г. Казань |
|
14 ноября 2018 г. |
Дело N А55-1292/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 ноября 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Логинова О.В.,
судей Егоровой М.В., Ольховикова А.Н.,
при участии представителей:
заявителя - Бабанова Э.В. (доверенность от 06.10.2017 N 3991),
ответчика - Афонина Е.С. (доверенность от 06.11.2018 N 01-08-21/18222), Карандашевой С.И. (доверенность от 06.11.2018 N 01-08-21/18220), Масловой Е.А. (доверенность от 06.11.2018 N 01-08-21/18221), Михайлевой Н.А. (доверенность от 05.11.2018 N 01-08-21/18218),
третьего лица - Козлова С.А. (доверенность от 27.12.2017 N 331/ИЛ/2017-М),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Евробитум" и общества с ограниченной ответственностью "Инстар Лоджистикс"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 07.06.2018 (судья Якимова О.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2018 (председательствующий судья Бажан П.В., судьи Корнилов А.Б., Филиппова Е.Г.)
по делу N А55-1292/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Евробитум" (ОГРН 1067746630274, ИНН 7701663834) к Самарской таможне при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "Инстар Лоджистикс" о признании незаконными решений и требований,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Евробитум" (далее - ООО "Евробитум", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Самарской таможне (далее - ответчик, таможня), с привлечением третьего лица общества с ограниченной ответственностью "Инстар Лоджистикс" (далее - ООО "Инстар Лоджистик", третье лицо), о признании незаконными решений от 20.12.2017 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларациях на товары N 10412060/170117/0000486, N 10412060/190117/0000634, N 10412060/230117/0000806, N 10412060/240117/0000897, N 10412060/020217/0001433, N 10412060/130217/0002018, а также требований N10412000/Тр2018/0000003, N 10412000/Тр2018/0000005, N 10412000/Тр2018/0000007, N 10412000/Тр2018/0000009, N 10412000/Тр2018/0000011, N 10412000/Тр2018/0000013 об уплате таможенных платежей.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 17.06.2018 в удовлетворении заявления обществу отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2018 решение Арбитражного суда Самарской области от 17.06.2018 оставлено без изменения.
ООО "Евробитум" и ООО "Инстар Лоджистикс", не согласившись с вынесенными судебными актами, обратились в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами, в которой просят их отменить и принять новый судебный акт.
Представители заявителя и третьего лица в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в своих кассационных жалобах.
Представители Самарской таможни в судебном заседании отклонили кассационные жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, доводы кассационных жалоб и отзыва на них, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, ООО "Евробитум" в период с января по февраль 2017 года в рамках контракта от 19.06.2015 N 222/1714-КР по таможенным декларациям N 10412060/170117/0000486, N 10412060/190117/0000634, N 10412060/230117/0000806, N 10412060/240117/0000897, N 10412060/020217/0001433, N 10412060/130217/0002018 поместило под таможенную процедуру "экспорт" и вывезло из Российской Федерации в Киргизскую Республику товар - битум нефтяной дорожный, код ТН ВЭД ВАЭС 271320000 (далее - Товар).
Самарской таможней была проведена проверка документов и сведений после выпуска товаров.
По результатам проверки таможней 20.12.2017 приняты решения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, в которых указано на необходимость внесения изменении в Графу 36 "Преференции" и в графу 47 "Исчисление платежей", а также на необходимость представления КДТ на таможенный пост Самарский (код 10412060) не позднее 11.01.2018.
Заявителю 15.01.2018 таможней выданы требования N 10412000/Тр2018/0000003, N 10412000/Тр2018/0000005, N 10412000/Tp2018/0000007, N 10412000/Тр2018/0000009, N 10412000/Тр2018/0000011, N 10412000/Тр2018/0000013 об уплате таможенных платежей в связи с предоставлением недостоверных документов при получении льгот по уплате таможенных платежей, которые были получены ООО "Евробитум" по электронной почте 17.01.2018.
Основанием для принятия спорных решений стал вывод таможни о взимании с общества вывозных таможенных пошлин, поскольку в отношении товара не были предусмотрены индикативные балансы, которые доведены письмом Минэнерго РФ от 28.11.2017 N КМ-13351/06.
Считая решения и требования незаконными, заявитель оспорили их в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций, исходя из анализа исследованных доказательств, имеющихся в материалах дела, и установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, пришли к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, при этом правомерно исходили из следующего.
Согласно пункту 3 статьи 3 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее - ТК ТС), действовавшей на момент возникновения спорных отношений, при таможенном регулировании применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.
В соответствии с пунктом 12 Приложения 23 к Договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) на период до вступления в силу международного договора о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза, предусмотренного пунктом 3 статьи 84 Договора, действуют двусторонние соглашения, заключенные между государствами-членами в области поставок нефти и нефтепродуктов, определения и порядка уплаты вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), если соответствующие государства-члены не договорятся об ином.
