г. Казань |
|
07 декабря 2018 г. |
Дело N А65-7409/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Савкиной М.А.,
судей Топорова А.В., Закировой И.Ш.,
при участии представителей:
акционерного общества "Водопроводно-канализационное и энергетическое хозяйство" - Михайлова В.П. доверенность от 14.09.2018,
публичного акционерного общества "Нижнекамскнефтехим" - Ахмадиевой Г.М. доверенность от 09.11.2017,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Нижнекамскнефтехим"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.06.2018 (судья Бредихина Н.Ю.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2018 (председательствующий Рогалева Е.М., судьи Корнилов А.Б., Засыпкина Т.С.)
по делу N А65-7409/2018
по заявлению акционерного общества "Водопроводно-канализационное и энергетическое хозяйство" к муниципальному казенному учреждению "Исполнительный комитет города Нижнекамска", с участием третьего лица: публичного акционерного общества "Нижнекамскнефтехим" о признании незаконным постановления, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Водопроводно-канализационное и энергетическое хозяйство" (далее - АО "ВКи ЭХ", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным Постановления муниципального казенного учреждения "Исполнительный комитет города Нижнекамска" (далее - исполнительный комитет города Нижнекамска, ответчик) от 26.12.2017 N 233, об обязании ответчика устранить допущенное нарушение законных прав и интересов заявителя путем отмены постановления от 26.12.2017 N 233.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.06.2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2018, заявленные требования удовлетворены.
Признано незаконным постановление Исполнительного комитета города Нижнекамска Республики Татарстан от 26.12.2017 N 233.
Исполнительному комитету города Нижнекамска Республики Татарстан вменена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем отмены постановления от 26.12.2017 N 233.
Публичное акционерное общество "Нижнекамскнефтехим", не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить как принятые при неправильном применении норм материального и процессуального права, и вынести по делу новый судебный акт об отказа в удовлетворении заявленных требований.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя из требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, заслушав представителей сторон, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов в силу по следующим основаниям.
Судебными инстанциями из материалов дела установлено, что в адрес органов государственной власти, местного самоуправления, прокурора города Нижнекамска 26.06.2014 поступила коллективная жалоба жителей коттеджного поселка микрорайона N 36 г. Нижнекамска Республики Татарстан по вопросу канализационных стоков в микрорайоне и бездействия со стороны последних.
06 августа 2014 года ответчиком в адрес Нижнекамского участка Межрайонного филиала N 8 РГУП БТИ МСА ЖКХ РТ для определения собственника сетей в поселка коттеджного типа в 36 мкр. Г. Нижнекамск, а именно, на объект "Канализационная насосная станция N 9 и сетей канализации к нему" направлен запрос с исх. N 3376/ИсхОрг.
Согласно ответу РГУП БТИ письмом от 07.08.2014 с исх. N 482 сообщило об отсутствии в учете сведений на объект.
08 августа 2014 года ответчиком в адрес открытого акционерного общества "Химстрой" (далее - ОАО "Химстрой") направлен запрос с исх. N 3434 о принятии мер по надлежащему содержанию спорных КНС и канализационных сетей.
В ответ конкурсный управляющий ОАО "Химстрой" письмом от 11.08.2014 с исх. N 109 сообщил, что организация не является собственником КНС и канализационных сетей.
05 сентября 2014 года на основании поручения от 23.07.2014 N 6606 руководителя исполнительного комитета администрация создала рабочую группу (в состав которой вошли: заместитель директора по капитальному строительству МУП "ДСЖКХ и Б", инженер 1 категории отдела капитального строительства МУП "ДСЖКХ и Б", заместителя начальника цеха N3406 (по ГТС) УВК И ОСВ ОАО "НКНХ, начальник цеха ОАО "Водопроводно-канализационное и энергетическое хозяйство", представитель общественности 36 мкр.) по осмотру объекта "Канализационной насосной станции N 9 и сетей к нему", расположенной по адресу: поселок коттеджного типа в 36 мкр. г. Нижнекамска и имеющий признаки бесхозяйной недвижимости.
По результатам акта осмотра объекта: "Канализационной насосной станции N 9 и сетей к нему" выявлен бесхозяйный объект - канализационной насосной станции N9 (далее - КНС N9) и напорный канализационный коллектор диаметром 100 мм в двухтрубном исполнении от КНС-9 до места врезки в существующий хозбытовой коллектор ХБК-1, принадлежащего УВК и ОСВ ОАО "НКНХ".
