г. Казань |
|
17 октября 2018 г. |
Дело N А65-26646/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 октября 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Петрушкина В.А., Муравьева С.Ю.,
при участи представителей:
общества с ограниченной ответственностью "Западный" - Ябировой А.А. (доверенность от 02.07.2018)
Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - Морозова В.В. (доверенность от 10.01.2018 N 1-30/57)
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Западный"
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2018 (председательствующий судья Юдкин А.А., судьи Бажан П.В., Драгоценнова И.С.)
по делу N А65-26646/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Западный" (ОГРН 1131644002984, ИНН 1644069691), г.Альметьевск, к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (ОГРН 1021602851753, ИНН 1655043430), г.Казань, о признании незаконным бездействия и понуждении устранить допущенные нарушения, с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан, г.Альметьевск, Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, г.Альметьевск, Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г.Казань,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Западный" (далее - ООО "Западный", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным бездействия Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (далее - Министерство), выраженного в не включении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 16:45:020143:2827 в "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2016 год", утверждённого распоряжением Министерства от 25.11.2015 N 2847-р, и в "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год", утверждённого распоряжением Министерства от 25.11.2016 N 3066-р; устранении допущенных нарушений, путем включения спорного объекта недвижимости в указанные Перечни и понуждении направить измененный Перечень в электронной форме в налоговый орган по месту нахождения указанного объекта недвижимого имущества, а так же разместить его на официальном сайте Министерства в сети Интернет, применить решение Арбитражного суда Республики Татарстан по данному делу в целях налогообложения по налогу на имущество организаций на налоговый период, начиная с 01.01.2016.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.04.2018 заявленные требования удовлетворены, признано незаконным бездействие Министерства, выраженное в не включении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 16:45:020143:2827 в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2016 и 2017 годы, на Министерство возложена обязанность устранить нарушение прав заявителя путем включения объекта недвижимого имущества, кадастровый номер 16:45:020143:2827, в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2016 и 2017 годы, и направления измененных Перечней в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Республики Татарстан и размещения их на официальном сайте Министерства в сети Интернет.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2018 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.04.2018 отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Западный", не согласившись с постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2018, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.04.2018.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Представитель ООО "Западный", явившийся в судебное заседание, доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал.
Представитель Министерства, явившийся в судебное заседание, с кассационной жалобой не согласился, просил оставить в силе обжалуемый судебный акт.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает, что постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2018 подлежит отменен в части.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "Западный" на праве собственности принадлежит торговый центр "Западный" в г. Альметьевске, назначение: нежилое, площадью 12 595 кв.м, количество этажей - 3, в том числе подземных 1, кадастровый номер 16:45:020143:2827, находящийся по адресу: Республика Татарстан, Альметьевский район, г.Альметьевск, ул. Ленина, д. 140, о чем 09.02.2016 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации.
Вышеуказанный объект введен в эксплуатацию разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 30.12.2015 N 16-92608101-1764/в-2015.
Министерством были приняты распоряжение от 25.11.2015 N 2847-р "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год" и распоряжение от 25.11.2016 N 3066-р "Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год".
ООО "Западный" обратилось 17.01.2017 в Министерство с заявлением о разъяснении причин не включения принадлежащего ему объекта недвижимости в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, составленный на основании распоряжений Министерства от 25.11.2016 N 3066-р, от 29.12.2016 N 3525-р.
Министерство письмом от 02.02.2017 N 1-30/1236 сообщило обществу, что при формировании Перечня на 2017 год в Исполнительном комитете Альметьевского муниципального района Министерством запрашивалась соответствующая информация, и о торговом центре "Западный" с кадастровым номером 16:45:020143:2827, расположенном по адресу: г.Альметьевск ул.Ленина д. 140, сведений не содержалось, в связи с чем данный объект не был включен в Перечень на 2017 год.
