г. Казань |
|
30 октября 2018 г. |
Дело N А55-33492/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Хайруллиной Ф.В., Муравьёва С.Ю.
в отсутствие лиц, участвующих в деле - извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента градостроительства городского округа Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 11.05.2018 (судья Разумов Ю.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2018 (председательствующий судья Карпов В.В., судьи Балакирева Е.М., Пышкина Н.Ю.)
по делу N А55-33492/2017
по исковому заявлению Департамента градостроительства городского округа Самара, г. Самара, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, акционерному обществу "Ракетно-космический центр "Прогресс", г. Самара (ОГРН 1146312005344, ИНН 6312139922) о признании отсутствующим права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок и снятии земельного участка с кадастрового учета, третье лицо - администрация городского округа Самара, г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
Департамент градостроительства городского округа Самара (далее -Департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области, Управление) и акционерному обществу "Ракетно-космический центр "Прогресс" (далее - АО "РКЦ "Прогресс", Общество) о признании права постоянного (бессрочного) пользования завода "Прогресс" на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0242001:3 площадью 47 894 кв. м, расположенный по адресу: г. Самара, Кировский район, пр. Кирова, д. 145, отсутствующим и снятии указанного земельного участка с кадастрового учета.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), привлечена администрация городского округа Самара.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11.05.2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2018, в удовлетворении исковых требований отказано.
Департамент обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, мотивируя неправильным применением судами норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами, постановлением администрации города Самары от 05.02.1993 N 217 заводу "Прогресс" предоставлен в постоянное пользование земельный участок площадью 4,7894 га по адресу: пр. Кирова, д. 145 в Кировском районе, фактически занимаемый Дворцом культуры, что подтверждается свидетельство о праве постоянного пользования земельным участком от 01.04.1993 N 68574.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 13.09.2017 следует, что земельный участок с кадастровым номером 63:01:0242001:3 площадью 47 894 кв. м, расположенный по адресу: г. Самара, Кировский район, пр. Кирова, д. 145 поставлен на кадастровый учет 07.08.2003, имеет статус "актуальный, ранее учтенный", разрешенное использование - Дворец культуры, право на указанный земельный участок не зарегистрировано.
Постановлением главы города Самары от 09.06.2005 N 1589 прекращено право постоянного пользования земельными участками федерального государственного унитарного предприятия "Государственный научно-производственный ракетно-космический центр "ЦСКБ Прогресс" (далее - ФГУП "ГНП РКЦ "ЦСКБ Прогресс"), в том числе земельным участком площадью 47 894 кв.м. по адресу: г. Самара, Кировский район, пр. Кирова, д. 145.
Из заключения кадастрового инженера, содержащегося в межевом плане от 21.06.2010, и отзыва Управления следует, что земельный участок площадью 47 894 кв. м, был разделен на:
- земельный участок с кадастровым номером 63:01:0242001:13 площадью 7215,6 кв. м;
- земельный участок с кадастровым номером 63:01:0242001:14 площадью 15 934,7 кв. м;
- земельный участок площадью 24 743,7 кв. м, который на основании заявления Департамента управления имуществом городского округа Самара от 22.06.2010 и представленного с ним межевого плана от 21.06.2010 был поставлен на кадастровый учет 05.07.2010 с присвоением кадастрового номера 63:01:0242001:543 и уточненной площадью 26 233,4 кв. м
Право собственности на земельный участок площадью 26 233,4 кв. м за муниципальным образованием - городской округ Самара зарегистрировано 02.08.2010.
В последующем земельный участок с кадастровым номером 63:01:0242001:543 площадью 26 233,4 кв. м разделен на два земельных участка, которые поставлены на кадастровый учет 10.09.2010 с присвоением кадастровых номеров 63:01:0242001:544 и 63:01:0242001:545 и регистрацией 29.10.2010 права собственности муниципального образования - городской округ Самара на данные земельные участки.
Согласно данным публичной кадастровой карты объект капитального строительства - Дворец культуры распложен на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0242001:545.
В свою очередь, постановлением главы города Самары от 31.03.2005 N 289 ООО "ЛОТС-1" предоставлен в аренду сроком на 3 года без права выкупа земельный участок площадью 7215,60 кв. м, расположенный по адресу: улица Победы/Севастопольская в Кировском районе г. Самары, для строительства.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 13.09.2017 следует, что земельный участок площадью 7216 кв. м, расположенный по адресу: г. Самара, Кировский район ул. Победы - ул. Севастопольская, поставлен на кадастровый учет 05.07.2005 с присвоением кадастрового номера 63:01:0242001:13.