19 июля 2017 года исполнительным комитетом в соответствии с частями 4, 5 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", актом осмотра канализационной насосной станции от 05.09.2014 N 9 вынесено постановление N 109 об определении ПАО "Нижнекамскнефтехим" организацией, осуществляющей содержание и обслуживание канализационной насосной станции N9 (далее - КНС N9) и напорного канализационного коллектора диаметром 100 мм. В двухтрубном исполнении от КНС N9 до места врезки в существующий хозбытовой коллектор ХБХ-1, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Нижнекамск, поселок коттеджного типа, 36 мкр. (далее - бесхозяйный объект).
Данное постановление ответчиком аннулировано в январе 2018 года.
Изучив схему присоединения КНС-9 к существующим сетям водоотведения, ответчик пришел к выводу, что на указанной территории осуществляет деятельность по предоставлению услуг для населения по водоснабжению -АО "ВК и ЭХ".
Ответчиком также установлено, что АО "ВК и ЭХ" включено в Реестр субъектов естественных монополий в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры, раздел "Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры" в городе Нижнекамск, за номером 16.В.2014, адрес: ул. Ахтубинская, д.4Б г. Нижнекамск, Республика Татарстан, ОКВЭД 41.007, номер и дата приказа о включении - 84-э от 22.04.2015.
Постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 14.12.2017 N 10-119/кс "О корректировке на 2018 год долгосрочных тарифов на питьевую воду, техническую воду, водоотведение, очистку сточных вод, транспортировку холодной воды и транспортировку сточных вод, установленных постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 30.11.2015 N 10-35/кс" для АО "ВК и ЭХ" установлен тариф на водоснабжение и водоотведение для населения.
На основании изложенного, 26.12.2017 исполнительным комитетом вынесено постановление N 233 об определении АО "ВК и ЭХ" организацией, осуществляющей содержание и обслуживание КНС N 9 и напорного канализационного коллектора диаметром 100 мм. В двухтрубном исполнении от КНС N9 до места врезки в существующий хозбытовой коллектор ХБХ-1, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Нижнекамск, поселок коттеджного типа, 36 мкр.
Заявитель, полагая, что оспариваемое постановление ответчика от 26.12.2017 N 233 не соответствует нормам пункта 5 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) и нарушает его права и законные интересы обратился в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Признавая незаконным Постановления муниципального казенного учреждения "Исполнительный комитет города Нижнекамска" от 26.12.2017 N 233 суд первой и апелляционной инстанции пришли к выводу, что АО "ВК и ЭХ" не является гарантирующей организацией в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования "город Нижнекамск" Республики Татарстан и не имеет присоединения спорного имущества к его сетям.
Суд кассационной инстанции соглашается с данными выводами судебных инстанций в силу следующего.
Исходя из смысла части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно положениям части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию соответствия действий закону возлагается на орган, должностное лицо, совершившие их; в свою очередь, обязанность доказывания наличия факта нарушенных оспариваемым актом (действиями) законных прав лежит на лице, оспаривающем акт (действия).
Пунктом 1 части 1 статьи 6 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Следовательно, орган местного самоуправления, осуществляя свои полномочия в сфере водоснабжения населения, обязан принимать меры к надлежащему обслуживанию, в том числе бесхозяйных объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения, учету таких объектов и их обращению в муниципальную собственность.
В соответствии с частью 5 статьи 8 Закона N 416-ФЗ в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
При этом, одним из обязательных условий передачи бесхозяйственных водопроводных и (или) канализационных сетей той или иной специализированной организации является наличие статуса гарантирующей организации.
Судебными инстанциями из материалов дела установлено, что статус гарантирующей организации в соответствии со статьей 12 Закона N 416-ФЗ в пределах муниципального образования "город Нижнекамск" Республики Татарстан не определен.
Следовательно, АО "ВК и ЭХ" не является гарантирующей организацией в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования "город Нижнекамск" Республики Татарстан.
Кроме того, обязательным условием передачи бесхозяйственных водопроводных и (или) канализационных сетей той или иной специализированной организации в соответствии с частью 5 статьи 8 Закона N 416-ФЗ является наличие на обслуживании у такой организации сетей, непосредственно присоединенных к бесхозным объектам.
