г. Казань |
|
30 ноября 2018 г. |
Дело N А55-1076/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 ноября 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей: Ананьева Р.В., Муравьева С.Ю.,
при участии представителя:
заявителя - Андрианова Е.Л. (доверенность от 19.01.2018),
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Адвент"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 14.06.2018 (судья Лихачев А.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2018 (председательствующий судья Юдкин А.А., судьи Кувшинов В.Е., Попова Е.Г.)
по делу N А55-1076/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Адвент", г. Самара (ОГРН 1106319007332, ИНН 6319730034) к Департаменту градостроительства городского округа Самара, г. Самара (ОГРН 1036300450086, ИНН 6315700286), с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации городского округа Самары, Департамента промышленности, предпринимательства, туризма, потребительского рынка товаров и услуг городского округа Самара, о признании незаконным распоряжения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Адвент" (далее - общество, ООО "Адвент") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным распоряжение Департамента градостроительства городского округа Самара от 23.10.2017 N РД-2283 "Об отказе в назначении аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена", а также об обязании Департамент градостроительства городского округа Самара (далее - Департамент) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о проведении аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта, на земельном участке, расположенном по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Стара-Загора, в районе дома N 135, площадью 100 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0714003:7648, в срок не позднее 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
К участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация городского округа Самара, Департамент промышленности, предпринимательства, туризма, потребительского рынка товаров и услуг городского округа Самара.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 14.06.2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2018, отказано в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе ООО "Адвент" просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 26.09.2017 ООО "Адвент" обратилось в администрацию городского округа Самара с заявлением о назначении аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена.
Распоряжением от 23.10.2017 N РД-2283 Департамент отказал ООО "Адвент" в назначении аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена. Основаниями для отказа явилось то обстоятельство, что нестационарный торговый объект, размещение которого планируется на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0714003:7648, расположенном по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Стара-Загора, в районе дома N 135, в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара, отсутствует.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Адвент" в Арбитражный суд Самарской области.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалованные судебные акты, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определяются Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В силу части 3 статьи 10 указанного закона схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В пункте 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ, в редакции, действующей с 01.03.2015) предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ.
В целях реализации Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ и Закона Самарской области от 05.07.2010 N 76-ГД "О государственном регулировании торговой деятельности на территории Самарской области", в соответствии с Приказам Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области от 28.10.2016 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Самарской области" администрацией городского округа Самара была разработана и утверждена указанная Схема (постановление администрации городского округа Самара от 19.04.2013 N 377).
В соответствии с пунктом 1.3 Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Самарской области схема в городских округах разрабатывается и утверждается органами местного самоуправления городских округов в разрезе районов городских округов. Схема в муниципальных районах утверждается органами местного самоуправления муниципального района на основании схем, разработанных и утвержденных поселениями, входящими в состав муниципального района.
Согласно пункту 1.4 Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Самарской области схема размещается на сайте органа местного самоуправления, содержащем информацию о деятельности органа местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
Пунктом 2.2 Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Самарской области предусмотрено, что разработка схемы осуществляется с соблюдением норм градостроительного, земельного, санитарноэпидемиологического, экологического, противопожарного законодательства, правил благоустройства, установленных на территории соответствующего муниципального образования, а также законодательства, регулирующего торговую деятельность.
Согласно подпункту 3, 4 пункта 3.4 Порядка заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта в целях использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения НТО без предоставления данных земельных участков и установления в отношении них сервитута, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 02.08.2016 N 426 "О реализации отдельных полномочий в области государственного регулирования торговой деятельности", установлено, что решение об отказе в назначении аукциона принимается по следующим основаниям: если заявление о проведении аукциона не соответствует установленной форме; если нестационарный торговый объект, указанный в заявлении о проведении аукциона, отсутствует в схеме размещения нестационарных торговых объектов.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд мотивировал тем, что нестационарный торговый объект, размещение которого планировалось на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0714003:7648, расположенном по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Стара-Загора в районе дома N 135, в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара, отсутствует. Иного заявителем не доказано.
Ссылка заявителя на решение Арбитражного суда Самарской области от 26.01.2015 по делу N А55-17750/2013, несостоятельна.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 31.08.2015 по делу N А55-17750/2013 произведена замена должника - Министерства имущественных отношений Самарской области на администрацию городского округа Самара. Рассмотрев пакет документов, администрация городского округа Самара вынесла постановление от 28.03.2016 N 321 "Об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена", в связи с тем, что земельный участок расположен в границах территории общего пользования. Указанное постановление от 28.03.2016 N 321 было предметом рассмотрения дела N А55-15612/2016.
С учетом изложенного обе судебные инстанции, оценив представленную в материалы дела доказательственную базу в соответствии со статьей 71 АПК РФ, пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, суд кассационной инстанции, исходит из того, что фактические обстоятельства установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств; оснований полагать, что выводы суда первой инстанции, апелляционного суда применительно к установленным ими по данному делу фактическим обстоятельствам ошибочны, не установлено.
Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 АПК РФ основанием для отмены либо изменения обжалованных судебных актов, из кассационной жалобы также не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 14.06.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2018 по делу N А55-1076/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Карпова |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 3 статьи 10 указанного закона схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В пункте 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ, в редакции, действующей с 01.03.2015) предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ.
В целях реализации Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ и Закона Самарской области от 05.07.2010 N 76-ГД "О государственном регулировании торговой деятельности на территории Самарской области", в соответствии с Приказам Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области от 28.10.2016 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Самарской области" администрацией городского округа Самара была разработана и утверждена указанная Схема (постановление администрации городского округа Самара от 19.04.2013 N 377)."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 30 ноября 2018 г. N Ф06-40492/18 по делу N А55-1076/2018