г. Казань |
|
29 октября 2018 г. |
Дело N А55-34950/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 октября 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фёдоровой Т.Н.,
судей Филимонова С.А., Бубновой Е.Н.,
без участия надлежащим образом извещенных сторон по делу,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Корпорация "Берлускони"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 24.04.2018 (судья Колодина Т.И.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2018 (председательствующий судья Морозов В.А., судьи Балашева В.Т., Демина Е.Г.)
по делу N А55-34950/2017
по иску общества с ограниченной ответственностью "Корпорация "Берлускони" (ОГРН 1056318088298, ИНН 6318148962), г. Самара к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальная система" (ОГРН 1126317005198, ИНН 6317093277), г. Самара об обязании представить документы и информацию,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Корпорация "Берлускони" (далее - ООО "Корпорация "Берлускони", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальная система" (далее - ООО "ЖКС", ответчик) об обязании представить истцу как собственнику нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Самара, ул. Стара-Загора, д. 41, следующую информацию и документы по договору управления МКД от 01.10.2013 за период с 01.01.2014 по 31.12.2016:
1. Акты выполненных работ и (или) оказанных услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Стара-Загора, д. 41, за 2014, 2015, 2016 года, согласно приложению N 2 договора управления МКД, подписанные лицом, уполномоченным собственниками многоквартирного дома;
2. Сметы доходов и расходов на работы и услуг и по содержанию общего имущества многоквартирного дома за 2014, 2015, 2016 года и первичные учетные документы, подтверждающие такие расходы;
3. Основания списания денежных средств за 2014 - 2016 гг. с лицевого счета дома, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Стара-Загора, д. 41, в размере 3 743 839,73 рублнй;
4. О порядке ведения и учета денежных средств собственников на лицевом счете дома по ул. Стара-Загора, 41, и о лице, осуществляющем ведение и учет денежных средств;
5. О порядке осуществления ООО "ЖКС" оплаты поставщикам коммунальных и прочих услуг, выполненных сторонами обязательств по договорам оказания услуг, договорам подряда в отношении общего имущества дома по адресу: г. Самара, ул. Стара-Загора, 41;
6. О порядке ведения и учета денежных средств, поступивших от ООО "Корпорация "Берлускони" за период на лицевом счете дома по адресу: г. Самара, ул. Стара-Загора, 41;
7. Сведения о том, какие работы (услуги) планируется выполнить (оказать) ООО "ЖКС" в 2018 году с указанием даты их выполнения и стоимости каждой работы (услуги).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 24.04.2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2018, исковые требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе истец с принятыми по делу судебными актами не согласился, просил их отменить, полагая, что ответчик, уклоняясь от представления истцу (и иным собственникам нежилых помещений) истребуемых у него информации и документов, связанных напрямую со своей деятельностью, действует вопреки требованиям Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), и Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 (далее - Стандарт N 731).
Ответчик отзыв на кассационную жалобу суду не представил.
В судебное заседание кассационной инстанции стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы 16.10.2018, явку своих представителей не обеспечили.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании 16.10.2018 был объявлен перерыв до 12 часов 15 минут 23.10.2018, по окончании которого судебное заседание было продолжено.
Правильность применения судами обеих инстанций при разрешении настоящего спора норм материального и процессуального права проверена Арбитражным судом Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 АПК РФ, и сделан вывод о наличии оснований для отмены вынесенных по делу судебных актов с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ответчик осуществляет фактическую деятельность по управлению домом N 41 по ул. Стара-Загора в г. Самара (протокол общего собрания собственников помещений от 01.08.2013, договор управления от 01.10.2013), а истец является собственником нежилых помещений в указанном доме общей площадью 1658,9 кв. м.
Считая, что ответчик, будучи управляющей организацией многоквартирного дома N 41 по ул. Стара-Загора в г. Самара, с которой у истца имеется договор управления б/н от 01.10.2013, пренебрегает своей обязанностью по надлежащему раскрытию и размещению информации в отношении своей деятельности по управлению домом перед собственниками нежилых помещений в этом доме, истец обратился в арбитражный суд с требованиями к ответчику об обязании последнего предоставить истцу соответствующую информацию и документы о выполненных работах (оказанных услугах) по содержанию общего имущества в спорном многоквартирном доме.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в полном объеме, суды первой и апелляционной инстанций исходили, в том числе, из того, что нормативно-правовыми актами, на которые ссылался истец, не установлена обязанность управляющей организации предоставлять собственникам помещений указанные в иске документы и сведения, и что управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у неё в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений (постановление Президиума ВАС РФ от 09.11.2010 N 4910/10).
Между тем, принимая оспоренные по делу решение от 24.04.2018 и постановление от 05.07.2018 об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований в полном объеме, судами обеих инстанций не было учтено следующее.
Согласно Стандарту N 731 управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующие виды информации:
а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива);
б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества;
в) общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;
г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;
д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (нормативах накопления твердых коммунальных отходов);
е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме;
ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор);
з) информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний;
и) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год;
к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.
Информация, предусмотренная подпунктами "в" - "и" пункта 3 настоящего документа, раскрывается в отношении каждого многоквартирного дома, управление которым осуществляет управляющая организация, товарищество или кооператив.
