицам, пользующимся жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Согласно части 1 статьи 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных этим кодексом.
Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
Сснованием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований ЖК РФ решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 6 статьи 12, часть 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 ЖК РФ).
В Жилищный кодекс Российской Федерации внесен специальный раздел IV "Специализированный жилищный фонд", который определяет виды жилых помещений специализированного жилищного фонда, их назначение, а также основания предоставления специализированных жилых помещений.
Специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (пункт 2 части 3 статьи 19 ЖК РФ).
Согласно пункту 8 части 1 и части 3 статьи 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
Части 1 и 3 статьи 100 ЖК РФ определяют, что по договору найма специализированного жилого помещения собственник такого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать нанимателю жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
В договоре найма указываются предмет договора, права и обязанности сторон по пользованию специализированным жилым помещением.
Порядок и требования отнесения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов к специализированному жилищному фонду установлены Правилами N 42.
Пунктом 3 Правил N 42 предусмотрено, что отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество.
Таким образом, договоры социального найма жилых помещений государственного и муниципального фондов и договор найма специализированного жилищного фонда различны по своей правовой природе, основаниям возникновения и основаниям прекращения.
Учитывая изложенное, вопреки доводам заявителя кассационной жалобы, в системной взаимосвязи вышеназванных норм права, прямые договорные отношения по предоставлению коммунальной услуги ресурсоснабжающей организацией с нанимателями специализированного жилищного фонда законодательством не предусмотрены.
Решений об исключении спорных жилых помещений из категории специализированного фонда уполномоченным органом в установленном порядке не принималось.
Ответчиком не представлены доказательства принятия уполномоченным органом решений о предоставлении спорных жилых помещений на условиях социального найма.
Таким образом, в данном случае лица, уполномоченные на распоряжение спорными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, которым наниматели помещений специализированного жилищного фонда оплачивают потребленные им коммунальные ресурсы в силу заключенных договоров найма специализированного жилищного фонда (подпункт 1 пункта 12, подпункт 5 пункта 13 договоров), в отношении с истцом являются абонентами (покупателями), т.е. лицами обязанными оплатить поставленные коммунальные ресурсы.
Как было указано выше, согласно пункту 2.4.2 Устава ГКУ ВО "УКС" учреждение выполняет функции наймодателя жилых помещений специализированного жилищного фонда Волгоградской области, в том числе заключение договоров найма жилых помещений специализированного жилищного фонда Волгоградской области; принятия решений по разрешению регистрации граждан специализированном жилищном фонде Волгоградской области; заключение договоров, связанных с техническим обслуживанием, содержанием и ремонтом жилых помещений специализированного жилого фонда Волгоградской области.
Реализуя указанные полномочия, ответчиком по ряду объектов заключены договоры найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, по условиям которых спорные объекты переданы во владение и пользование для временного проживания в нём.
Условиями договоров найма жилого помещения специализированного жилищного фонда определено, что наниматель обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, которая возникает у него с момента заключения договора. Наймодатель, в свою очередь, обязан обеспечивать предоставление нанимателю коммунальных услуг надлежащего качества, а также вправе требовать своевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Как установлено судами, и не оспорено участвующими в деле лицами, в спорный период договоры газоснабжения нанимателями жилых помещений непосредственно с ресурсоснабжающей организацией заключены не были.
В пункте 11 Правил N 354 указано, что условия предоставления коммунальных услуг нанимателю определяются в договоре найма, в том числе договоре социального найма, договоре найма специализированного жилого помещения, договоре найма жилого помещения, находящегося в частной собственности, - для нанимателя жилого помещения по такому договору.
Пунктом 12 Правил N 354 предусмотрено, что собственник жилого помещения, выступающий наймодателем жилого помещения, в целях обеспечения предоставления нанимателям коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства жилого помещения, заключает с исполнителем договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил; в частности, договоров электроснабжения, газоснабжения, отопления и т.д.
Исследовав и оценив представленные доказательства по настоящему делу, руководствуясь вышеуказанными нормами права, верно указав, что прямые договорные отношения на предоставление коммунальной услуги ресурсоснабжающей организацией с нанимателями специализированного жилищного фонда, законодательством не предусмотрены, суды пришли к обоснованному и правомерному выводу о том, что в рассматриваемых правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов в специализированный жилищный фонд участвуют наймодатель (ГКУ ВО "УКС"), а также ресурсоснабжающая организация.
Судами, верно, с учетом пункта 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" установлено, что в отсутствие письменного договора поставки газа, между истцом и ответчиком сложились фактические договорные отношения, подлежащие регулированию статьями 539 - 548 ГК РФ.
Таким образом, применительно к рассматриваемому спору, на основании вышеуказанных норм права, с учетом условий договоров найма, суды обоснованно исходили из того, что ГКУ ВО "УКС", как лицо, являющееся наймодателем специализированного жилищного фонда, обязано нести бремя содержания имущества, в том числе оплачивать потреблённые коммунальные ресурсы.
В свою очередь, потребители коммунальных услуг оплачивают эти услуги исполнителю (наймодателю).
С учетом изложенного, установив фактические обстоятельства дела, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что обязанность по оплате потребленного в спорный период (декабрь 2022 года) нанимателями природного газа лежит на ответчике, как уполномоченном в силу закона, лице на распоряжение спорными квартирами, которому в свою очередь наниматели оплачивают потребленными ими коммунальные ресурсы.
