г. Казань |
|
06 декабря 2018 г. |
Дело N А12-6468/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.
судей Хабибуллина Л.Ф., Ольховикова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Михайловой М.Д.,
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Волгоградской области представителей:
Общества с ограниченной ответственностью "Аварийно-диспетчерская служба" - Зубовой Т.Е., доверенность от 22.03.2018,
Государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноармейском районе г. Волгограда - Петрушовой Т.В., доверенность от 15.06.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аварийно-диспетчерская служба"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30.05.2018 (судья С.Г. Пильник) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2018 (председательствующий судья Смирников А.В., судьи Землянникова В.В., Кузьмичев С.А.)
по делу N А12-6468/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аварийнодиспетчерская служба" к Государственному учреждению - управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноармейском районе г. Волгограда о признании недействительным ненормативного акта в части,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Аварийно-диспетчерская служба" (далее - ООО "АДС", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноармейском районе г. Волгограда (далее - УПФР в Красноамейском районе г. Волгограда, фонд, учреждение) от 15.02.2018 N 044V12180000061 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части выводов о неправомерном применении ООО "АДС" в 2014-2016 годах пониженных тарифов страховых взносов и соответствующего начисления страховых взносов в размере 1 856 613,52 руб., в том числе страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 543 936,43 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 1 312 677,09 руб., пени и штрафных санкций.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 30.05.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2018 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30.05.2018 оставлено без изменения.
Общество, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые судебные акты.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель фонда в судебном заседании отклонил кассационную жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов судов имеющимся в материалах дела доказательствам, Арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов и установлено судами, ООО "АДС" при исчислении страховых взносов в 2014-2016 годах применяло пониженные тарифы и представляло отчетность в орган пенсионного фонда, указывая основным видом деятельности 70.32.1 "Управление эксплуатацией жилого фонда", с шифром страхователя 121 (шифр при применении упрощенной системы налогообложения) на основании пункта 8 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
УПФР в Красноамейском районе г. Волгограда проведена выездная проверка ООО "АДС" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов за период с 01.01.2014 по 31.12.2016.
В ходе проверки орган пенсионного фонда пришел к выводу о необоснованном применении ООО "АДС" пониженного тарифа по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды ввиду неподтверждения факта осуществления деятельности по управлению эксплуатацией жилого фонда.
Рассмотрев материалы проведенной проверки, УПФР в Красноамейском районе г. Волгограда приняло решение N 044V12180000061 от 15.02.2018 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, в виде штрафа в сумме 276 701,68 руб. Кроме того, данным решением ООО "АДС" предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 2 002 551,45 руб., пени в сумме 318 503,42 руб.
Полагая, что решение Учреждения от 15.02.2018 N 044V12180000061 в части выводов о неправомерном применении ООО "АДС" в 2014-2016 годах пониженных тарифов страховых взносов и соответствующего начисления страховых взносов в размере 1 856 613,52 руб., в том числе страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 543 936,43 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 1 312 677,09 руб., пеней и штрафных санкций, является незаконным, нарушает права и законные интересы общества, ООО "АДС" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суды предыдущих инстанций правомерно руководствовались следующим.
Согласно части 1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ для отдельных категорий плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в переходный период 2011 - 2027 года установлены пониженные тарифы страховых взносов.
Возможность применения льготного тарифа, предусмотренного статьей 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, является правом страхователя, носит заявительный характер посредством его декларирования в подаваемых уполномоченному органу расчётах и может быть реализована только при соблюдении установленных в статье 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212- ФЗ условий, при этом обязанность документального подтверждения права на указанную льготу возложена на страхователя.
Согласно подпункту "я.2" пункта 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ в течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых являются, в частности управление недвижимым имуществом.
В соответствии с частью 1.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный пунктом 8 части 1 названной статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов.
Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст принят и введен в действие ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1) Общероссийской классификатор видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1).
