г. Казань |
|
16 октября 2018 г. |
Дело N А65-16625/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 октября 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Сибгатуллина Э.Т., Арукаевой И.В.,
при участии представителей:
истца - Есенкова В.В. (доверенность от 09.01.2018),
ответчика - Багрова Д.В. (доверенность от 10.10.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бугульма-Водоканал"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.05.2018 (судья Коновалов Р.Р) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2018 (председательствующий судья Шадрина О.Е., судьи Демина Е.Г., Морозов В.А.)
по делу N А65-16625/2016
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Бугульма-Водоканал" (ОГРН 031610005745, ИНН 1645016886) к акционерному обществу "Тандер" (ОГРН 1022301598549, ИНН 2310031475) о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Бугульма-Водоканал" (далее - ООО "Бугульма-Водоканал", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к акционерному обществу "Тандер" (далее - АО "Тандер", ответчик) о взыскании 907 952,04 руб. задолженности.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.11.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2017, иск удовлетворен.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 11.04.2017 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.11.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2017 оставлены без изменения.
18.08.2017 АО "Тандер" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о пересмотре решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.11.2016 по настоящему делу по новым обстоятельствам.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.02.2018 заявление АО "Тандер" удовлетворено, решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.11.2016 отменено и дело назначено к повторному рассмотрению.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.05.2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2018, в удовлетворении иска ООО "Бугульма-Водоканал" отказано.
В кассационной жалобе ООО "Бугульма-Водоканал" просит отменить решение суда первой инстанции от 10.05.2018, постановление апелляционного суда от 07.08.2018 и оставить в силе решение суда первой инстанции от 01.11.2016, считая, что судами неправильно применены нормы материального права и нарушены нормы процессуального права. Доводы истца подробно изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
АО "Тандер" в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании доводы жалобы отклонили и просили оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как видно из материалов дела, 26.12.2013 между ООО "Бугульма-Водоканал" (Организация ВКХ) и АО "Тандер" (Абонент) был заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения N 1011, по условиям которого Организация ВКХ обязалась подавать Абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, осуществлять прием сточных вод Абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а Абонент обязался оплачивать холодную (питьевую) воду и водоотведение в сроки, порядке и размере, предусмотренные договором, а также соблюдать режимы водопотребления и водоотведения.
В соответствии с пунктом 14 договора Абонент обязуется соблюдать установленные нормативы допустимых сбросов и лимиты на сбросы сточных вод, принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов, соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на централизованную систему водоотведения.
Сторонами подписаны акты разграничения и схема водоснабжения и водоотведения.
Кроме того, сторонами подписано приложение N 8 к договору - сведения о нормативах допустимых сбросов и требования к составу и свойствам сточных вод.
27.10.2015 истец произвел отбор проб сточных вод в контрольном колодце ответчика, о чем составлен акт N 139. Проба была отобрана в присутствии представителя ответчика Лунева В.И., который указал свою должность как главный инженер. Акт отбора подписан без разногласий и возражений.
В результате проведенного анализа отобранных проб было установлено превышение содержания загрязняющих веществ по жирам.
Согласно произведенному истцом расчету размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения составил 907 952,04 руб.
Истцом ответчику были направлены соответствующие акты и счета на оплату, которые последним не были оплачены, несмотря на направленную в его адрес претензию от 30.03.2016 N 10-415, что явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Гражданско-правовые отношения, связанные с поставкой питьевой воды и приемом (сбросом) сточных вод, регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), вступившим в законную силу с 01.01.2013; Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), действующими с 14.08.2013.
В связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 и утверждением новых Правил холодного водоснабжения и водоотведения в Правила N 167 внесены изменения, в частности утратили силу пункты 1-8, 10-18, 32-60, 63, 66, 68 и 72-94 данных Правил. Остальные пункты Правил N 167 сохранили действие.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 416-ФЗ водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров холодного водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с частью 2 статьи 13 Закона N 416-ФЗ к договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено названным Законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения.
На основании статьи 14 Закона N 416-ФЗ к договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено Законом N 416-ФЗ, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения. По договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.
В случае заключения единого договора холодного водоснабжения и водоотведения такой договор должен содержать существенные условия, установленные Законом N 416-ФЗ для договоров холодного водоснабжения и водоотведения. К отношениям сторон по единому договору холодного водоснабжения и водоотведения применяются в соответствующих частях правила о договорах холодного водоснабжения и водоотведения, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа договора (статья 15 Закона N 416-ФЗ).
В силу части 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 25 Правил N 644 (в редакции, действовавшей в спорный период) абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и Правилами N 644, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
В силу подпунктов "ж", "и" пункта 35 Правил N 644 абонент обязан производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, а также вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с Правилами N 644; соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований.
