г. Казань |
|
15 ноября 2018 г. |
Дело N А65-32246/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 ноября 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мосунова С.В.,
судей Топорова А.В., Закировой И.Ш.,
при участии представителей:
заявителя - Исмагиловой А.С., доверенность от 20.12.2017 N 11948/08,
ответчика - Хайбуллова А.И., решение от 11.12.2017 N 3,
Хафизова О.И., доверенность от 16.10.2018,
третьего лица - Павловой С.М., доверенность от 10.05.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Теплострой"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.03.2018 (судья Бредихина Н.Ю.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2018 (председательствующий судья Засыпкина Т.С., судьи Рогалева Е.М., Филиппова Е.Г.)
по делу N А65-32246/2017
по иску Центрального территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (ОГРН 1021603473616, ИНН 1659036508), г. Казань, к обществу с ограниченной ответственностью "Теплострой" (ОГРН 1071690053731, ИНН 1633606560), Республики Татарстан, Пестречинский район, с. Пестрецы, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора - Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, Республика Татарстан, Пестречинский район, с. Пестрецы, о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Центральное территориальное управление Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее - Минприроды РТ, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением (с учетом принятых уточнений) к обществу с ограниченной ответственностью "Теплострой" (далее - ООО "Теплострой", общество, ответчик) о взыскании суммы в размере 3 020 363 руб. (по первоначально заявленным требованиям).
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.10.2017 к участию в деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Исполнительный комитет Пестречинского муниципального района Республики Татарстан (далее - третье лицо, муниципальный орган).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.03.2018, оставленным без изменений постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2018, иск удовлетворен в полном объеме.
ООО "Теплострой", не согласившись с вынесенными судебными актами, обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
В своих возражениях истец, полагая вынесенные судебные акты обоснованными и законными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отзыв от третьего лица в суд не представлен.
Определением Арбитражного суда Поволжского округа от 16.10.2018 по ходатайству общества отложено на 08.11.2018 на 10 часов 15 минут рассмотрение кассационной жалобы ответчика в связи с процедурой заключения мирового соглашения.
В связи с нахождением судьи Баширова Э.Г. в очередном отпуске определением председателя 4-го судебного состава Арбитражного суда Поволжского округа от 07.10.2018 на основании пункта 2 части 3 статьи 18 АПК РФ проведена его замена на судью Закирову И.Ш., рассмотрение дела начато сначала.
В связи с не заключением мирового соглашения 08.11.2018 рассмотрение кассационной жалобы продолжено.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей истца, ответчика, третьего лица, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, 01.09.2015 между муниципальным органом и ООО "Теплострой" заключен договор на управление объектами коммунальной инфраструктуры, в соответствии с которым муниципальный орган передал в управление обществу объекты теплоснабжения, находящиеся в муниципальной собственности, согласно приложению N 1 к договору (в том числе: очистные сооружения - с. Пестрецы, водопроводные, канализационные сети - с. Пестрецы, с. Кулаево, с. Л.Кокушкино), для поставки тепловой энергии, воды, прием стоков населению и учреждениям Пестречинского муниципального района, а ответчик принял от третьего лица в управление объекты коммунальной инфраструктуры в соответствии с действующим законодательством и на условиях, оговоренных договором.
Разделами 2 и 3 указанного договора определено, что ответчик является лицом, обладающим правом производить текущий ремонт объектов, нести затраты по эксплуатации объектов и обязан руководствоваться в своей деятельности нормативными документами, определяющими права и обязанности органа, осуществляющего управление (владение) объектами теплоснабжения, в том числе в части их ремонта и содержания.
Письмом ООО "Единый расчетный центр - Пестрецы" от 29.01.2017, направленным в адрес третьего лица, подтверждено, что ответчик получает перечисления от населения за услугу "Канализация" на время эксплуатируемых биологических очистных сооружениях (далее - БОС), в том числе по настоящее время.