Согласно заключению кадастрового инженера, содержащемуся в межевом плане от 21.06.2010, и отзыву Управления земельный участок с кадастровым номером 63:01:0242001:13 площадью 7215,6 кв. м образован из земельного участка с кадастровым номером 63:01:0242001:3 площадью 47 894 кв. м и в настоящее время актуальные записи на указанный земельный участок в реестре прав отсутствуют.
Постановлением главы города Самары от 31.03.2005 N 330 прекращено право постоянного пользования земельным участком площадью 15 934,7 кв. м, расположенным по адресу: пр. Кирова, 145 в границах улиц Победы, Севастопольской, Физкультурной, Каховского в Кировском районе, предоставленным ФГУП "ГНП РКЦ "ЦСКБ Прогресс" (свидетельство о праве постоянного пользования на землю от 01.04.1993 N 68574).
Пунктом 4 данного постановления указанный земельный участок площадью 15 934,7 кв. м предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование Департаменту капитального строительства Самарской области для строительства.
Согласно заключению кадастрового инженера, содержащемуся в межевом плане от 21.06.2010, и отзыву Управления земельный участок площадью 15 934,7 кв. м поставлен на кадастровый учет 26.09.2005 с присвоением кадастрового номера 63:01:0242001:14, земельный участок образован из земельного участка с кадастровым номером 63:01:0242001:3 площадью 47 894 кв. м, в отношении земельного участка 24.10.2006 зарегистрировано право собственности Самарской области и 10.08.2011 зарегистрировано право постоянного пользования земельным участком за государственным бюджетным учреждением Самарской области "Грация".
Департамент 06.10.2017 обратился в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением N Д05-01/2299 о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 63:01:0242001:3, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, проспект Кирова, д. 145.
Письмом от 27.10.2017 Управление Росреестра по Самарской области отказало Департаменту в снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 63:01:0242001:3, в связи с тем, что в массиве сведений о правах, возникших по состоянию на 1992 - 1998 годы содержится экземпляр свидетельства с приложением топографического плана, выданного заводу "Прогресс" на основании постановления администрации города Самары от 05.02.1993.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Департамента в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с частями 3 и 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке.
В пункте 52 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22) разъяснено, что оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в реестр. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в реестр. В случаях, когда запись в реестре нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Иск о признании обременения отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством.
В соответствии со статьей 45 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса. По смыслу пункта 1 статьи 45 и статьи 53 ЗК РФ для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком путем отказа землепользователя от этого права правообладатель подает соответствующее заявление в орган, уполномоченный распоряжаться земельным участком от имени собственника, который принимает решение о прекращении права и обязан обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации прекращения права в случае регистрации такого права.
Из материалов дела видно, что государственная регистрация права в отношении спорного земельного участка не осуществлена, земельный участок выбыл из владения АО "РКЦ "Прогресс", на спорном земельном участке отсутствуют какие-либо объекты недвижимости, принадлежащие обществу, при этом ответчик фактически отказался от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и это право было прекращено в административном порядке, что исключает возможность принудительного прекращения права в судебном порядке по требованию заинтересованного лица.
В настоящее время, как установлено судами, в границах земельного участка с кадастровым номером 63:01:0242001:3 площадью 47 894 кв. м, права на который в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрированы, образованы и поставлены на кадастровый учет: земельный участок с кадастровым номером 63:01:0242001:13 площадью 7215,6 кв. м, права на который в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрированы, земельный участок с кадастровым номером 63:01:0242001:14 площадью 15 934,7 кв. м, принадлежащий на праве собственности Самарской области, земельные участки с кадастровыми номерами 63:01:0242001:544 и 63:01:0242001:545, принадлежащие на праве собственности муниципальному образованию - городской округ Самара.
Согласно пункту 1 статьи 14 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пункте 4 указанной статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
При разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (пункт 6 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации).
Поскольку, как видно из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 63:01:0242001:13 площадью 7215,6 кв. м образован в результате раздела исходного земельного участка с кадастровым номером 63:01:0242001:3 площадью 47 894 кв. м, находящегося в государственной собственности, и полностью определяется в его границах, права на образованный из исходного участок не зарегистрированы, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 13.09.2017, оснований полагать, что земельный участок с кадастровым номером 63:01:0242001:3 прекратил свое существование, не имеется.
Отказ в снятии данного земельного участка с учета не нарушает права администрации как лица, осуществляющего полномочия собственника в отношении земельного участка, так как нахождение земельного участка на кадастровом учете не является препятствием для возможности осуществления преобразования данного объекта недвижимости в порядке, установленном действующим законодательством.