В настоящее время правоотношения, определяющие условия сотрудничества сторон в сфере поставок нефти и нефтепродуктов из Российской Федерации в Киргизскую Республику, регулируются Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики от 06.06.2016 (далее - Соглашение).
Согласно статье 5 Соглашения в отношении товаров, поставляемых из РФ в Киргизскую Республику для внутреннего потребления в объёмах, предусмотренных индикативными балансами, Российская сторона не взимает вывозные таможенные пошлины. В отношении товаров, вывозимых из РФ в Киргизскую Республику в календарном году сверх объёмов, предусмотренных индикативными балансами, вывозные таможенные пошлины подлежат уплате в бюджет РФ в соответствии с законодательством РФ и международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, составляющими право Евразийского экономического союза.
Правительствами РФ и Киргизской Республикой 12.09.2017 подписан Протокол о внесении изменений в Соглашение (далее - Протокол), где определен порядок утверждения индикативных балансов на 2017 год.
Согласно Протоколу компетентные органы сторон в 2017 году согласовывают объемы и номенклатуру внутреннего потребления в Киргизской Республике нефти и нефтепродуктов на 2017 год и утверждают по ним индикативные балансы на 2017 год.
Координацию деятельности по Соглашению и контроль за его исполнением осуществляет от имени России Министерство энергетики РФ на основании статьи 2 Соглашения.
Письмом Минэнерго России от 28.11.2017 N КМ-13351/06 до таможенных органов доведены согласованные объемы беспошлинных поставок нефтяного сырья и нефтепродуктов из РФ в Киргизскую Республику на 2017 год.
Нефтепродукт, который был вывезен ООО "Евробитум" по спорным декларациям, (битум нефтяной дорожный ТН ВЭД ЕАЭС 2713200000) не значится в номенклатуре индикативных балансов для беспошлинного вывоза из РФ в Республику Киргизия.
Кроме того, согласно пункту 3 статьи 5 Соглашения товары группы 27 (в том числе битум нефтяной ТН ВЭД ЕАЭС 2713200000) единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза в целях учета подлежат таможенному декларированию в Российской Федерации, как если бы они вывозились за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза.
Таким образом, суды предыдущих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что поскольку спорный товар, как на момент его вывоза из РФ, так и в последующем, не был предусмотрен индикативными балансами на 2017 год, то основания для освобождения в 2017 год от уплаты вывозных таможенных пошлин битумов нефтяных отсутствуют.
Довод заявителя и третьего лица о том, что изменения, внесенные Протоколом в статью 3 Соглашения, придают обратную силу положениям международного договора, обоснованно отклонен судами, поскольку норма Соглашения, предусматривающая возможность освобождения от уплаты вывозной таможенной пошлины, товаров определенной номенклатуры, вывозимых в объемах, предусмотренных индикативными балансами, не изменялась с момента заключения Соглашения.
Ссылка в кассационных жалобах на статью 6 Закона N 311-ФЗ несостоятельна, так как она регулирует порядок применения актов законодательства и других нормативных правовых актов РФ, а не международных договоров.
Координацию деятельности по Соглашению и контроль за его исполнением осуществляет от имени России Министерство энергетики РФ, которое письмом от 28.11.2017 N КМ-13351/06 до таможенных органов доведены согласованные объемы беспошлинных поставок нефтяного сырья и нефтепродуктов из РФ в Киргизскую Республику на 2017 год.
Согласно письму Департамента международного сотрудничества Минэнерго России от 15.05.2018 N 12-1009 Соглашением не предусмотрены иные временные ограничения по применению утвержденных индикативных балансов к правоотношениям, возникшим до даты их утверждения, кроме как предусмотренные абзацем 1 статьи 3 Соглашения.
В связи с чем, доводы кассационных жалоб о невозможности применения индикативных балансов и невозможности взимания вывозной таможенной пошлины в отношении объемов и номенклатуры нефтепродуктов вне продекларированных до этого индикативных балансов необоснованны.
Довод заявителя о применении к спорным правоотношениям нормативного акта, неопубликованного для всеобщего сведения, обоснованно отклонен судами.
В соответствии с Договором от 23.12.2014 о присоединении Киргизской Республики к Договору о ЕАЭС Киргизская Республика присоединилась к оговору о ЕАЭС от 29.05.2014, а также к другим международным договорам, входящим в право ЕАЭС.
Согласно пункту 12 Приложения N 23 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 на период до вступления в силу международного договора о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС действуют двусторонние соглашения, заключенные между государствами-членами в области поставок нефти и нефтепродуктов, определения и порядка уплаты вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), если соответствующие государства-члены не договорятся об ином.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 321 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (действовал в момент возникновения спорных правоотношений) (далее - Закон N 311-ФЗ) в случае, если в соответствии с международными договорами РФ и (или) законодательством РФ в отношении товаров Таможенного союза при их вывозе из РФ в другие государства - члены Таможенного Союза подлежат уплате вывозные таможенные пошлины, а также в иных случаях, определяемых Правительством РФ, к таким товарам при их вывозе из РФ в другие государства - члены Таможенного союза применяются требования, порядок и условия таможенного декларирования, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и Законом N 311-ФЗ так, как если бы указанные товары вывозились из РФ за пределы таможенной территории Таможенного союза.