В соответствии с указанным постановлением Госстандарта России группировка 70.32 "управление недвижимым имуществом" включает "управление эксплуатацией жилого фонда" (группировка 70.32.1) и "управление эксплуатацией нежилого фонда" (группировка 70.32.2), "деятельность по учету и технической инвентаризации недвижимого имущества" (группировка 70.32.3).
Группировка 70.32.1 "управление эксплуатацией жилого фонда" включает: деятельность по надзору за состоянием и эксплуатацией жилого фонда; деятельность учреждений по сбору арендной платы за эксплуатацию жилого фонда.
В соответствии с постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст код по ОКВЭД такой организации 70.32.1. "Управление эксплуатацией жилого фонда".
Под управляющей организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора, заключённого в соответствии со статьёй 62 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
В части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливаются пределы ответственности управляющей организации. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несёт ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и утверждённых Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Судами установлено, что ООО "АДС" при исчислении страховых взносов применяло пониженные тарифы, декларируя основным видом деятельности 70.32.1 - управление эксплуатацией жилого фонда.
В ходе проверки Учреждением установлено, что ООО "АДС" заключало договоры на аварийное обслуживание; техническое обслуживание; аварийное-техническое обслуживание; аренды и субаренды нежилого помещения; купли-продажи автомобиля и запасных частей; подряда.
Указанная деятельность не связана с осуществлением заявленного им в качестве своего основного вида деятельности "Управление эксплуатацией жилого фонда".
Характер заключенных обществом договоров свидетельствует о том, что ООО "АДС", выполняя условия договоров, не осуществляет деятельность по управлению эксплуатацией жилого фонда, а оказывает услуги по текущему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов.
В материалы дела заявителем не представлены договоры управления многоквартирными домами, заключенных между ООО "АДС" и собственниками жилых помещений, а также лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Как верно указали суды, ООО "АДС", являясь коммерческой организацией, оказывает услуги по договорам подряда для целей извлечения прибыли от предпринимательской деятельности и не ведёт деятельности по управлению эксплуатацией жилого фонда, в связи с чем право на применение пониженного тарифа страховых взносов у общества отсутствует.
Указанная позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 09.08.2018 N 306-КГ18-11029.
Суд кассационной инстанции также соглашается с выводами судов в части снижения размера взысканного штрафа.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.1998 N 4-П указано, что меры взыскания должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств деяния.
Обстоятельствами, смягчающими ответственность, могут быть признаны те, которые препятствуют исполнению лицом обязанности, возложенной на него законодательством Российской Федерации. Наличие таких обстоятельств не должно являться типичным при обычных условиях хозяйственной деятельности организации.
В рассматриваемом случае обществом не представлены доказательства и судами не установлены обстоятельства, свидетельствующие о том, что имеются какие-либо основания для признания назначенного обществу штрафа несправедливым, несоразмерным характеру совершенного правонарушения, имущественному и финансовому положению общества.
Суд кассационной инстанции считает, что в рассматриваемом случае за нарушение плательщиком страховых взносов значимых общественных интересов управление пенсионного фонда назначена санкция в соответствии с законом.
При указанных обстоятельствах, суды правомерно отказали в удовлетворении требований заявителя.
Положенные в основу кассационной жалобы доводы общества не опровергают обстоятельств, установленных судами предыдущих инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятых судебных актов.
Переоценка установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств в кассационной инстанции недопустима в силу требований, предусмотренных статьей 286, частью 2 статьи 287 АПК РФ.
Нормы права при разрешении спора применены судами правильно. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов (статья 288 АПК РФ), не установлено.
Таким образом, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30.05.2018 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2018 по делу N А12-6468/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.Р. Мухаметшин |
Судьи |
Л.Ф. Хабибуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст код по ОКВЭД такой организации 70.32.1. "Управление эксплуатацией жилого фонда".
Под управляющей организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора, заключённого в соответствии со статьёй 62 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
В части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливаются пределы ответственности управляющей организации. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несёт ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и утверждённых Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 6 декабря 2018 г. N Ф06-39479/18 по делу N А12-6468/2018