г. Казань |
|
09 октября 2018 г. |
Дело N А57-2914/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 октября 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Топорова А.В., Мосунова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Ахметзяновой Л.А.,
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Саратовской области представителей:
Министерства образования Саратовской области - Неверова Д.А. доверенность от 28.03.2018,
общества с ограниченной ответственностью "ГЕОТЕК-СЕРВИС" - Любенко Ю.В., доверенность от 22.02.2018
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства образования Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 16.05.2018 (судья Викленко Т.И.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2018 (председательствующий судья Веряскина С.Г., судьи Акимова М.А., Грабко О.В)
по делу N А57-2914/2018
по заявлению Министерства образования Саратовской области к обществу с ограниченной ответственностью "ГЕОТЕК-СЕРВИС" (410005, г.Саратов, ул. им.Посадского И.Н., д.252 "А", ИНН 6450085012, 1146450008220) о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Министерство образования Саратовской области (далее - Министерство, заявитель) обратилось в арбитражный Саратовской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ГЕОТЕК-СЕРВИС" (далее - ООО "Геотек-Сервис", общество) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением арбитражного суда Саратовской области от 16.05.2018 оставленным без изменений постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано, производство по делу об административном правонарушении прекращено.
Заявитель, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на их незаконность, просит их отменить.
Общество отзывом отклонило доводы изложенные в кассационной жалобе, просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя из требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела, ООО "ГЕОТЕК-СЕРВИС" имеет лицензию от 07.10.2015 серии 64ЛО1 N 0001973, выданную Министерством, в соответствии с которой общество вправе осуществлять дополнительное профессиональное образование по адресу: г.Саратов, ул.Горького М.А., д.63. Согласно выписке из ЕГРЮЛ данный вид деятельности - является дополнительным видом предпринимательской деятельности.
Министерством, в период с 22.01.2018 по 16.02.2018 проведена плановая выездная проверка ООО "ГЕОТЕК-СЕРВИС" по вопросу соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере образования.
В ходе проверки 16.02.2018 в 09.00 выявлено осуществление ООО "ГЕОТЕК-СЕРВИС" по адресу: г.Саратов, ул. им.Горького A.M., д.63 деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), а именно, подпункта "3" пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 N 966 (далее - Положение о лицензировании образовательной деятельности): по адресу осуществления образовательной деятельности не созданы безопасные условия обучения обучающихся в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников с учетом соответствующих требований, установленных в соответствии с частью 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании в РФ) - отсутствует заключение государственного пожарного надзора.
По результатам проверки составлен акт от 16.02.2018 N 77, 16.02.2018 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ, Министерство направило материалы административного дела в арбитражный суд для привлечения общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований о привлечение ООО "ГЕОТЕК-СЕРВИС" к административной ответственности, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что административным органом не доказано наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд кассационной инстанции соглашается с данными выводами судебных инстанций в силу следующего.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
По делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, возложена на административный орган (часть 5 статьи 205 АПК РФ).
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Объективную сторону правонарушения составляют действия (бездействие), в результате которых предпринимательская деятельность ведется с грубым нарушением лицензионных требований.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N99-ФЗ) под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности).
В силу подпункта 40 пункта 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Пунктом 18 статьи 2 Закона об образовании в РФ предусмотрено, что образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
Согласно пункту 19 статьи 2 Закона об образовании в РФ организацией, осуществляющей обучение, является юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.
ООО "ГЕОТЕК-СЕРВИС" является организацией, осуществляющей обучение.
Положение о лицензировании образовательной деятельности устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно (пункт 1 Положения о лицензировании образовательной деятельности).
Согласно подпункту "з" пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются, в том числе: - наличие у образовательной организации безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, с учетом соответствующих требований, установленных в федеральных государственных образовательных стандартах, федеральных государственных требованиях и (или) образовательных стандартах, в соответствии с частью 6 статьи 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение их безопасности во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (пункт 8 части 1 статьи 41 Закона об образовании в РФ).
Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями (часть 2 статьи 41 Закона об образовании в РФ).
Таким образом, ООО "ГЕОТЕК-СЕРВИС" должно обеспечивать охрану здоровья обучающихся в соответствии с Законом об образовании в РФ.
