г. Казань |
|
08 ноября 2018 г. |
Дело N А65-41676/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 ноября 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.
судей Егоровой М.В., Логинова О.В.,
при участии представителей:
Индивидуального предпринимателя Кузьмина Сергея Валерьевича - Лукояновой М.О., доверенность от 28.11.2017,
Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Вахитовском районе г.Казани Республики Татарстан - Юскевич Е.В., доверенность от 03.10.2016,
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан - Камаевой С.А., доверенность от 19.12.2017,
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан - Исмагиловой Г.Ф, доверенность от 09.01.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Вахитовском районе г.Казани Республики Татарстан, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.05.2018 (судья Андриянова Л.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2018 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Бажан П.В., Засыпкина Т.С.)
по делу N А65-41676/2017
по заявлению индивидуального предпринимателя Кузьмина Сергея Валерьевича, г.Казань, к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вахитовском районе г.Казани Республики Татарстан, г.Казань, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан, г.Казань, третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N14 по Республике Татарстан, г.Казань, о взыскании излишне уплаченных страховых взносов,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Кузьмин Сергей Валерьевич (далее - ИП Кузьмин С.В., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Вахитовском районе г.Казани Республики Татарстан (далее - Управление ПФР, ответчик-1) о взыскании излишне уплаченных страховых взносов в размере 47 391 руб. 50 коп. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган, инспекция, ответчик-2) о взыскании излишне уплаченных страховых взносов в размере 15 574 руб. 62 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан (далее по тексту - МРИ ФНС N 14 по РТ, инспекция).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.05.2018 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2018 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.05.2018 оставлено без изменения.
Пенсионный фонд, инспекция не согласившись с вынесенными судебными актами, обратились в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просят их отменить.
Представитель пенсионного фонда, инспекции в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в кассационных жалобах.
Представитель заявителя в судебном заседании отклонил кассационную жалобу, просил оставить судебные акты без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав явившихся в судебное заседание представителей заявителя, ответчиков, третьего лица, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими изменению и отмене.
Как следует из материалов дела, заявитель является плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
По данным налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2014 год предпринимателем получен общий доход в сумме 2 378 058 руб., расходы - 1 892 800 руб., в 2015 году доходы - 1 841 783 руб., расходы - 1 288 829 руб., в 2016 году доходы - 1 288 829 руб., расходы - 1 557 462 руб.
Из материалов дела следует, что в 2014 - 2016 годах заявитель уплачивал страховые взносы, исчисленные с доходов без учета расходов, в связи с чем 20.06.2017 обратился к ответчику с заявлениями о возврате излишне уплаченных страховых взносов (вх.N 01-1-12/0451, N 01-1-12/0449, N 01-1-12/0447), однако его требования не были удовлетворены.
Заявитель, не согласившись с таким отказом, обратился в арбитражный суд с заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя требования заявителя, исходили из наличия у заявителя подтвержденной переплаты по страховым взносам за 2014, 2015, 2016 годы, обращения заявителя в суд в пределах трехлетнего срока для подачи заявления.
При этом судами отмечено, что согласно платежным поручениям N 38 от 11.03.2015 на сумму 20 781 руб., N51 от 28.03.2016 на сумму 15 418 руб. выплата произведена в отделение Пенсионного фонда Российской Федерации, согласно платежному поручению N 25 от 10.03.2017 на сумму 18 211 руб. 09 коп. уплата страховых взносов произведена в Межрайонную ИНФС России N14 по Республике Татарстан, на данный момент заявитель состоит на учете в Межрайонной ИНФС России N 3 по Республике Татарстан (ответчик-2).
Суды взыскали сумму спорных страховых взносов с пенсионного фонда, инспекции ссылаясь на статью 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N250-ФЗ).
Принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П).
Судами установлено, что страховые взносы за указанные периоды заявителем исчислялись с дохода без учета понесенных им расходов, в связи с чем, у предпринимателя возникла переплата.
Право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов предусмотрено пунктом 3 части 1 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Таким образом, суды пришли к правильным выводам о наличии у предпринимателя переплаты по страховым взносам, право на возврат которых им не утрачено.
Между тем, суд кассационной инстанции считает, что в части указания в резолютивной части на взыскание с пенсионного фонда в пользу предпринимателя 31 816 руб. 88 коп. излишне уплаченных страховых взносов, судебные акты судов первой и апелляционной инстанций подлежат изменению исходя из нижеследующего.
По смыслу пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 15.12.2011 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", пункта 2.1 распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 20.12.2011 N 490р "О порядке осуществления Пенсионным фондом Российской Федерации, отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации полномочий главного администратора, администраторов доходов бюджетов Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования", статей 242.1, 242.2, 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) взыскание излишне уплаченных страховых взносов с государственного учреждения, в данном случае с Управления Пенсионного фонда, означает исполнение судебного акта за счет бюджетных ассигнований, предназначенных на осуществление его текущей деятельности и деятельности, направленной на выполнение (обеспечение) оказания соответствующих государственных услуг.
При этом в данном случае исполнение судебного акта за счет бюджетных ассигнований вступает в противоречие с нормами статей 20, 21 Закона N 250-ФЗ.
В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" с 01.01.2017 функции по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы.
В силу статьи 20 Закона N 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 21 Закона N 250-ФЗ решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов применительно к отчетным (расчетным) периодам, истекшим до 01.01.2017, принимают органы Пенсионного Фонда Российской Федерации, и направляют его в соответствующий налоговый орган.