С 01.01.2017 государственный кадастровый учет недвижимости проводится в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Довод заявителя жалобы о том, что поскольку спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет до 01.03.2008, имелись основания для снятия спорного земельного участка с кадастрового учета в соответствии с положениями части 3 статьи 70 Закона N 218-ФЗ, судебной коллегией отклоняется.
Действительно, частью 3 статьи 70 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения ЕГРН снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в соответствии с законодательством Российской Федерации до 01.03.2008, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в ЕГРН.
Порядок действий Управления Росреестра при снятии с кадастрового учета таких земельных участков определен пунктом 181 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 16.12.2015 N 943 (далее - Порядок ведения ЕГРН).
В соответствии с письмом Минэкономразвития России от 10.02.2017 N ОГ-Д23-1484 порядок действий органа кадастрового учета в отношении земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до 01.03.2008 при отсутствии в кадастре недвижимости информации о правах на такие земельные участки или в реестре прав на недвижимость записей о правах (ограничениях прав) на такие земельные участки установлен пунктом 181 Приказа Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943 "Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки" в зависимости от наличия в ГКН сведений об исходных земельных участках или расположенных на них объектах недвижимости и наличия в ГКН или ЕГРП сведений об их правообладателях, обеспечивающих возможность направления правообладателю уведомления по почтовому адресу или адресу электронной почты. В случае наличия указанной возможности орган регистрации прав направляет правообладателю уведомление. Если в течение 6 месяцев со дня направления уведомления в орган регистрации прав не будут представлены документы для проведения регистрации прав в отношении земельных участков, такие земельные участки будут сняты с учета.
Исходя из изложенного, земельные участки, сведения о правообладателях которых отсутствуют в ЕГРН, могут быть сняты с учета только при отсутствии сведений о наличии на этих земельных участках объектов недвижимости (определение Верховного Суда Российской Федерации от 2 августа 2018 г. N 306-КГ18-12430).
Однако, в данном случае из материалов дела не следует, что на исходном земельном участке с кадастровым номером 63:01:0242001:3 отсутствуют объекты недвижимости, таких доводов кассационная жалоба не содержит.
Таким образом, исходя из конкретных обстоятельств данного дела, характера возникших между сторонами правоотношений и результата оценки представленных доказательств, отказ в удовлетворении исковых требований арбитражный суд округа считает правомерным.
В рамках настоящего дела заявитель не доказал, что кадастровый учет спорного земельного участка осуществлен с нарушением закона либо у него отсутствует иная возможность восстановления и защиты прав.
Суд кассационной инстанции отмечает, что применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела Департамент реализовал право на судебную защиту, обратившись в рамках другого дела N А55-15143/2018 с заявлением к Управлению о признании незаконным отказа в снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 63:01:0242001:3, оформленного письмом от 26.03.2018 N 11-2717-1 и снятии названного земельного участка с кадастрового учета.
Согласно информации, размещенной в сети Интернет в общедоступной базе электронных документов "Картотека арбитражных дел" на официальном сайте сети Интернет, заявление принято к производству суда, ведется судебное разбирательство, в рамках которого Департамент не лишен возможности привести доводы о наличии оснований для снятия спорного земельного участка с кадастрового учета, подлежащие рассмотрению и оценке с учетом правил распределения бремени доказывания.
Учитывая изложенное, принимая во внимание положения статей 286 и 287 АПК РФ, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы Департамента.
Кроме того, оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ (в том числе нарушений норм процессуального права, которые в любом случае являются основанием к отмене обжалуемых решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции), для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов судом округа не рассматривался.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 11.05.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2018 по делу N А55-33492/2017 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.Ф. Фатхутдинова |
Судьи |
Ф.В. Хайруллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с письмом Минэкономразвития России от 10.02.2017 N ОГ-Д23-1484 порядок действий органа кадастрового учета в отношении земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до 01.03.2008 при отсутствии в кадастре недвижимости информации о правах на такие земельные участки или в реестре прав на недвижимость записей о правах (ограничениях прав) на такие земельные участки установлен пунктом 181 Приказа Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943 "Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки" в зависимости от наличия в ГКН сведений об исходных земельных участках или расположенных на них объектах недвижимости и наличия в ГКН или ЕГРП сведений об их правообладателях, обеспечивающих возможность направления правообладателю уведомления по почтовому адресу или адресу электронной почты. В случае наличия указанной возможности орган регистрации прав направляет правообладателю уведомление. Если в течение 6 месяцев со дня направления уведомления в орган регистрации прав не будут представлены документы для проведения регистрации прав в отношении земельных участков, такие земельные участки будут сняты с учета."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 30 октября 2018 г. N Ф06-38052/18 по делу N А55-33492/2017