г. Казань |
|
22 ноября 2018 г. |
Дело N А55-22461/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 ноября 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Вильданова Р.А.,
судей Хакимова И.А., Мельниковой Н.Ю.,
при участии представителей:
от Министерства экономического развития и инвестиций Самарской области - Вазлевой Е.В. по доверенности от 01.11.2018 N 7-03/87,
от общества с ограниченной ответственностью "Современные медицинские технологии" - Лазаревой Ж.В. по доверенности от 04.07.2018 (б/н),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Современные медицинские технологии"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 29.01.2018 (судья Степанова И.К.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2018 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Засыпкина Т.С., Корнилов А.Б.)
по делу N А55-22461/2017
по исковому заявлению Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области к обществу с ограниченной ответственностью "Современные медицинские технологии" (ОГРН 1036302391058, ИНН 6367009094) о взыскании 25 000 000 руб.,
при участии третьих лиц: Правительства Самарской области, общество с ограниченной ответственностью "Энерго",
УСТАНОВИЛ:
Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Современные медицинские технологии" (далее - ООО "Современные медицинские технологии", ответчик) о взыскании субсидии в размере 25 000 000 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29.01.2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2018, иск удовлетворен.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО "Современные медицинские технологии" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельства дела и имеющимся в деле доказательствам и неправильное применение судами норм материального права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
По мнению заявителя жалобы, все условия предоставления субсидии ответчиком выполнены, непосредственный объект электроснабжения, на работы по возведению и подключению к которому предоставлялась субсидия, введен в эксплуатацию в рамках срока, вследствие чего у истца отсутствовали основания для требования возврата субсидии; кроме того, ссылается на преждевременность заявленного истцом иска, поскольку в соответствии с измененным графиком выполнения работ срок ввода объекта в эксплуатацию был перенесен.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзывов на нее и проверив в соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании постановления Правительства Самарской области от 14.11.2013 N 622 (ред. от 29.08.2014) "Об утверждении государственной программы Самарской области "Создание благоприятных условий для инвестиционной и инновационной деятельности в Самарской области" на 2014-2018 годы" осуществлялась реализация мероприятия Подпрограммы "Создание благоприятных условий для инвестиционной деятельности в Самарской области" на 2014-2018 годы Программы "Предоставление субсидий за счет средств областного бюджета юридическим лицам-производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения понесенных ими затрат", в том числе, "субсидии юридическим лицам-производителям товаров, работ, услуг (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) в целях возмещения понесенных ими затрат в ходе реализации инвестиционных проектов на выполнение работ, связанных с подключением к источникам электроснабжения".
Предоставление указанных субсидий осуществлялось Министерством в соответствии с Порядком предоставления в 2013-2018 годах субсидий за счет средств областного бюджета юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) - производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения понесенных ими затрат в ходе реализации инвестиционных проектов на выполнение работ, связанных с подключением к источникам электроснабжения, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 01.11.2013 N 591 (ред. от 15.05.2014) (далее - Порядок).
На основании указанных актов между Министерством и ООО "Современные медицинские технологии" заключен договор от 27.10.2014 N 139 о предоставлении ООО "Современные медицинские технологии" субсидии в целях возмещения понесенных затрат в ходе реализации инвестиционных проектов на выполнение работ, связанных с подключением к источникам электроснабжения (далее - договор от 27.10.2014 N 139), согласно условиям которого Министерство обязуется предоставить организации из средств областного бюджета субсидию в целях возмещения понесенных ею затрат в ходе реализации инвестиционных проектов на выполнение работ, связанных с подключением к источникам электроснабжения (далее - субсидия) в сумме 25 000 000 руб., а организация обязуется принять субсидию, использовать ее в целях возмещения затрат, понесенных при осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств с максимальной мощностью 2000 кВт для энергоснабжения лечебно-профилактического учреждения "Кардиохирургический центр" в соответствии с договором оказания услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств физических, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с суммарной присоединенной мощностью до 670 кВт и выше N 8909 от 18.06.2014, заключенным между ответчиком и ООО "Энерго".
Платежным поручением от 13.11.2014 N 571 Министерство перечислило ООО "Современные медицинские технологии" 25 000 000 руб. субсидии.
В соответствии с пунктом 2.1 договора от 27.10.2014 N 139 субсидия предоставляется при наличии обязательства организации по вводу объекта инвестирования (Кардиохирургический центр) в эксплуатацию в соответствии с графиком выполнения работ по реализации инвестиционного проекта.
Согласно пункту 3.1.3 договора от 27.10.2014 N 139 организация обязуется ввести объект инвестирования (Кардиохирургический центр) в эксплуатацию в соответствии с утвержденным организацией графиком выполнения работ по реализации инвестиционного проекта в срок до 30.11.2015.
Пунктом 13 Порядка и пунктом 4.4 договора от 27.10.2014 N 139 установлено, что в случае нарушения организацией условий предоставления субсидий, предусмотренных пунктом 2.1 договора, а также в случае установления факта невведения в срок, предусмотренный пунктом 3.1.3 договора, в соответствии с графиком выполнения работ объекта в эксплуатацию более одного календарного года предоставленная субсидия в полном объеме подлежит возврату в областной бюджет в месячный срок со дня получения письменного требования министерства. В случае если субсидия не возвращена в установленный срок, она взыскивается в доход областного бюджета в порядке, установленном действующим законодательством.
06 февраля 2017 года Министерство направило в адрес ответчика запрос N 7-15/23 о предоставлении информации о вводе объекта инвестирования в эксплуатацию.