Отклоняя ссылку ответчика на вступившие в законную силу решения судов общей юрисдикции, руководствуясь положениями статьи 69 АПК РФ, суды обоснованно исходили из того, что указанные решения не имеют преюдициального значения при рассмотрении настоящего дела, были вынесены после спорного периода, предметом рассмотрения указанных гражданских дел являлся отказ ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" в заключении договоров поставки газа с конкретными гражданами (а не взыскание задолженности за потребленные услуги), в рамках рассмотрения указанных гражданских дел круг юридически значимых для настоящего дела обстоятельств не был установлен судами, не рассматривался статус ответчика в рамках рассмотрения правоотношений с истцом, с третьими лицами, не исследовались положения договоров найма специализированного жилого фонда, регулирующие отношения наймодателя (ГКУ ВО "УКС") и нанимателей.
Аналогичный правовой подход содержится в судебных актах по делу N А12-1843/2023 по спору между теми же лицами о взыскании стоимости потребленных коммунальных услуг за ноябрь 2022 года, по делам N А12-10920/2020, А12-13507/2022 (определением Верховного Суда Российской Федерации от 09.08.2023 N 306-ЭС23-15845 ГКУ ВО "УКС" отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Российской Федерации), А12-10415/2023, А12-2933/2022, А12-16489/2022 (определением Верховного Суда Российской Федерации от 22.08.2023 N 306-ЭС23-17108 ГКУ ВО "УКС" отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Российской Федерации).
При указанных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что суды первой и апелляционной инстанций приняли законное и обоснованное решение по делу, полно и всесторонне исследовав и оценив представленные доказательства, установив имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применив нормы права.
Согласно положениям статей 168, 268 АПК РФ полномочиями по оценке и переоценке фактических обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств наделены суды первой и апелляционной инстанций.
Компетенция суда кассационной инстанции определена статьями 286, 287 АПК РФ, согласно которым суд кассационной инстанции проверяет правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов о применении норм права установленным обстоятельствам и доказательствам, имеющимся в деле.
Доводы заявителя жалобы о ненадлежащей оценке судами первой и апелляционной инстанций представленных в материалы дела доказательств не могут быть приняты как недопустимые в суде кассационной инстанции, не наделенного полномочиями разрешать вопросы факта, исследовать и оценивать доказательства. Процессуальный закон относит это к прерогативе судов первой и апелляционной инстанций.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и с оценкой судом доказательств не является основанием для отмены принятых судебных актов в суде кассационной инстанции.
В силу части 1 статьи 288 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, фактически направлены на переоценку установленных судами предыдущих инстанций обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, не влияют на законность принятых судебных актов.
Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной судом при рассмотрении дела судебной ошибки.
Принимая во внимание изложенное, оснований для отмены судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26.07.2023 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2023 по делу N А12-5116/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
И.В. Арукаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами, верно, с учетом пункта 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" установлено, что в отсутствие письменного договора поставки газа, между истцом и ответчиком сложились фактические договорные отношения, подлежащие регулированию статьями 539 - 548 ГК РФ.
Таким образом, применительно к рассматриваемому спору, на основании вышеуказанных норм права, с учетом условий договоров найма, суды обоснованно исходили из того, что ГКУ ВО "УКС", как лицо, являющееся наймодателем специализированного жилищного фонда, обязано нести бремя содержания имущества, в том числе оплачивать потреблённые коммунальные ресурсы.
В свою очередь, потребители коммунальных услуг оплачивают эти услуги исполнителю (наймодателю).
С учетом изложенного, установив фактические обстоятельства дела, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что обязанность по оплате потребленного в спорный период (декабрь 2022 года) нанимателями природного газа лежит на ответчике, как уполномоченном в силу закона, лице на распоряжение спорными квартирами, которому в свою очередь наниматели оплачивают потребленными ими коммунальные ресурсы.
Отклоняя ссылку ответчика на вступившие в законную силу решения судов общей юрисдикции, руководствуясь положениями статьи 69 АПК РФ, суды обоснованно исходили из того, что указанные решения не имеют преюдициального значения при рассмотрении настоящего дела, были вынесены после спорного периода, предметом рассмотрения указанных гражданских дел являлся отказ ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" в заключении договоров поставки газа с конкретными гражданами (а не взыскание задолженности за потребленные услуги), в рамках рассмотрения указанных гражданских дел круг юридически значимых для настоящего дела обстоятельств не был установлен судами, не рассматривался статус ответчика в рамках рассмотрения правоотношений с истцом, с третьими лицами, не исследовались положения договоров найма специализированного жилого фонда, регулирующие отношения наймодателя (ГКУ ВО "УКС") и нанимателей.
Аналогичный правовой подход содержится в судебных актах по делу N А12-1843/2023 по спору между теми же лицами о взыскании стоимости потребленных коммунальных услуг за ноябрь 2022 года, по делам N А12-10920/2020, А12-13507/2022 (определением Верховного Суда Российской Федерации от 09.08.2023 N 306-ЭС23-15845 ГКУ ВО "УКС" отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Российской Федерации), А12-10415/2023, А12-2933/2022, А12-16489/2022 (определением Верховного Суда Российской Федерации от 22.08.2023 N 306-ЭС23-17108 ГКУ ВО "УКС" отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Российской Федерации)."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15 января 2024 г. N Ф06-11798/23 по делу N А12-5116/2023