Судебными инстанциями установлено и следует из представленного ООО "ГЕОТЕК-СЕРВИС" в материалы дела договора на установку видеодомофона от 26.01.2018 по адресу места осуществления лицензируемой деятельности (г.Саратов, ул. Горького М.А., д.63), проект системы пожарной сигнализации по тому же адресу, Договор на техническое обслуживание системы охраннопожарной сигнализации от 01.02.2017 N ТО-ТД/05 с ООО "Геотек-групп", журнал учета огнетушителей в учебных классах, начиная с 2015 года по настоящее время (2018 год), журнал регистрации вводного противопожарного инструктажа обучающихся с 2015 года по настоящее время (2018 год), инструкцию о порядке действия администрации в случае возникновения пожара, инструкция к плану эвакуации людей при возникновении пожара, утвержденная 15.06.2015, инструкцию к плану эвакуации людей при возникновении пожара, утвержденная 29.01.2016, Приказ о назначении ответственного по пожарной безопасности в организации от 07.02.2017 N 18-ОТ, Приказ об установлении противопожарного режима в образовательном учреждении N 12-ОТ от 12.01.2016, договор аренды части помещения от 01.10.2017 N 1 с ООО "Геотек-Групп", инструкцию о мерах пожарной безопасности N 12-2014, фототаблицы с изображениями мест расположения стендов "Правила пожарной безопасности", "Противопожарный инструктаж", "Инструктаж по электробезопасности", мест расположения тревожных кнопок, огнетушителей в арендуемых помещениях классах и коридорах, удостоверения о повышении квалификации работников, ответственных за гражданскую оборону и защиту населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по проверке знаний требований пожарной безопасности.
Судебными инстанциями правомерно отклонен довод Министерства о необходимости наличия у ООО "ГЕОТЕК-СЕРВИС" заключения государственного пожарного надзора на адрес осуществления образовательной деятельности.
В соответствии с подпунктами "е" и "ж" пункта 10 Положения о лицензировании образовательной деятельности для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган заявление, оформленное в соответствии с частями 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также следующие документы (копии документов) и сведения, в частности:
- реквизиты выданного в установленном порядке санитарноэпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, необходимых для осуществления образовательной деятельности;
- реквизиты заключения о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности при осуществлении образовательной деятельности (в случае если соискателем лицензии является образовательная организация).
Следовательно, лицензионное требование о наличии заключения о соответствии защиты обязательным требованиям пожарной безопасности при осуществлении образовательной деятельности установлено для конкретных лицензиатов - образовательных учреждений, к числу которых ООО "ГЕОТЕК-СЕРВИС" в силу пункта 19 статьи 2, статьи 31 Закона об образовании в РФ не относится.
Аналогичные выводы Рособнадзора размещены на официальном сайте Рособрнадзора obrnadzor.gov.ru, 2017, и в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.05.2014 N АК-1261/06 "Об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере ДПО".
Исследовав и оценив представленные в материалы дела документы в порядке статьи 71 АПК РФ, учитывая наличие перечисленных документов, которые свидетельствуют о создании обществом по адресу осуществления образовательной деятельности безопасных условий обучения обучающихся в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся и работников общества, и соответственно, о соблюдении ООО "ГЕОТЕК-СЕРВИС" требований подпункта "з" пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, судебные инстанции сделали правильный вывод о недоказанности административным органом наличия в действиях ООО "ГЕОТЕК-СЕРВИС" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Иная оценка заявителем кассационной инстанции, установленных по делу фактических обстоятельств дела, не свидетельствует о принятии незаконного судебного решения.
Суд кассационной инстанции проверил доводы, изложенные в кассационной жалобе, в полном объеме и отклоняет их, поскольку они не опровергают выводы судов, направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, которые в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входят в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушения норм процессуального права, являющиеся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 16.05.2018 и постановление Двенадцатый арбитражный апелляционный суд от 02.07.2018 по делу N А57-2914/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
А.В. Топоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с подпунктами "е" и "ж" пункта 10 Положения о лицензировании образовательной деятельности для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган заявление, оформленное в соответствии с частями 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также следующие документы (копии документов) и сведения, в частности:
- реквизиты выданного в установленном порядке санитарноэпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, необходимых для осуществления образовательной деятельности;
- реквизиты заключения о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности при осуществлении образовательной деятельности (в случае если соискателем лицензии является образовательная организация).
Следовательно, лицензионное требование о наличии заключения о соответствии защиты обязательным требованиям пожарной безопасности при осуществлении образовательной деятельности установлено для конкретных лицензиатов - образовательных учреждений, к числу которых ООО "ГЕОТЕК-СЕРВИС" в силу пункта 19 статьи 2, статьи 31 Закона об образовании в РФ не относится.
Аналогичные выводы Рособнадзора размещены на официальном сайте Рособрнадзора obrnadzor.gov.ru, 2017, и в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.05.2014 N АК-1261/06 "Об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере ДПО".
Исследовав и оценив представленные в материалы дела документы в порядке статьи 71 АПК РФ, учитывая наличие перечисленных документов, которые свидетельствуют о создании обществом по адресу осуществления образовательной деятельности безопасных условий обучения обучающихся в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся и работников общества, и соответственно, о соблюдении ООО "ГЕОТЕК-СЕРВИС" требований подпункта "з" пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, судебные инстанции сделали правильный вывод о недоказанности административным органом наличия в действиях ООО "ГЕОТЕК-СЕРВИС" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 9 октября 2018 г. N Ф06-38056/18 по делу N А57-2914/2018