Исходя из вышеуказанных правовых норм, взыскание судами с пенсионного фонда в пользу заявителя излишне уплаченных страховых взносов является неправомерным, поскольку пенсионный орган выносит решение о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, исполнение которого производится администратором страховых взносов (после 01.01.2017 таковыми являются налоговые органы), в связи чем, обжалуемые судебные акты подлежат изменению, в данном случае судам следовало обязать пенсионный фонд осуществить возврат предпринимателю излишне уплаченных страховых взносов, что предполагает принятие пенсионным фондом соответствующего решения о возврате соответствующих излишне уплаченных сумм страховых взносов.
Суд кассационной инстанции считает, что при разрешении спора в части взыскания с налогового органа в пользу предпринимателя 15 574 руб. 62 коп. излишне уплаченных страховых взносов, судами не учтено следующее.
В данном случае применительно к положениям статьи 20 Закона N 250-ФЗ с 01.01.2017 администратором страховых взносов является налоговый орган.
Согласно пункту 33 Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.07.2013 N 57"О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" статья 78 НК РФ регламентирует порядок реализации налогоплательщиком этого права, предоставляя ему возможность подать заявление о возврате названных сумм либо о их зачете в счет предстоящих платежей или в счет имеющейся задолженности, одновременно обязывая налоговый орган рассмотреть такое заявление в соответствии с определенными этой статьей правилами и в установленные сроки принять по нему решение.
В силу части 1 статьи 4 АПК РФ налогоплательщик может обратиться в суд только в случае нарушения его права на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов, пеней, штрафа, то есть когда надлежащее соблюдение им регламентированной статьей 78 НК РФ процедуры не обеспечило реализации данного права в административном (внесудебном) порядке по причине неисполнения или ненадлежащего исполнения налоговым органом возложенных на него законом обязанностей.
Таким образом, применяя соответствующие положения, судам необходимо исходить из того, что обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов, пеней, штрафа возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок.
Как следует и материалов дела, заявитель обращался с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов в размере 15 574 руб. 62 коп. только в учреждение Пенсионного фонда, доказательства обращения заявителя в адрес налогового органа с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, требования заявителя в указанной части подлежали оставлению без рассмотрения в связи с несоблюдением досудебного порядка урегулирования спора, на основании п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ.
Поэтому в части взыскания с инспекции в пользу заявителя 15 574 руб. 62 коп. излишне уплаченных страховых взносов, 657 руб. расходов по уплате государственной пошлины, судебные акты следует отменить и заявленные требования в указанной части оставить без рассмотрения.
Относительно взыскания с пенсионного фонда расходов по уплате государственной пошлины в размере 1 343 руб., суд кассационной инстанции исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Пунктом 21 Постановления от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" установлено, что если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов.
Таким образом, законодательством не предусмотрено освобождение государственных органов от возмещения судебных расходов в случае, если судебный акт принят не в их пользу.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 148, пунктом 6 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.05.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2018 по делу N А65-41676/2017 изменить в резолютивной части в части взыскания с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Вахитовском районе г.Казани Республики Татарстан, г.Казань (ОГРН 1021602835198, ИНН 1655044064) в пользу Индивидуального предпринимателя Кузьмина Сергея Валерьевича, г.Казань (ОГРН 304165527500090, ИНН 165600006420) 31 816 руб. 88 коп. излишне уплаченных страховых взносов.
В указанной части резолютивную часть решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.05.2018 изложить в следующей редакции: "Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вахитовском районе г.Казани Республики Татарстан, г.Казань осуществить возврат Индивидуальному предпринимателю Кузьмину Сергею Валерьевичу, г.Казань (ОГРН 304165527500090, ИНН 165600006420) 31 816 руб. 88 коп. излишне уплаченных страховых взносов в установленном законом порядке".
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.05.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2018 по делу N А65-41676/2017 в части взыскания с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N3 по Республике Татарстан. (ОГРН 1041621126887, ИНН 1655005361) в пользу Индивидуального предпринимателя Кузьмина Сергея Валерьевича, г.Казань (ОГРН 304165527500090, ИНН 165600006420) 15 574 руб. 62 коп. излишне уплаченных страховых взносов, 657 руб. расходов по уплате государственной пошлины отменить.
Кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан удовлетворить.
Заявление Кузьмина Сергея Валерьевича, г.Казань в указанной части оставить без рассмотрения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.Р. Мухаметшин |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.05.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2018 по делу N А65-41676/2017 изменить в резолютивной части в части взыскания с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Вахитовском районе г.Казани Республики Татарстан, г.Казань (ОГРН 1021602835198, ИНН 1655044064) в пользу Индивидуального предпринимателя Кузьмина Сергея Валерьевича, г.Казань (ОГРН 304165527500090, ИНН 165600006420) 31 816 руб. 88 коп. излишне уплаченных страховых взносов.
В указанной части резолютивную часть решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.05.2018 изложить в следующей редакции: "Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вахитовском районе г.Казани Республики Татарстан, г.Казань осуществить возврат Индивидуальному предпринимателю Кузьмину Сергею Валерьевичу, г.Казань (ОГРН 304165527500090, ИНН 165600006420) 31 816 руб. 88 коп. излишне уплаченных страховых взносов в установленном законом порядке".
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.05.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2018 по делу N А65-41676/2017 в части взыскания с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N3 по Республике Татарстан. (ОГРН 1041621126887, ИНН 1655005361) в пользу Индивидуального предпринимателя Кузьмина Сергея Валерьевича, г.Казань (ОГРН 304165527500090, ИНН 165600006420) 15 574 руб. 62 коп. излишне уплаченных страховых взносов, 657 руб. расходов по уплате государственной пошлины отменить."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 8 ноября 2018 г. N Ф06-38107/18 по делу N А65-41676/2017
Хронология рассмотрения дела:
08.02.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1/19
08.11.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-38107/18
19.07.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9165/18
03.05.2018 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-41676/17