При этом, водопроводные сети не могут использоваться без источника воды, который бы обеспечивал надлежащую обработку воды, а канализационные сети- без комплекса очистных сооружений.
Судебными инстанциями из материалов дела установлено, что "Канализационная насосная станция N 9 и сеть к нему" не присоединены к сетям, эксплуатируемым АО "ВК и ЭХ".
Исследовав и оценив представленные в материалы дела документы в совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ, а именно, договор от 31.12.2014 N 50025938 заключенным между АО "ВК и ЭХ" и ПАО "Нижнекамскнефтехим"; акт о границе раздела эксплуатационной ответственности, заключенный между АО "ВК и ЭХ" и ПАО "Нижнекамскнефтехим"; акт обследования канализационных сетей и канализационной насосной станции АО "ВК и ЭХ", подготовленным 05.09.2014 комиссией в составе МУП "ДСЖКХ и Б", ПАО "НКНХ", АО"ВК и ЭХ"; акт совместного обследования от 01.06.2018, составленный АО "ВК и ЭХ", ПАО "НКНХ", Исполнительным комитетом города Нижнекамска; принимая во внимание отсутствие присоединения спорного имущества к сетям АО "ВК и ЭХ", суд первой и апелляционной инстанции сделали вывод об отсутствии оснований для возложения на АО "ВК и ЭХ" обязанности принять на обслуживание спорный объект водопроводно-канализационного хозяйства на основании постановления исполнительного комитета от 26.12.2017 N233.
Судебными инстанциями так же отмечено, что обязанность АО "ВК и ЭХ" по принятию на обслуживание бесхозяйных объектов не может быть истолкована как обязанность по принятию любого бесхозяйного объекта, в том числе не имеющего присоединения к сетям заявителя, а также водопроводных сетей без источника воды и канализационных сетей без комплекса очистных сооружений.
При таких обстоятельствах, основаны на материалах дела и нормах права выводы судебных инстанций об отсутствии у Исполнительного комитета города Нижнекамска оснований для принятия постановления от 26.12.2017 N 233 о содержании и обслуживании канализационной насосной станции N 9 и напорного канализационного коллектора, расположенных по адресу: Республика Татарстан, г. Нижнекамск, поселок коттеджного типа, 36 мкр ОАО "ВК и ЭХ".
В заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя кассационной жалобы, поданной третьим лицом - ПАО "Нижнекамскнефтехим", пояснила о не согласии с оценкой судом первой и апелляционной инстанций представленных в материалы дела: акта о границе раздела эксплуатационной ответственности, заключенный между ОАО "ВК и ЭХ" и ПАО "Нижнекамскнефтехим"; акта обследования канализационных сетей и канализационной насосной станции ОАО "ВК и ЭХ", подготовленным 05.09.2014 комиссией в составе МУП "ДСЖКХ и Б", ПАО "НКНХ", ОАО"ВК и ЭХ"; акта совместного обследования от 01.06.2018, составленный АО "ВК и ЭХ", ПАО "НКНХ".
В соответствии со статьей 71 АПК РФ оценка доказательств относится к компетенции суда первой и апелляционной инстанции, пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции установлены статьей 286 АПК РФ.
Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций полно, всесторонне исследовали все обстоятельства дела, дали надлежащую правовую оценку всем представленным в деле документальным доказательствам.
Поскольку при вынесении обжалуемых судебных актов нормы материального права применены правильно, нормы процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.06.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2018 по делу N А65-7409/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.А. Савкина |
Судьи |
А.В. Топоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 5 статьи 8 Закона N 416-ФЗ в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
...
Судебными инстанциями из материалов дела установлено, что статус гарантирующей организации в соответствии со статьей 12 Закона N 416-ФЗ в пределах муниципального образования "город Нижнекамск" Республики Татарстан не определен.
Следовательно, АО "ВК и ЭХ" не является гарантирующей организацией в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования "город Нижнекамск" Республики Татарстан.
Кроме того, обязательным условием передачи бесхозяйственных водопроводных и (или) канализационных сетей той или иной специализированной организации в соответствии с частью 5 статьи 8 Закона N 416-ФЗ является наличие на обслуживании у такой организации сетей, непосредственно присоединенных к бесхозным объектам."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 7 декабря 2018 г. N Ф06-39412/18 по делу N А65-7409/2018