Кроме того, постановлением от 25.08.2016 N 1314 муниципальный орган наделил общество статусом гарантирующей организации, и передал ему бесхозяйные объекты, в том числе, очистные сооружения - с. Пестрецы, водопроводные, канализационные сети - с. Пестрецы, с. Кулаево, с. Л.Кокушкино.
Согласно представленным документам Обществом осуществляется деятельность по очистке сточных вод села Пестрецы Пестречинского района Республики Татарстан, поступающих на эксплуатируемые БОС, находящиеся по адресу: Республика Татарстан, Пестречинский район, Пестречинское сельское поселение.
В ходе обследования Минприроды РТ 13.01.2016, 21.01.2016, 15.02.2016 выпуска из последнего колодца за территорией БОС ответчика перед сбросом в реку Меша рядом с.Пестрецы, Пестречинского района (координаты 550 73' 92.022'' Е 0490 63' 61.557''), выявлено, что сточные воды с выпуска из последнего колодца БОС ответчика сбрасываются в реку Меша. Сточные воды имеют хозфекальный запах. Данные факты истцом зафиксированы протоколом осмотра территории от 13.01.2016, от 21.01.2016, от 15.02.2016, а также составлены акты экологического обследования состояния территории от 13.01.2016, от 21.01.2016, от 15.02.2016 в присутствии представителей ответчика (гл.инженер ООО "Теплострой" Хайбуллов А.И., начальник ВКО ООО "Теплострой" Салахов Р.Р.) и произведена фотофиксация.
Центральной специализированной инспекцией аналитического контроля Минприроды РТ 13.01.2016, 21.01.2016, 15.02.2016 произведен отбор проб воды из последнего колодца за территорией БОС ответчика в месте сброса сточной воды в реку Меша рядом с.Пестрецы, Пестречинского района (координаты 550 73' 92.022'' Е 0490 63' 61.557'').
На момент расчета ущерба, в связи с отсутствием документов у ответчика, на основании которых возникает право пользования водными объектами для сброса сточных вод, разрешения на сброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду (водные объекты), в расчет истцом принимались значения предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбнохозяйственного значения (пункт 22.3 приказа Росрыболовства от 18.10.2010 N 20 "Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбнохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбнохозяйственного значения").
Согласно протоколам количественного химического анализа воды от 19.01.2016 N 20, от 27.01.2016 N 47, от 19.02.2016 N 124 (по актам отбора проб от 13.01.2016, от 21.01.2016, от 15.02.2016) установлено превышение предельно-допустимых концентраций химических веществ для рыбохозяйственных водоемов в пробе сточной воды, сбрасываемой "Теплострой" после БОС в месте впадения в р. Меша с. Пестрецы, Пестречинского района РТ.
Постановлением N 114 и.о. заместителя главного государственного инспектора Республики Татарстан в области охраны окружающей среды Демьянова В.И. от 24.03.2016 ООО "Теплострой" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и наложен административный штраф в размере 30 000 руб.
Указанное постановление ответчиком не обжаловано, административный штраф оплачен обществом по платежному поручению от 17.05.2016 N 95.
На основании материалов проверок в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 13.04.2009 N 87, истцом произведен уточненный расчет вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения ООО "Теплострой" водного законодательства Российской Федерации по состоянию на 02.03.2018, который составил 3 020 363 руб.
Претензией от 22.07.2016 N 7286/07 истец предложил ответчику в добровольном порядке произвести оплату вреда, причиненного водным объектам.
Письмом от 10.08.2016 N 81 ответчик проинформировал истца об отказе в добровольном порядке оплатить вред в полном объеме.
Неисполнение ответчиком требований, изложенных в претензии, послужило основанием для обращения истца в Пестречинский районный суд Республики Татарстан с иском о возмещении вреда вследствие нарушения водного законодательства, по результатам рассмотрения которого 05.07.2017 принято определение по делу N 2-596/17 о прекращении производства по делу в связи с неподведомственностью спора суду общей юрисдикции.