Отказ в предоставлении информации может быть обжалован в установленном законодательством Российской Федерации судебном порядке.
Управляющими организациями информация раскрывается путем:
а) обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации:
сайт управляющей организации;
сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность.
Информация размещается управляющей организацией, товариществом или кооперативом на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на сайте в сети Интернет, выбранном управляющей организацией, товариществом или кооперативом из числа сайтов, указанных в подпункте "а" пункта 5 и подпункте "а" пункта 5(1) настоящего Постановления. При этом информация должна быть доступна в течение 5 лет.
Раскрытие информации путем ее опубликования в сети Интернет и взаимодействие уполномоченного федерального органа исполнительной власти, уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных органов местного самоуправления с управляющими организациями, товариществами и кооперативами при раскрытии информации путем ее опубликования в сети Интернет осуществляются в соответствии с регламентом, утверждаемым Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны сообщать по запросу потребителей - граждан и организаций, являющихся собственниками (нанимателями) помещений в многоквартирном доме (далее - потребитель), адрес официального сайта в сети Интернет, на котором размещена информация.
Раскрытие управляющими организациями, товариществами и кооперативами информации на сайтах в сети Интернет, указанных в подпункте "а" пункта 5 и подпункте "а" пункта 5(1) настоящего документа, осуществляется по формам раскрытия указанными организациями информации, утвержденным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Раскрытие управляющей организацией, товариществом и кооперативом информации осуществляется по формам, утвержденным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Указанные формы должны предусматривать детализацию видов информации, предусмотренных пунктом 3 настоящего документа, обеспечивающую реализацию собственниками помещений в многоквартирном доме правомочий собственников в полном объеме.
Обязанность по раскрытию информации, предусмотренной подпунктами "а" - "ж" и "к" пункта 3 настоящего документа, возникает: для управляющей организации - не позднее 30 дней со дня заключения договора управления.
Информация, предусмотренная подпунктом "и" пункта 3 настоящего документа, раскрывается ежегодно, в течение I квартала текущего года за предыдущий год, в котором управляющая организация, товарищество, кооператив осуществляли управление многоквартирным домом.
Изменения, внесенные в раскрытую информацию, подлежат опубликованию в тех же источниках, в которых первоначально была опубликована соответствующая информация, в следующие сроки: на официальном сайте в сети Интернет, указанном в подпункте "а" пункта а и подпункте "а" пункта 5(1) настоящего документа, - в течение 7 рабочих дней со дня изменения соответствующих сведений.
Кроме того, в соответствии с пунктом 33 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (ред. от 25.12.2015) потребитель имеет право, в том числе, получать от исполнителя информацию, которую тот обязан предоставить потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора, содержащего положения о представлении коммунальных услуг.
Таким образом, после соответствующего предложения со стороны суда (при необходимости) и надлежащей корректировки истцом своих требований в порядке статьи 49 АПК РФ последний был вправе рассчитывать на удовлетворение (в полном объеме либо в части) своих требований.
Что касается утверждения судов обеих инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований только по причине того, что в нормативно-правовых актах, на которые сослался истец, не установлена обязанность управляющей организации представлять собственникам помещений указанные в иске документы и сведения, то его следует признать ошибочным, ибо прерогатива правильного применения и толкования законов и иных нормативных правовых актов в конкретном споре в соответствии с АПК РФ (пункт 1 статьи 168, статья 270) принадлежит суду.
При указанных обстоятельствах состоявшиеся по делу судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, которому следует (при необходимости) предложить истцу уточнить свои требования, и - с учетом действующего законодательства - вынести по делу законный и обоснованный судебный акт по существу спора.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 24.04.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2018 по делу N А55-34950/2017 отменить, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Корпорация "Берлускони" - удовлетворить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.Н. Фёдорова |
Судьи |
С.А. Филимонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказывая в удовлетворении исковых требований в полном объеме, суды первой и апелляционной инстанций исходили, в том числе, из того, что нормативно-правовыми актами, на которые ссылался истец, не установлена обязанность управляющей организации предоставлять собственникам помещений указанные в иске документы и сведения, и что управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у неё в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений (постановление Президиума ВАС РФ от 09.11.2010 N 4910/10).
Между тем, принимая оспоренные по делу решение от 24.04.2018 и постановление от 05.07.2018 об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований в полном объеме, судами обеих инстанций не было учтено следующее.
...
Изменения, внесенные в раскрытую информацию, подлежат опубликованию в тех же источниках, в которых первоначально была опубликована соответствующая информация, в следующие сроки: на официальном сайте в сети Интернет, указанном в подпункте "а" пункта а и подпункте "а" пункта 5(1) настоящего документа, - в течение 7 рабочих дней со дня изменения соответствующих сведений.
Кроме того, в соответствии с пунктом 33 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (ред. от 25.12.2015) потребитель имеет право, в том числе, получать от исполнителя информацию, которую тот обязан предоставить потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора, содержащего положения о представлении коммунальных услуг."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29 октября 2018 г. N Ф06-38594/18 по делу N А55-34950/2017