В ответ на указанный запрос ответчик письмом от 13.03.2017 N 208 сообщило, что объект инвестирования (Кардиохирургический центр) не введен в эксплуатацию ни в срок, предусмотренный графиком выполнения работ по реализации инвестиционного проекта - 30.11.2015, ни по состоянию на 30.11.2016, что в соответствии с Порядком и договором от 27.10.2014 N 139 является основанием для возврата субсидии в областной бюджет.
Поскольку в установленный срок субсидия не была возвращена ответчиком, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик указал, что 15.11.2014 между Правительством Самарской области и ответчиком был заключен Инвестиционный меморандум о сотрудничестве (далее - меморандум), в соответствии с которым ответчиком осуществляется строительство Кардиохирургического центра.
В связи с невозможностью обеспечения Правительством Самарской области возможности технологического подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в объемах, необходимых для строительства и функционирования объекта в соответствии с бизнес-планом, в целях определения возможности и условий постоянного электроснабжения мощностью 1500 кВт строящегося Кардиохирургического центра, ответчик принял решение о заключении договора с ООО "Энерго" от 18.06.2014 N 8909, предложившим прокладку силовых кабелей от ул. Дыбенко, строительство трансформаторной подстанции мощностью 1500 кВт непосредственно возле центра и технологическое присоединение на общую сумму 28 300 000 руб.
Впоследствии, исходя из инженерного и медицинского оборудования, запланированного к установке в центре, мощность трансформаторной подстанции была увеличена на 2000 кВт, с соответствующей корректировкой стоимости присоединения на 34 022 913 руб. 91 коп., для обеспечения энергоснабжения центра ответчиком был оформлен договор аренды земельного участка N 878с от 05.05.2014 и понесены дополнительные расходы по уплате арендных платежей в бюджет.
Ответчик подал заявку на участие в конкурсе на предоставление субсидии за счет средств областного бюджета в целях возмещения затрат инвестора на выполнение работ, связанных с подключением к источникам электроснабжения.
В соответствии с условиями технологического присоединения ООО "Энерго" осуществило строительство, технологическое присоединение центра к энергосетям и совместно с ответчиком ввод 24.03.2016 трансформаторной подстанции в эксплуатацию (разрешение на строительство N RU 63301000-146, уведомление о готовности на ввод в эксплуатацию электроустановки от 12.11.2015 N 1688, акт осмотра (обследования) электроустановки от 12.11.2015 N 3, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU-63301000-011Э).
Ответчик, ссылаясь на положения абзаца 2 части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, полагает, что заблаговременно уведомлял истца о необходимости изменения графика выполнения работ по проекту, ввел в эксплуатацию трансформаторную подстанцию, осуществил в полном объеме работы по подключению центра к источникам электроснабжения и предпринимал все возможные усилия по выполнению обязательств по меморандуму и договору, выполнил все условия предоставления субсидии, установленные Порядком.
Разрешая настоящий спор, суды двух инстанций, руководствуясь положениями пункта 3 части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 1 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", статьями 1, 15 Закона Самарской области от 16.03.2006 N 19-ГД "Об инвестициях и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Самарской области", принимая во внимание обстоятельства дела, доказанность факта нарушения ответчиком срока введения в эксплуатацию объекта инвестирования, пришли к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска.
Судами установлено, что объектом инвестирования в рамках Порядка является объект капитального строительства, в целях создания которого реализуется инвестиционный проект, а именно "Кардиохирургический центр", что отражено в бизнес-плане проекта, представленном ответчиком в Министерство в соответствии с Порядком.
В соответствии с бизнес-планом инвестиционный проект "Кардиохирургический центр" включает в себя работы по проектированию, строительству, оснащению оборудованием кардиохирургического центра.
Заключая договор от 27.10.2014 N 139, ответчик признавал и соглашался с тем, что спорная субсидия предоставляется для реализации инвестиционного проекта "Кардиохирургический центр", а не его части - выполнение работ, связанных с подключением к источникам электроснабжения. При этом договором установлен срок по вводу объекта инвестирования в эксплуатацию - до 30.11.2015, за нарушение которого предусмотрен возврат субсидии.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов двух инстанций не противоречащими фактическим обстоятельствам дела и примененным нормам права.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования нижестоящих судов и им дана надлежащая правовая оценка, они не опровергают законность и обоснованность принятых по делу судебных актов и правильности выводов судов, а свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными судами обстоятельствами и оценкой доказательств, и, по существу, направлены на их переоценку.
В силу статьи 286 АПК РФ переоценка установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств и имеющихся в деле доказательств не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Иных доводов, которые не являлись бы предметом исследования судов двух инстанций и влияли бы на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 29.01.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2018 по делу N А55-22461/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Р.А. Вильданов |
Судьи |
И.А. Хакимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ответчик, ссылаясь на положения абзаца 2 части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, полагает, что заблаговременно уведомлял истца о необходимости изменения графика выполнения работ по проекту, ввел в эксплуатацию трансформаторную подстанцию, осуществил в полном объеме работы по подключению центра к источникам электроснабжения и предпринимал все возможные усилия по выполнению обязательств по меморандуму и договору, выполнил все условия предоставления субсидии, установленные Порядком.
Разрешая настоящий спор, суды двух инстанций, руководствуясь положениями пункта 3 части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 1 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", статьями 1, 15 Закона Самарской области от 16.03.2006 N 19-ГД "Об инвестициях и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Самарской области", принимая во внимание обстоятельства дела, доказанность факта нарушения ответчиком срока введения в эксплуатацию объекта инвестирования, пришли к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22 ноября 2018 г. N Ф06-39373/18 по делу N А55-22461/2017