Поскольку объект недвижимого имущества с кадастровым номером 16:45:020143:2827 в Перечень на 2016 и 2017 год не включен, ООО "Западный", посчитав, что со стороны Министерства допущено незаконное бездействие, нарушающее его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанции, в совокупности оценив доказательства имеющиеся в материалах дела, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установили, что здание торгового центра "Западный" в г. Альметьевске с кадастровым номером 16:45:020143:2827, расположенное по адресу: г.Альметьевск ул.Ленина д. 140, принадлежащее обществу, может быть отнесено к объектам, перечисленным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации с особенностями, установленными статьей 1.1 Закона РТ от 28.11.2003 N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций", в смысле, придаваемом этим объектам налоговым законодательством, и отвечает критериям, заложенным в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации по фактическому назначению и использованию объекта.
Поскольку Министерство соответствующих мер по включению спорного здания в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 и 2017 года не приняло, что нарушает права ООО "Западный", суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности указанного бездействия, что послужило основанием для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, исходил из того, что общество с заявлением о включении спорного объекта в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость в Министерство в 2015 и 2016 годах не обращалось, Министерство не располагало информацией о спорном объекте для его включения в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 и 2017 годы, в связи с чем не могло включить спорный объект в указанный перечень.
Поскольку действующим законодательством не предусмотрено внесение изменений в течение налогового периода в перечень, определенный на соответствующий налоговый период в части возможности включения нового объекта налогообложения после 1-го числа очередного налогового периода, а возможно только в силу пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации включение выявленного в течение налогового периода объекта недвижимого имущества, не включенного в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период, суд апелляционной инстанции отказал ООО "Западный" в удовлетворении заявленных требований.
Между тем судами не было принято во внимание следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 372, пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы таких объектов, которые относятся к административно-деловым центрам и торговым центрам и помещениям в них (подпункт 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 1.1 Закона Республики Татарстан от 28.11.2003 N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций" налоговая база в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 2000 квадратных метров и помещений в них, расположенных на территориях населенных пунктов с численностью населения более 145 тысяч человек, определяется как их кадастровая стоимость, утвержденная в установленном порядке.
Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в части 1 настоящей статьи, определяется органом исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченным в области имущественных отношений, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21.11.2014 N 896 "Об утверждении состава сведений, подлежащих включению в Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и направлению в электронной форме в налоговые органы, и порядка формирования, ведения, утверждения и опубликования указанного Перечня" полномочия по формированию и утверждению указанного Перечня в Республике Татарстан осуществляет Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.
В целях реализации на территории Республики Татарстан статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство распоряжением от 25.11.2015 N 2847-р определило перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, а распоряжением от 25.11.2016 N 3066-р утвердило перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год.
Торговый центр "Западный", расположенный по адресу: г.Альметьевск ул.Ленина д. 140, введен в эксплуатацию разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 30.12.2015 N 16-92608101-1764/в-2015.
Данный торговый центр поставлен на кадастровый учет 25.01.2016 с присвоением кадастрового номера 16:45:020143:2827.
Право собственности на спорный объект зарегистрировано за ООО "Западный" 09.02.2016, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации.
Поскольку вышеуказанный объект недвижимости был поставлен на государственный кадастровый учет только 25.01.2016, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что данный объект не мог быть включен в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, так как не мог быть выявлен до 01.01.2016.
Однако данный объект недвижимости, который отвечает критериям, указанным в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации с особенностями, установленными в статье 1.1 Закона Республики Татарстан от 28.11.2003 N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций", должен был быть включен в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год.
Суд апелляционной инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявления в части признания незаконным бездействия Министерства, выраженного в не включении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 16:45:020143:2827 в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утверждённого распоряжением Министерства от 25.11.2016 N 3066-р, исходил из того, что в силу пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу пункта 4 статьи Налогового кодекса Российской Федерации законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов субъектов Российской Федерации о налогах, принятых в соответствии с названным Кодексом.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
Пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 379 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по налогу на имущество организаций признается календарный год.
