г. Казань |
|
24 октября 2018 г. |
Дело N А57-2032/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 октября 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Муравьева С.Ю., Петрушкина В.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу некоммерческого партнерства Охотничье хозяйство "Ивановское"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 18.05.2018 (судья Заграничный И.М.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2018 (председательствующий судья Жаткина С.А., судьи Антонова О.И., Цуцкова М.Г.)
по делу N А57-2032/2018
по исковому заявлению некоммерческого партнерства Охотничье хозяйство "Ивановское" (ОГРН 1046405408940) к Комитету охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области третье лицо: Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области о признании незаконным п. 6.1 охотхозяйственного соглашения от 24.09.2015 N 02-11/4., об обязании Комитет охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области исключить из охотхозяйственного соглашения п. 6.1. о годовом размере сборов за пользование объектами животного мира,
УСТАНОВИЛ:
некоммерческое партнерство "Охотничье хозяйство "Ивановское" (далее - НП "ОХ "Ивановское", некоммерческое партнерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к Комитету охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области (далее - Комитет, ответчик) о признании недействительным пункта 6.1 охотхозяйственного соглашения от 24.09.2015 N 02-11/4, понуждении Комитета исключить из охотхозяйственного соглашения от 24.09.2015 N 02-11/4 пункт 6.1 о годовом размере сборов за пользование объектами животного мира.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 18.05.2018, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2018, в удовлетворении иска отказано.
НП "ОХ "Ивановское", не согласившись с принятыми судебными актами, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между НП "ОХ "Ивановское" (охотопользователь), Комитетом и Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области заключено охотхозяйственное соглашение от 24.09.2015 N 02-11/4, по условиям которого охотопользователь обязуется обеспечивать проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, Комитет обязуется предоставить право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий согласно настоящему соглашению на срок, равный сроку действия соглашения, а Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области обязуется предоставить в аренду указанные в части 2 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" лесные участки (для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства).
В соответствии с пунктом 6.1 охотхозяйственного соглашения от 24.09.2015 N 02-11/4 годовой размер сборов за пользование объектами животного мира составляет 27 795 руб. (указывается годовой размер сборов за пользование объектами животного мира исходя из нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и численности охотничьих ресурсов, указанных в пункте 3.1 соглашения).
НП "ОХ "Ивановское", указывая, что первоначально право на осуществление охотхозяйственной деятельности было предоставлено истцу на основании долгосрочной лицензии от 22.12.2004 серия XX N 7752, выданной до принятия Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ, а охотхозяйственное соглашение подлежало заключению на льготных условиях без проведения аукциона и без указания на уплату годового сбора за пользование объектами животного мира, направило в адрес ответчика претензию с требованием исключить из охотхозяйственного соглашения от 24.09.2015 N 02-11/4 пункт 6.1 о годовом размере сборов за пользование объектами животного мира.
Комитет сообщил некоммерческому партнерству, что на него законом возложена обязанность по заключению охотхозяйственного соглашения на условиях, предусмотренных в типовой форме охотхозяйственного соглашения, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а условие об уплате годового сбора за пользование объектами животного мира, по мнению ответчика, предусмотрено императивными нормами закона, в связи с чем данные условия охотхозяйственного соглашения, не могут быть изменены.
НП "ОХ "Ивановское", полагая, что пункт 6.1 охотхозяйственного соглашения от 24.09.2015 N 02-11/4 противоречит действующему законодательству, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что пункт 6.1 охотхозяйственного соглашения от 24.09.2015 N 02-11/4 соответствует императивным нормам Лесного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", отказали в удовлетворении исковых требований.
Доводы кассационной жалобы о том, что данные выводы судов сделаны при неправильном толковании норм материального права, судебной коллегией отклоняется.
В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. К договору, не предусмотренному законом или иными правовыми актами, при отсутствии признаков, указанных в пункте 3 настоящей статьи, правила об отдельных видах договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами, не применяются, что не исключает возможности применения правил об аналогии закона (пункт 1 статьи 6 ГК РФ) к отдельным отношениям сторон по договору.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
Статьей 422 ГК РФ предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующим в момент его заключения.
