г. Казань |
|
29 ноября 2018 г. |
Дело N А65-1658/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 ноября 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Логинова О.В.,
судей Егоровой М.В., Ольховикова А.Н.,
при участии представителей:
Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - Яфизова А.А. (доверенность от 15.01.2018 N АГ-02/434),
Индивидуального предпринимателя Сорокина Николая Александровича - Стрельниковой В.С. (доверенность от 15.11.2018),
общества с ограниченной ответственностью "Апельсин-Авто" - Мурдоханова А.С. (доверенность от 01.10.2017),
в отсутствие:
общества с ограниченной ответственностью "Агентство содействия бизнесу" - извещено надлежащим образом,
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан - извещено надлежащим образом,
конкурсного управляющего ООО "Лидер-Авто"- извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан и общества с ограниченной ответственностью "Апельсин-Авто"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.04.2018 (судья Кириллов А.Е.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2018 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Бажан П.В., Корнилов А.Б.)
по делу N А65-1658/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агентство содействия бизнесу" (ОГРН 1121650048720, ИНН 1650251275), г. Набережные Челны Республики Татарстан, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Республика Татарстан, ИП Сорокин Николай Александрович, г. Альметьевск, конкурсный управляющий ООО "Лидер-Авто" Плеханов И.В., г. Набережные Челны, ООО "Апельсин-Авто" (ИНН 1644088052, ОГРН 1161690138169), г. Альметьевск, о признании незаконными бездействия, решения, предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Агентство содействия бизнесу" (далее - ООО "АСБ", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - антимонопольный орган, ответчик) о признании незаконным бездействия, выразившегося в неразмещении в течение трех рабочих дней со дня поступления жалобы ООО "Апельсин-Авто" информации о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, и в ненаправлении организатору торгов ООО "АСБ" уведомления о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу, о признании незаконными решения антимонопольного органа от 10.01.2018 по делу N Т04-1/2018 и предписания от 18.01.2018 по делу N Т04-1/2018 о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - Росреестр), ИП Сорокин Николай Александрович, конкурсный управляющий ООО "Лидер-Авто" Плеханов И.В., общество с ограниченной ответственностью ООО "Апельсин-авто" (далее - ООО "Апельсин-авто").
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.04.2018 заявленные требования удовлетворены.
Бездействие антимонопольного органа, выразившееся в неразмещении в течение трех рабочих дней со дня поступления жалобы ООО "Апельсин-Авто" информации о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, и в ненаправлении организатору торгов ООО "АСБ" уведомления о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу, признано незаконным.
Решение антимонопольного органа от 10.01.2018 по делу N Т04-1/2018 и предписание от 18.01.2018 по делу N Т04-1/2018 о прекращении нарушений антимонопольного законодательства признаны незаконными.
На антимонопольный орган возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов ООО "АСБ".
С антимонопольного органа в пользу ООО "АСБ" взыскано 3 000 руб. в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2018 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.04.2018 оставлено без изменения.
Антимонопольный орган и ООО "Апельсин-Авто", не согласившись с принятыми судебными актами, обратились в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами, в которых просят их отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представители антимонопольного органа и ООО "Апельсин-Авто" в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в своих кассационных жалобах.
Представитель ИП Сорокина Н.А. отклонил кассационные жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил оставить в силе судебные акты.
Заявитель, Росреестр, конкурсный управляющий ООО "Лидер-Авто" в судебное заседание своих представителей не направили, извещены надлежащим образом.
От конкурсного управляющего ООО "Лидер-Авто" поступил отзыв, в котором просит отказать в удовлетворении кассационных жалоб, оставить в силе судебные акты.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без заявителя и третьих лиц.