Согласно пункту 111 Правил N 644 абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные Правилами N 644, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с пунктом 114 Правил N 644 состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N 3.
На основании подпунктов "в", "г" пункта 36 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
Согласно пункту 118 Правил N 644 в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 Правил N 644, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены Правилами N 644.
Положениями пунктов 64, 65 и 67 Правил N 167 также предусмотрены необходимость и порядок осуществления лабораторного контроля и соблюдения установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
В пункте 65 Правила N 167 установлено, что контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
Абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод (пункт 64 Правил N 167).
12.10.2012 постановлением Исполнительного комитета Бугульминского муниципального района от 12.10.2012 N 1240 были утверждены нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, пунктом 24 приложения которого руководствовался истец при отборе проб.
После принятия Арбитражным судом Республики Татарстан решения от 01.11.2016 по настоящему делу решением Бугульминского городского суда Республики Татарстан от 22.05.2017 по делу N 2а-346/2017 (в редакции дополнительного решения от 19.09.2017), оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 12.12.2017, постановление Исполнительного комитета Бугульминского муниципального района от 12.10.2012 N 1240 "Об утверждении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод" признано недействующим в части установления норматива водоотведения (сброса) по составу сточных вод, разрешенных к приему в хозяйственно-бытовую канализацию Бугульминского муниципального района, указанного в пункте 24 приложения к данному постановлению, которым определено отсутствие допустимых концентраций в сточных водах по наименованию показателя состава сточных вод - жиры, со дня его принятия.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, суды пришли к верному выводу о том, что в данном случае применению подлежат Правила N 644, приложением 5 которых установлены максимально допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, предусмотренных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, в части жиров - 50 мг/дм куб.
Судами установлено, что по результатам проведенных лабораторных исследований в сбрасываемых сточных водах ответчика обнаружена концентрация жиров в количестве 12,24 мг/куб.дм, то есть концентрация жиров в сбрасываемых сточных водах ответчика на момент отбора проб находилась в пределах допустимых нормативных показателей.
В этой связи, учитывая наличие новых обстоятельств, появившихся в результате принятия Бугульминским городским судом Республики Татарстан решения по делу N 2а-346/2017, отменив решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.11.2016 по настоящему делу и рассмотрев дело заново, суды предыдущих инстанции обоснованно пришли к выводу о том, что норматив по жирам ответчиком не нарушен, а потому правомерно отказали в удовлетворении иска ООО "Бугульма-Водоканал".
Доводы истца, изложенные в кассационной жалобе, судом округа отклоняются, поскольку были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводы судов, не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов и направлены по существу на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Принятые по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отмене не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.05.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2018 по делу N А65-16625/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Э.Т. Сибгатуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"После принятия Арбитражным судом Республики Татарстан решения от 01.11.2016 по настоящему делу решением Бугульминского городского суда Республики Татарстан от 22.05.2017 по делу N 2а-346/2017 (в редакции дополнительного решения от 19.09.2017), оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 12.12.2017, постановление Исполнительного комитета Бугульминского муниципального района от 12.10.2012 N 1240 "Об утверждении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод" признано недействующим в части установления норматива водоотведения (сброса) по составу сточных вод, разрешенных к приему в хозяйственно-бытовую канализацию Бугульминского муниципального района, указанного в пункте 24 приложения к данному постановлению, которым определено отсутствие допустимых концентраций в сточных водах по наименованию показателя состава сточных вод - жиры, со дня его принятия.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, суды пришли к верному выводу о том, что в данном случае применению подлежат Правила N 644, приложением 5 которых установлены максимально допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, предусмотренных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, в части жиров - 50 мг/дм куб.
Судами установлено, что по результатам проведенных лабораторных исследований в сбрасываемых сточных водах ответчика обнаружена концентрация жиров в количестве 12,24 мг/куб.дм, то есть концентрация жиров в сбрасываемых сточных водах ответчика на момент отбора проб находилась в пределах допустимых нормативных показателей.
В этой связи, учитывая наличие новых обстоятельств, появившихся в результате принятия Бугульминским городским судом Республики Татарстан решения по делу N 2а-346/2017, отменив решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.11.2016 по настоящему делу и рассмотрев дело заново, суды предыдущих инстанции обоснованно пришли к выводу о том, что норматив по жирам ответчиком не нарушен, а потому правомерно отказали в удовлетворении иска ООО "Бугульма-Водоканал"."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16 октября 2018 г. N Ф06-38116/18 по делу N А65-16625/2016
Хронология рассмотрения дела:
20.05.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1850/19
16.10.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-38116/18
07.08.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9810/18
10.05.2018 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-16625/16
28.02.2018 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-16625/16
11.04.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-18900/17
18.01.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-18388/16
01.11.2016 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-16625/16