13.04.2016 на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru, с приложением текста Соглашения между Правительствами РФ и Киргизской Республики о сотрудничестве в сфере поставок нефти и нефтепродуктов, далее - Соглашение) и 18.04.2016 в Собрании законодательства РФ N 16 ст. 2260 был опубликован текст распоряжения Правительства РФ от 09.04.2016 N 632-р "О подписании Соглашения между Правительствами РФ и Киргизской Республики о сотрудничестве в сфере поставок нефти и нефтепродуктов". Таким образом, текст Соглашения был опубликован и появился в общем доступе.
При этом указанным распоряжением Правительства РФ от 09.04.2016 N 632-р было поручено Минэнерго России с участием МИДа России провести переговоры с Киргизской стороной и по достижении договоренности подписать от имени Правительства РФ указанное Соглашение, разрешив вносить в проект Соглашения изменения, не имеющие принципиального характера.
06 июня 2016 года Соглашение было подписано Правительствами России и Киргизии.
29.12.2016 на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), 02.01.2017 в Собрании законодательства РФ N 1 (ч. I) ст. 20, 09.01.2017 в Российской газете N 1 был опубликован текст Федерального закона от 28.12.2016 N 479-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительствами РФ и Киргизской Республики о сотрудничестве в сфере поставок нефти и нефтепродуктов". Данный федеральный закон вступил в законную силу 09.01.2016 и ратифицировал Соглашение от 06.06.2016.
Доводы, изложенные в кассационных жалобах, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка. Эти доводы не опровергают сделанных судами первой и апелляционной инстанций выводов и не могут являться основанием для изменения или отмены законных и обоснованных судебных актов по настоящему делу.
Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств и не противоречат им. Переоценка выводов судов первой и апелляционной инстанций в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ в суде кассационной инстанции не допускается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333.40 НК РФ обществу с ограниченной ответственностью "Инстар Лоджистикс" подлежит возврату излишне уплаченная за подачу кассационной жалобы государственная пошлина в размере 1500 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 07.06.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2018 по делу N А55-1292/2018 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Инстар Лоджистикс" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1500 рублей, перечисленную по платежному поручению от 26.09.2018 N 21772.
Выдать справку на возврат излишне уплаченной государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
О.В. Логинов |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 321 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (действовал в момент возникновения спорных правоотношений) (далее - Закон N 311-ФЗ) в случае, если в соответствии с международными договорами РФ и (или) законодательством РФ в отношении товаров Таможенного союза при их вывозе из РФ в другие государства - члены Таможенного Союза подлежат уплате вывозные таможенные пошлины, а также в иных случаях, определяемых Правительством РФ, к таким товарам при их вывозе из РФ в другие государства - члены Таможенного союза применяются требования, порядок и условия таможенного декларирования, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и Законом N 311-ФЗ так, как если бы указанные товары вывозились из РФ за пределы таможенной территории Таможенного союза.
13.04.2016 на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru, с приложением текста Соглашения между Правительствами РФ и Киргизской Республики о сотрудничестве в сфере поставок нефти и нефтепродуктов, далее - Соглашение) и 18.04.2016 в Собрании законодательства РФ N 16 ст. 2260 был опубликован текст распоряжения Правительства РФ от 09.04.2016 N 632-р "О подписании Соглашения между Правительствами РФ и Киргизской Республики о сотрудничестве в сфере поставок нефти и нефтепродуктов". Таким образом, текст Соглашения был опубликован и появился в общем доступе.
При этом указанным распоряжением Правительства РФ от 09.04.2016 N 632-р было поручено Минэнерго России с участием МИДа России провести переговоры с Киргизской стороной и по достижении договоренности подписать от имени Правительства РФ указанное Соглашение, разрешив вносить в проект Соглашения изменения, не имеющие принципиального характера.
06 июня 2016 года Соглашение было подписано Правительствами России и Киргизии.
29.12.2016 на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), 02.01.2017 в Собрании законодательства РФ N 1 (ч. I) ст. 20, 09.01.2017 в Российской газете N 1 был опубликован текст Федерального закона от 28.12.2016 N 479-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительствами РФ и Киргизской Республики о сотрудничестве в сфере поставок нефти и нефтепродуктов". Данный федеральный закон вступил в законную силу 09.01.2016 и ратифицировал Соглашение от 06.06.2016."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 14 ноября 2018 г. N Ф06-38905/18 по делу N А55-1292/2018
Хронология рассмотрения дела:
14.11.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-38905/18
07.08.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10075/18
07.06.2018 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-1292/18
08.02.2018 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-1292/18
02.02.2018 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-1292/18
24.01.2018 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-1292/18