Поскольку до настоящего времени причиненный вред ответчиком в добровольном порядке не возмещен, истец обратился с уточненным требованием по состоянию на 02.03.2018 в арбитражный суд.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Минприроды РТ является государственным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление и реализующим государственную политику в области охраны окружающей среды по вопросам, отнесенным к его полномочиям, на территории Республики Татарстан, и осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее - Положение), утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.07.2015 N 325.
В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади является одним из видов негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно части 4 статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
В соответствии с частью 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (часть 3 этой статьи).
Аналогичная норма, предусматривающая необходимость возмещения вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, предусмотрена статьей 69 ВК РФ.
Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет (часть 3 статьи 78 Закона об охране окружающей среды).
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что истцом при отборе каждой пробы дополнительно отбирались в 500 м ниже по течению от места сброса сточных вод с БОС и в 500 м выше по течению от места сброса сточных вод с БОС (копии протоколов КХА приложены к материалам дела). При сравнительном анализе двух протоколов выше и ниже по течению выявлены превышение, что подтверждает ухудшение качества воды водного объекта и окружающей среды.
Суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав материалы дела и положения статей 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 35, 55, 56, 60, 69 ВК РФ, статей 2, 29 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", статей 16, 22, 34, 77 Закона об охране окружающей среды, пункта 22.3 Приказа Росрыболовства от 18.01.2010 N 20 "Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе, нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения", пунктов 5, 9 Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 13.04.2009 N 87, пункта 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", пришли к выводу, что ООО "Теплострой" является гарантирующей организацией, осуществляющей водоотведение и канализование с.Пестрецы; факт негативного изменения качества окружающей среды в виде химических показателей природной среды указанного водного объекта в результате хозяйственной деятельности ООО "Теплострой" установлен, как и причинно-следственная связь между противоправным поведением причинителя вреда и наступившим вредом, и удовлетворили заявленные требования в полном объеме.
В кассационной жалобе общество оспаривает выводы судов первой и апелляционной инстанций, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам, считая, что в данном случае факт причинения вреда водному объекту не доказан, представленные истцом доказательства не отвечают требованиям относимости и допустимости, поскольку получены с нарушением требований статей 10, 14, 16, 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", статей 26.2, 26.5, 27.8, 27.10 КоАП РФ; вина общества в причинении вреда водному объекту не доказана, а поэтому основания для удовлетворения иска отсутствуют.
Доводы кассационной жалобы были заявлены в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую оценку в обжалуемых судебных актах.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам (статья 286 АПК РФ).
В обжалуемых судебных актах приведены мотивы, по которым суды пришли к таким выводам, с указанием на конкретные доказательства, исследованные и оцененные в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Нарушений судами норм процессуального права, являющихся самостоятельными основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.03.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2018 по делу N А65-32246/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
С.В. Мосунов |
Судьи |
А.В. Топоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав материалы дела и положения статей 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 35, 55, 56, 60, 69 ВК РФ, статей 2, 29 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", статей 16, 22, 34, 77 Закона об охране окружающей среды, пункта 22.3 Приказа Росрыболовства от 18.01.2010 N 20 "Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе, нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения", пунктов 5, 9 Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 13.04.2009 N 87, пункта 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", пришли к выводу, что ООО "Теплострой" является гарантирующей организацией, осуществляющей водоотведение и канализование с.Пестрецы; факт негативного изменения качества окружающей среды в виде химических показателей природной среды указанного водного объекта в результате хозяйственной деятельности ООО "Теплострой" установлен, как и причинно-следственная связь между противоправным поведением причинителя вреда и наступившим вредом, и удовлетворили заявленные требования в полном объеме.
В кассационной жалобе общество оспаривает выводы судов первой и апелляционной инстанций, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам, считая, что в данном случае факт причинения вреда водному объекту не доказан, представленные истцом доказательства не отвечают требованиям относимости и допустимости, поскольку получены с нарушением требований статей 10, 14, 16, 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", статей 26.2, 26.5, 27.8, 27.10 КоАП РФ; вина общества в причинении вреда водному объекту не доказана, а поэтому основания для удовлетворения иска отсутствуют."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15 ноября 2018 г. N Ф06-38667/18 по делу N А65-32246/2017