Согласно части 2 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в редакции, действующей на момент заключения охотхозяйственного соглашения от 24.09.2015 N 02-11/4, по охотхозяйственному соглашению одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, указанные в части 2 статьи 25 настоящего Федерального закона земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий.
В соответствии с пунктами 4 и 10 части 4 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" охотхозяйственное соглашение включает в себя следующие условия: годовой размер арендной платы за предоставляемые в аренду и расположенные в границах охотничьего угодья земельные участки и лесные участки, рассчитанный исходя из минимальных размеров арендной платы, и годовой размер сборов за пользование объектами животного мира; иные предусмотренные федеральными законами условия.
В силу части 6 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" примерная форма охотхозяйственного соглашения утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.03.2010 N 93, зарегистрированном в Министерстве юстиции Российской Федерации от 30.04.2010 за N 17069, утверждена примерная форма охотхозяйственного соглашения.
Статьей 42 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что плата за пользование охотничьими ресурсами устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Как правильно отмечено судами, охотхозяйственное соглашение от 24.09.2015 N 02-11/4 подписано сторонами без каких-либо разногласий, данное соглашение длительный период времени исполнялось, при этом включение условия о годовом размере сборов за пользование объектами животного мира не противоречит императивным нормам действующего законодательства, а, напротив, в силу прямого указания закона такое условие подлежит включению в охотхозяйственное соглашение.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что охотхозяйственное соглашение от 24.09.2015 N 02-11/4 было заключено без проведения аукциона и в силу части 5 статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" при заключении данного охотхозяйственного соглашения истец обязан был единовременно внести плату за заключение такого соглашения, определяемую как произведение ставки платы за единицу площади охотничьего угодья, установленной в соответствии с частью 6 настоящей статьи, и площади соответствующего охотничьего угодья, в связи с чем включение в охотхозяйственное соглашение от 24.09.2015 N 02-11/4 пункта 6.1 противоречит действующему законодательству, несостоятелен.
В силу части 3 статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, при исполнении ими условий таких лицензий вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений на срок сорок девять лет.
Согласно части 5 статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" юридические лица, индивидуальные предприниматели, указанные в части 3 настоящей статьи, при заключении охотхозяйственных соглашений обязаны единовременно внести плату за заключение таких соглашений (за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи), определяемую как произведение ставки платы за единицу площади охотничьего угодья, установленной в соответствии с частью 6 настоящей статьи, и площади соответствующего охотничьего угодья.
Таким образом, в силу указанных норм юридические лица и индивидуальные предприниматели, указанные в части 3 статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", при заключении охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона обязаны единовременно внести плату за заключение таких соглашений.
В Федеральном законе от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" отсутствует норма, согласно которой юридические лица и индивидуальные предприниматели, заключившие охотхозяйственное соглашение в порядке переоформления долгосрочной лицензии, освобождаются от уплаты сборов за пользование объектами животного мира, тогда как в силу пункта 4 части 4 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" такое условие должно содержаться в охотхозяйственном соглашении, что также следует из типовой формы охотхозяйственного соглашения, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.03.2010 N 93.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что требований НП "ОХ "Ивановское" необоснованны и не подлежат удовлетворению.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Саратовской области от 18.05.2018 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 18.05.2018 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2018 по делу N А57-2032/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Р.В. Ананьев |
Судьи |
С.Ю. Муравьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В Федеральном законе от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" отсутствует норма, согласно которой юридические лица и индивидуальные предприниматели, заключившие охотхозяйственное соглашение в порядке переоформления долгосрочной лицензии, освобождаются от уплаты сборов за пользование объектами животного мира, тогда как в силу пункта 4 части 4 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" такое условие должно содержаться в охотхозяйственном соглашении, что также следует из типовой формы охотхозяйственного соглашения, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.03.2010 N 93.
...
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Саратовской области от 18.05.2018 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24 октября 2018 г. N Ф06-38233/18 по делу N А57-2032/2018