Кассационная инстанция, заслушав явившихся в судебное заседание представителей ответчика, ООО "Апельсин-Авто" и ИП Сорокина Н.А., изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб и отзывов на нее, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, в антимонопольный орган поступила жалоба от ООО "Апельсин-Авто" на действия организатора торгов - ООО "АСБ" при проведении торгов по продаже имущества должника ООО "Лидер-Авто" в форме открытого аукциона с открытой формой подачи ценовых предложений лот N 1: земельный участок, кадастровый номер 16:44:010142:89, категория земель: земли населенных пунктов; занимаемый зданием гаража профилактория; адрес объекта: Республика Татарстан, Азнакаевский район, г.Азнакаево, ул.Г.Хасаншиной, д. 14Г, общая площадь 7059,21 кв.м; здание автоцентра ООО "Лидер Авто", кадастровый номер 16:44:010142:302, адрес объекта: Республика Татарстан, Азнакаевский район, г.Азнакаево, ул.Г.Хасаншиной, д. 14Г, общая площадь 1735,9 кв.м.
Антимонопольным органом принято решение от 10.01.2018 по делу N Т04-1/2018, которым жалоба ООО "Апельсин-Авто" признана обоснованной.
На основании указанного решения от 10.01.2018 по делу N Т04-1/2018 антимонопольным органом заявителю выдано предписание от 18.01.2018 N 04-04/665, в соответствии с которым заявителю, как организатору торгов, предписано устранить выявленные комиссией нарушения норм действующего законодательства, для чего: отменить все результаты по торгам - аукцион продавца N 1449359 на предмет: лот N 1: земельный участок, кадастровый номер 16:44:010142:89, категория земель: земли населенных пунктов; занимаемый зданием гаража профилактория; адрес объекта: Республика Татарстан, Азнакаевский район, г.Азнакаево, ул.Г.Хасаншиной, д. 14Г, общая площадь 7059,21 кв.м; здание автоцентра ООО "Лидер Авто", кадастровый номер 16:44:010142:302, адрес объекта: Республика Татарстан, Азнакаевский район, г.Азнакаево, ул.Г.Хасаншиной, д. 14Г, общая площадь 1735,9 кв.м; провести оценку заявок участников повторно в соответствии с действующим законодательством и с учетом настоящего решения комиссии УФАС России по Республике Татарстан и (или) отменить торги и вернуть участникам задатки по данным торгам; провести торги - аукцион N 1449359 по лоту N 1 повторно, в соответствии с действующим законодательством я (или) отменить торги и вернуть участникам задатки по данным торгам.
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, общество обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, исходя из анализа исследованных доказательств, имеющихся в материалах дела, и установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, пришли к выводу об удовлетворении заявленных требований, при этом правомерно исходили из следующего.
Порядок принятия антимонопольным органом жалобы к рассмотрению, сроки направления и содержание уведомления о поступлении жалобы и приостановлении торгов до ее рассмотрения по существу установлены статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Частью 12 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрена обязанность организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, действия (бездействие) которых обжалуются, в течение одного рабочего дня с момента получения уведомления известить лиц, подавших заявки на участие в торгах, о факте поступления жалобы, ее содержании, месте и времени ее рассмотрения.
В соответствии с частью 13 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции организатор торгов, оператор электронной площадки, конкурсная или аукционная комиссия, заявитель, а также лица, подавшие заявки на участие в торгах,, вправе направить в антимонопольный орган возражение на жалобу или дополнение к ней и участвовать в рассмотрении жалобы лично или через своих представителей. Возражение на жалобу направляется в антимонопольный орган не позднее чем за два рабочих дня до дня рассмотрения жалобы.
Судами установлено, что заявитель не был уведомлен антимонопольным органом о рассмотрении жалобы ООО "Апельсин-авто" на действия ООО "АСБ" как организатора торгов при проведении торгов по продаже имущества должника ООО "Лидер-Авто".
Материалами дела подтверждается, что уведомление о поступлении жалобы было направлено антимонопольным органом по прежнему юридическому адресу ООО "АСБ": 423838, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, ул. Раскольникова, д. 23 кв. 77, которое общество не получило, в результате чего общество не смогло реализовать свои права на представление возражений и участие в рассмотрении жалобы в соответствии с пунктом 13 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. Также ненадлежащее уведомление общества привело к неисполнению заявителем обязанности, предусмотренной частью 12 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 1 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица", при разрешении споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица, следует учитывать, что в силу подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон) адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) отражается в едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) для целей осуществления связи с юридическим лицом.
Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем (в том числе на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом, в рамках производства по делу об административном правонарушении и т.п.), за исключением случаев, когда соответствующие данные внесены в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица (пункт 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Доказательств направления уведомления заявителя как организатора торгов по юридическому адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, антимонопольным органом не представлено, в связи с чем, доводы антимонопольного органа о направлении уведомления по адресу, указанному в жалобе ООО "Апельсин-Авто" подлежат отклонению.
Доводы антимонопольного органа о направлении уведомления заявителя как организатора торгов по адресу, указанному в извещении о проведении торгов, подлежат отклонению.
Пункт 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусматривает направление уведомления организатору торгов по адресу электронной почты, указанному в извещении о проведении торгов.
При этом указанная норма не предусматривает возможность направления уведомления по почтовому адресу, указанному в извещении о проведении торгов.
Таким образом, иные лица, подавшие заявки на участие в торгах, о факте поступления жалобы, ее содержании, месте и времени рассмотрения извещены не были, что, как указали суды предыдущих инстанций, является самостоятельным основанием для признания решения и предписания антимонопольного органа недействительными.
Кроме того, суды пришли к выводам о неисполнимости оспариваемого предписания антимонопольного управления, поскольку по результатам торгов по лоту N 1 конкурсным управляющим ООО "Лидер-Авто" Плехановым И.В. заключен договор купли-продажи от 25.12.2017 N 1 с ИП Сорокиным А.Н.
Указанный договор в установленном законом порядке недействительным признан не был.
Суды предыдущих инстанций пришли к выводу, что поскольку заявка ООО "Апельсин-Авто" не соответствовала пункту 12 статьи 110 Закона о банкротстве и требованиям, указанным в сообщении о проведении торгов, то обоснованно была отклонена заявителем.
Довод ООО "Апельсин-Авто" о том, что в документации по аукциону содержались разные предметы реализуемого имущества, обоснованно отклонены судами.
Во-первых, заявителем по замечанию ООО "Апельсин-Авто" данное расхождение было устранено, во-вторых, в сообщении, размещенном на ЕФРСБ от 17.11.2017 N 2240785, проект договора купли-продажи предприятия был размещен верный.
При таких обстоятельствах, суды предыдущих инстанций обоснованно удовлетворили требования заявителя.
Доводы, изложенные в кассационных жалобах, были предметом рассмотрения судов предыдущих инстанций. Оценка этих доводов нашла отражение в обжалуемых судебных актах.
Указанные доводы не опровергают сделанных судами выводов и не могут являться основанием для изменения или отмены вынесенных ими судебных актов. Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств и не противоречат им.
Переоценка выводов судов первой и апелляционной инстанций в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ в суде кассационной инстанции не допускается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для отмены принятого по делу судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.04.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2018 по делу N А65-1658/2018 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Апельсин-Авто" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1500 рублей, перечисленную по платежному поручению от 05.10.2018 N 1455.
Выдать справку на возврат излишне уплаченной государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
О.В. Логинов |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем (в том числе на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом, в рамках производства по делу об административном правонарушении и т.п.), за исключением случаев, когда соответствующие данные внесены в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица (пункт 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации).
...
Пункт 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусматривает направление уведомления организатору торгов по адресу электронной почты, указанному в извещении о проведении торгов.
...
Суды предыдущих инстанций пришли к выводу, что поскольку заявка ООО "Апельсин-Авто" не соответствовала пункту 12 статьи 110 Закона о банкротстве и требованиям, указанным в сообщении о проведении торгов, то обоснованно была отклонена заявителем."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29 ноября 2018 г. N Ф06-40061/18 по делу N А65-1658/2018