Не включение в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость всех объектов недвижимого имущества, отвечающих критериям, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, создает условия неравенства налогообложения, что может привести к ограничению конкуренции.
В статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации закреплены принципы всеобщности и равенства налогообложения, недопустимости дискриминационного характера налогов и сборов, установления дифференцированных ставок. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны толковаться в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Из положений главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации не следует, что уполномоченный орган по своему усмотрению избирательно формирует перечень объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организации определяется как их кадастровая стоимость.
Обязанность по формированию и утверждению соответствующего Перечня объектов возлагается на Министерство и не зависит от волеизъявления собственника, в частности от момента обращения последнего с соответствующим заявлением.
Поскольку спорный объект при изложенных обстоятельствах мог быть и должен был быть выявлен Министерством для соответствующий целей в 2016 году до утверждения Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется исходя из их кадастровой стоимости на 2017 год, однако не был включен в указанный Перечень, суд первой инстанции правильно признал такое бездействие Министерства незаконным.
Аналогичная позиция изложена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 08.09.2017 N 303-КГ17-11821, от 06.06.2018 N 309-КГ18-6552, постановлениях Арбитражного суда Дальневосточного округа от 12.05.2017 по делу N А51-18780/2016, от 14.02.2017 по делу N А51-13146/2016, постановлениях Арбитражного суда Уральского округа от 09.07.2018 по делу N А76-12591/2017, от 21.02.2018 по делу N А76-25449/2016, постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.06.2016 по делу N А52-2601/2015.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2018 в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия Министерства, выраженного в не включении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 16:45:020143:2827 в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 год, понуждении Министерства устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО "Западный" путем включения объекта недвижимого имущества, кадастровый номер 16:45:020143:2827, в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 год, направить измененный Перечень в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Республики Татарстан и разместить его на официальном сайте Министерства в сети Интернет, отменить, в указанной части оставить в силе решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.04.2018.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2018 по делу N А65-26646/2017 в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, выраженного в не включении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 16:45:020143:2827 в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 год, понуждении Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Западный" путем включения объекта недвижимого имущества, кадастровый номер 16:45:020143:2827, в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 год, направить измененный Перечень в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Республики Татарстан и разместить его на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в сети Интернет, отменить.
В указанной части оставить в силе решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.04.2018 по настоящему делу.
В остальной части постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2018 по делу N А65-26646/2017 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
Р.В. Ананьев |
Судьи |
В.А. Петрушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку спорный объект при изложенных обстоятельствах мог быть и должен был быть выявлен Министерством для соответствующий целей в 2016 году до утверждения Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется исходя из их кадастровой стоимости на 2017 год, однако не был включен в указанный Перечень, суд первой инстанции правильно признал такое бездействие Министерства незаконным.
Аналогичная позиция изложена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 08.09.2017 N 303-КГ17-11821, от 06.06.2018 N 309-КГ18-6552, постановлениях Арбитражного суда Дальневосточного округа от 12.05.2017 по делу N А51-18780/2016, от 14.02.2017 по делу N А51-13146/2016, постановлениях Арбитражного суда Уральского округа от 09.07.2018 по делу N А76-12591/2017, от 21.02.2018 по делу N А76-25449/2016, постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.06.2016 по делу N А52-2601/2015.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2018 в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия Министерства, выраженного в не включении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 16:45:020143:2827 в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 год, понуждении Министерства устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО "Западный" путем включения объекта недвижимого имущества, кадастровый номер 16:45:020143:2827, в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 год, направить измененный Перечень в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Республики Татарстан и разместить его на официальном сайте Министерства в сети Интернет, отменить, в указанной части оставить в силе решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.04.2018."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17 октября 2018 г. N Ф06-38312/18 по делу N А65-26646/2017
Хронология рассмотрения дела:
17.10.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-38312/18
09.08.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8654/18
26.04.2018 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-26646/17
20.11.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-16143/17
26.09.2017 Определение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-26646/17