г. Казань |
|
10 октября 2018 г. |
Дело N А65-23928/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 октября 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Логинова О.В.,
судей Егоровой М.В., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Халимова Р.А. (доверенность от 30.05.2018 N Д/59),
ответчика - Дубровиной Е.О. (доверенность от 09.01.2018 N АГ-02/16),
в отсутствие:
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную Федерального казенного учреждения "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" в лице Межрегионального филиала Федерального казенного учреждения "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" в г. Казани
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.05.2018 (судья Ситдиков Б.Ш.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2018 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Бажан П.В., Филиппова Е.Г.)
по делу N А65-23928/2017
по заявлению Федерального казенного учреждения "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России", г. Москва, в лице Межрегионального филиала Федерального казенного учреждения "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" в г. Казани (ОГРН 1127746046691, ИНН 7709895509) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Проект", г.Казань, о признании незаконным и отмене пунктов 2, 3, 4 решения,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" в лице Межрегионального филиала Федерального казенного учреждения "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" в Казани (далее - МРФ ФКУ "ЦОКР" в г. Казани", заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением (с учетом уточнения требований) о признании незаконными пунктов 2-4 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - антимонопольный орган, ответчик) от 13.07.2017 N 291-кз/2017 в части признания в действиях МРФ ФКУ "ЦОКР" в г. Казани" нарушения требований пункта 7 части 5 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе); выдачи МРФ ФКУ "ЦОКР" в г. Казани" предписания об устранении нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе; передачи в установленном порядке материалов должностному лицу антимонопольного органа для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.05.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2018 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.05.2018 оставлено без изменения.
Учреждение, не согласившись с вынесенными судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель антимонопольного органа в судебном заседании отклонил кассационную жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав явившихся в судебное заседание представителей заявителя и антимонопольного органа, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как усматривается из материалов дела, в антимонопольный орган поступила жалоба ООО "Проект" (от 06.07.2017 вх.N 11956/ж) на действия заказчика - МРФ ФКУ "ЦОКР" в г. Казани" при проведении открытого аукциона в электронной форме N 0811400000117000503 на поставку кресел оператора для нужд Управления Федерального казначейства по Саратовской области.
По результатам рассмотрения жалобы довод ООО "Проект" о неправомерном отклонении заявки заявителя жалобы по причине несоответствия/непредставления информации в заявке участника требованиям аукционной документации, признан необоснованным.
Антимонопольный орган признал жалобу необоснованной; принял решение от 13.07.2017 по делу N 291-кз/2017, которым признал заказчика нарушившим требования пункта 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
Частично не согласившись с указанным решением, общество обратилось в арбитражный суд.
При принятии судебного акта, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно исходили из следующих обстоятельств.
Законом о контрактной системе урегулированы отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (часть 1 статьи 1 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 1 части первой статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющейся объектом закупки.
В силу пункта 4 статьи 14 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются: условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Пунктом 1 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 155) установлено, что настоящий приказ определяет условия допуска для целей осуществления закупок следующих товаров, происходящих из иностранных государств.
Согласно пункту 3 Приказа N 155 при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений участникам закупки, заявки на участие или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов в порядке, предусмотренном пунктами 4 - 7 настоящего приказа в случае наличия в составе заявок на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений, окончательных предложениях документа, подтверждающего страну происхождения товара из государств - членов Евразийского экономического союза.
Пунктом 7 Приказа N 155 установлено, что при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения аукциона, в случае если победителем аукциона представлена заявка на участие в аукционе, которая содержит предложение о поставке товаров, указанных в пункте 1 настоящего приказа, происходящих из иностранных государств, за исключением товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза, контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 процентов от предложенной цены контракта.
В случае, если закупаемый товар для обеспечения государственных и муниципальных нужд подпадает в перечень товаров (Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОКПД 2 (ОК 034-2014), указанный в прилагаемой таблице к Приказу N 155, то заказчик обязан установить преференции в отношении цены контракта.
В таблице (Приложение 1 к Приказу N 155) представлен код ОКПД 2 под номером 26.20, который включает в себя Компьютерное и периферийное оборудование.
Материалами дела установлено, что на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 26.06.2017 размещено Извещение о проведении электронного аукциона N 0811400000117000503 на поставку кресел оператора для нужд Управления Федерального казначейства по Саратовской области. Заказчик - МРФ ФКУ "ЦОКР" в г. Казани".
Заказчиком установлен следующий код ОКПД 2: Наименование товара, работ, услуг - Поставка кресел оператора. Код по ОКПД 2 - 31.01.11.150. Единица измерения - шт. Количество - 33.00 Цена за ед.изм. - 5 189,83 руб. Стоимость - 171 264,39 руб.
Таким образом, в перечень товаров, на которые распространяются условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, входит предмет проводимой закупки - кресла оператора.
Между тем, ни в документации заказчика, ни в извещении о закупке, размещенном на сайте http://www.zakupki.gov.ru, ни в аукционной документации заказчика, не содержится информации о Приказе N 155, что говорит об отсутствии преференций для производителей из Евразийского экономического союза.
Приказ N 155 не содержит требований к форме документа, предоставляемого в составе заявки для целей подтверждения страны происхождения товара, указание в заявке наименования страны происхождения является фактом декларирования страны происхождения поставляемого товара в соответствии с Приказом N 155.
Заявитель пояснил, что участниками аукциона в составах заявок наименование страны происхождения товара было указано.
Вместе с тем, указание в первой части заявки страны происхождения товара не может рассматриваться как достаточная декларация страны происхождения товара, поскольку декларирование страны происхождения товара должно производиться путем оформления отдельного документа в составе второй части заявки.
При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о нарушении заказчиком требований пункта 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
Доводы учреждения о процессуальных нарушениях, допущенных антимонопольным органом, не нашли своего подтверждения, поскольку судами установлено, что порядок рассмотрения дел о нарушении законодательства о контрактной системе, закрепленный в статье 99 и главе 6 Закона о контрактной системе, антимонопольным органом не нарушен.
Процедура рассмотрения ФАС России жалоб в рамках контрактных правоотношений определена приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" также антимонопольным органом не нарушена.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка.
Эти доводы не опровергают сделанных судами первой и апелляционной инстанций выводов и не могут являться основанием для изменения или отмены законных и обоснованных судебных актов по настоящему делу.
Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств и не противоречат им.
Переоценка выводов судов первой и апелляционной инстанций в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ в суде кассационной инстанции не допускается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.05.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2018 по делу N А65-23928/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
О.В. Логинов |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Заявитель пояснил, что участниками аукциона в составах заявок наименование страны происхождения товара было указано.
Вместе с тем, указание в первой части заявки страны происхождения товара не может рассматриваться как достаточная декларация страны происхождения товара, поскольку декларирование страны происхождения товара должно производиться путем оформления отдельного документа в составе второй части заявки.
При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о нарушении заказчиком требований пункта 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
Доводы учреждения о процессуальных нарушениях, допущенных антимонопольным органом, не нашли своего подтверждения, поскольку судами установлено, что порядок рассмотрения дел о нарушении законодательства о контрактной системе, закрепленный в статье 99 и главе 6 Закона о контрактной системе, антимонопольным органом не нарушен.
Процедура рассмотрения ФАС России жалоб в рамках контрактных правоотношений определена приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" также антимонопольным органом не нарушена."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 10 октября 2018 г. N Ф06-37592/18 по делу N А65-23928/2017