г. Казань |
|
01 ноября 2018 г. |
Дело N А65-1625/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 ноября 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Закировой И.Ш.,
судей Баширова Э.Г., Мосунова С.В.,
при участии:
заявителя - Дулова А.Л., лично, паспорт,
ответчика - Султановой Л.Х., доверенность от 03.09.2018,
в отсутствие:
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Центрального Банка Российской Федерации в лице Отделения - Национальный Банк по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.05.2018 (судья Ситдиков Б.Ш.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2018 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Рогалева Е.М., Засыпкина Т.С.)
по делу N А65-1625/2018
по заявлению саморегулируемой организации - межрегиональный союз кредитных кооперативов "Опора кооперации" о признании незаконным и отмене постановления Центрального Банка Российской Федерации в лице Отделения - Национальный Банк по Республике Татарстан от 19.12.2017 N 17-14768/3110 о привлечении заявителя к административной ответственности по части 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 500 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
саморегулируемая организация - межрегиональный союз кредитных кооперативов "Опора кооперации" (далее - заявитель, СРО "Опора кооперации", организация) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Центрального Банка Российской Федерации в лице Отделения - Национальный Банк по Республике Татарстан (далее - Отделение Нацбанка по РТ, Банк России, административный орган) от 19.12.2017 N 17-14768/3110 о привлечении заявителя к административной ответственности по части 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 500 000 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.05.2018 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2018 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе административный орган, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, а также несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения судами норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения явившихся в судебное заседание представителей участвующих в деле лиц, судебная коллегия установила следующее.
СРО "Опора кооперации" оспаривает постановление отделения Национального банка по Республике Татарстан от 19.12.2017 N 17-14768/3110 о привлечении организации к административной ответственности по статье 19.7.3 КоАП РФ и наложении штрафа в размере 500 000 руб.
Основанием для вынесения оспариваемого постановления явилось нарушение обществом пункта 5 статьи 189.3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", выразившееся в непредставлении информации в Банк России (ненаправление в Банк России ходатайства о введении временной администрации в КПК "Сибирский Фонд Сбережений" при наличии оснований).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии существенных процессуальных нарушений, допущенных при осуществлении производства по делу об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении от 20.11.2017 N АП-ПР-44-17/79 составлен в отсутствие извещения в установленном законом порядке лица, привлекаемого к административной ответственности.
Апелляционная инстанция согласилась с выводами нижестоящего суда.
Судебная коллегия кассационной инстанции считает выводы судов в данной части ошибочными и противоречащими материалам дела.
В силу части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом.
В соответствии с частью 4.1 статьи 28.2 данного Кодекса протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие физического лица, или законного представителя физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если указанное лицо извещено в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" суду при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности следует проверять, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 29.7 указанного Кодекса при рассмотрении дела об административном правонарушении судья выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, причины неявки участников производства по делу и принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Как указывает заявитель кассационной жалобы, административным органом были приняты все зависящие меры для извещения заявителя о рассмотрении дела о привлечении организации к административной ответственности.
Так, определением от 28.11.2017 N Т492-17-3-3/36211, а также телеграммой от 28.11.2017 N Т492-17-3-3/36216 Отделение Нацбанка по РТ вызвало СРО "Опора кооперации" на рассмотрении административного дела на 06.12.2017 на 15 час. 00 мин.
06.12.2017 организацией заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении с целью предоставления СРО "Опора кооперации" возможности воспользоваться правом на привлечение к делу защитника и в связи с необходимостью подготовки к рассмотрению дела.
Указанное ходатайство административным органом удовлетворено и вынесено определение ЦА-56-ЮЛ-17-14768/3 060-1 об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении на 19.12.2017 на 15 час. 30 мин. О дате отложения и месте рассмотрения дела административного дела было объявлено прибывшему на рассмотрение 06.12.2017 законному представителю СРО "Опора кооперации" - директору Дулову А.Л.
Данное определение направлено в адрес СРО "Опора кооперации" заказным письмом по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) (420124, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Чистопольская, д. 16/15, офис IX).
Согласно информации, размещенной на официальном сайте "ФГУП "Почта России" в сети Интернет, созданном для отслеживания прохождения почтовых корреспонденций, в разделе "Отслеживание почтовых отправлений" определение заинтересованного лица об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении на 19.12.2017 на 15 час. 30 мин. получено заявителем 18.12.2017 в 11 час. 53 мин. (почтовый идентификатор 42001316014954). Кроме того, о предстоящем рассмотрении дела в адрес СРО "Опора кооперации" направлена телеграмма от 11.12.2017 N 492-17-3-3/37540.
Вся корреспонденция направлялась по юридическому адресу СРО "Опора кооперации", указанному в ЕГРЮЛ (420124, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Чистопольская, д. 16/15, офис IX).
Вышеизложенные обстоятельства расцениваются судебной коллегией судом в качестве принятия отделением Национального банка по Республике Татарстан всех необходимых и достаточных мер для извещения организации о месте и времени составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться процессуальными правами, предусмотренными КоАП РФ.
Выводы судов относительно получения телеграммы от 11.12.2017 N 492-17-3-3/37540 Мицаем А.Ф., не являющимся работником СРО "Опора кооперации" суд кассационной инстанции оценивает критически, поскольку организация процесса приема и отправки корреспонденции является внутренним вопросом деятельности юридического лица, и ненадлежащее его урегулирование в части получения направляемой в его адрес корреспонденции является риском самого юридического лица. Все неблагоприятные последствия такой организации деятельности несет саморегулируемая организация.
Кроме того, как указывает заявитель кассационной жалобы и подтверждается листом регистрации лиц, участвующих в рассмотрении дела об административном правонарушении от 06.12.2017, законный представитель СРО "Опора кооперации" Дулов А.Л. был ознакомлен с правами и обязанностями и осведомлен об отложении рассмотрении дела на 19.12.2017, что подтверждается его подписью (имеется в материалах дела).
В подтверждение извещения о рассмотрении административного дела административный орган также представил суду распечатки детализации звонков должностного лица юридического отдела на мобильный телефон заявителя - 89046603355, указанного самим заявителем (18.12.2017, 19.12.2017 в 11 час. 40 мин. - продолжительность разговора 1 мин. 42 сек., в 15 час. 29 мин. - продолжительность разговора 1 мин. 22 сек.).
При таких обстоятельствах судебная коллегия кассационной инстанции соглашается с доводами кассационной жалобы о выполнении административным органом исчерпывающих мер по извещению заявителя о дате и месте рассмотрения административного дела.
Поскольку основанием для отмены явились ошибочные выводы судов о нарушении процедуры привлечения лица к административной ответственности и заявленные требования организации по существу не рассмотрены, ранее принятые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение для проверки доводов заявителя по существу.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.05.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2018 по делу N А65-1625/2018 отменить.
Дело N А65-1625/2018 направить в Арбитражный суд Республики Татарстан для рассмотрения по существу.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.Ш. Закирова |
Судьи |
Э.Г. Баширов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом.
...
В соответствии с пунктом 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" суду при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности следует проверять, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 1 ноября 2018 г. N Ф06-38687/18 по делу N А65-1625/2018