г. Казань |
|
11 декабря 2018 г. |
Дело N А57-12284/2017 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Хайбулова А.А., Бубновой Е.Н.,
при участии представителей:
ответчика - Якушевой Е.Н., доверенность от 20.04.2018,
третьего лица - Якушевой Е.Н., доверенность от 27.11.2018,
в отсутствие истца и третьих лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2018 (председательствующий судья Телегина Т.Н., судьи Камерилова В.А., Лыткина О.В.)
по делу N А57-12284/2017
по исковому заявлению Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района (ОГРН 1036405320456, ИНН 6453074026) к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице Администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1036405000280, ИНН 6450011003) о присуждении к исполнению обязанности в натуре. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Комитет по управлению имуществом города Саратова, Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации муниципального образования "Город Саратов", Администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", муниципальное учреждение "Дирекция единого заказчика по Ленинскому району города Саратова" в лице ликвидационной комиссии,
УСТАНОВИЛ:
Ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице Администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - ответчик) о понуждении ответчика за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" в течение 6-ти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести капитальный ремонт оборудования общего имущества в многоквартирных домах в г. Саратове:
- в многоквартирном доме N 31 по ул. Перспективная в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе замену оборудования общего имущества, согласно локальным сметным расчетам (приложение N 2) к заключению эксперта от 25.09.2017 N 3133/6-3 (в ценах на момент проведения экспертизы), а именно: ремонт кровли жилого дома на сумму 596 898 руб., ремонт системы холодного водоснабжения жилого дома на сумму 118 911 руб., замену оконных блоков подъездов дома на сумму 386 619 руб., ремонт системы горячего водоснабжения жилого дома на сумму 135 154 руб., ремонт системы центрального отопления жилого дома на сумму 2 167 914 руб., ремонт системы водоотведения жилого дома на сумму 189 560 руб.;
- в многоквартирном доме N 31А по ул. Перспективная в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе замену оборудования общего имущества, согласно локальным сметным расчетам (приложение N 3) к заключению эксперта от 25.09.2017 N 3133/6-3 (в ценах на момент проведения экспертизы), а именно: ремонт кровли жилого дома на сумму 596 334 руб., ремонт межпанельных швов в жилом доме на сумму 1 107 264 руб., замену оконных блоков в жилом доме на сумму 386 619 руб., ремонт системы центрального отопления жилого дома на сумму 2 167 914 руб., ремонт системы водоотведения жилого дома на сумму 189 560 руб., а также во всех подъездах дома (с N 1 по N 2 включительно) произвести капитальный ремонт лифтов, с заменой узлов, элементов узлов, механизмов и оборудования, выработавших свой ресурс в соответствии с пунктом 7.6.3 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 55964-2014 "Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации" и требованиями Технического регламента Таможенного союза ТР ТС А57-12284/2017 3 011/2011 "Безопасность лифтов", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 824;
- в многоквартирном доме N 31Б по ул. Перспективная в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе замену оборудования общего имущества, согласно локальным сметным расчетам (приложение N 4) к заключению эксперта от 25.09.2017 N 3133/6-3 (в ценах на момент проведения экспертизы), а именно: ремонт системы холодного водоснабжения жилого дома на сумму 217 111 руб., ремонт системы горячего водоснабжения жилого дома на сумму 556 370 руб., замену оконных блоков в жилом доме на сумму 386 619 руб., ремонт системы центрального отопления жилого дома на сумму 2 167 914 руб., ремонт системы водоотведения жилого дома на сумму - 189 560 руб., а также во всех подъездах дома (с N 1 по N 2 включительно) произвести капитальный ремонт лифтов, с заменой узлов, элементов узлов, механизмов и оборудования, выработавших свой ресурс в соответствии с пунктом 7.6.3 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 55964-2014 "Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации" и требованиями Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 824;
- в многоквартирном доме N 31В по ул. Перспективная в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе замену оборудования общего имущества, согласно локальным сметным расчетам (приложение N 5) к заключению эксперта от 25.09.2017 N 3133/6-3 (в ценах на момент проведения экспертизы), а именно: ремонт кровли жилого дома на сумму 596 334 руб., ремонт межпанельных швов в жилом доме, на сумму 1 107 264 руб., ремонт системы холодного водоснабжения жилого дома на сумму 236 119 руб., замену оконных блоков в жилом доме на сумму 386 619 руб., ремонт системы горячего водоснабжения жилого дома на сумму 687 743 руб., ремонт системы центрального отопления жилого дома на сумму 311647 руб., ремонт системы водоотведения жилого дома на сумму 189 560 руб., а также во всех подъездах дома (с N 1 по N 2 включительно) произвести капитальный ремонт лифтов, с заменой узлов, элементов узлов, механизмов и оборудования, выработавших свой ресурс в соответствии с пунктом 7.6.3 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 55964-2014 "Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации" и требованиями Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 824.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 14.12.2018 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2018 решение Арбитражного суда Саратовской области от 14.12.2018 отменено.
Не согласившись с постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2018, истец обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит названный судебный акт отменить.
Истец и третьи лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка извещенных надлежащим образом лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что судом апелляционной инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права, а также выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2018, на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района зарегистрирована от 17.11.2003 и действует в соответствии редакцией устава, утвержденного общим собранием учредителей от 28.11.2005, как некоммерческая организация, созданная для содействия ее членам достижения целей по обеспечению жилищными и коммунальными услугами, защиты прав собственников в получении коммунальных услуг и представления их интересов в органах власти и судах.
Ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района с 01.09.2015 на основании заключенных договоров управления от 24.08.2015, утвержденных решениями общих собраний собственников помещений спорных многоквартирных домов, оформленных протоколами от 21.08.2015 и лицензии N 064-000149 от 30.04.2015 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной Государственной жилищной инспекцией Саратовской области, осуществляет в качестве управляющей организации управление многоквартирными домами в г. Саратове (включенными в Реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами Саратовской области): N 31 по ул. Перспективной в г. Саратове (9-ти этажный, 2-х подъездный, панельный, 1978 года постройки); N 31А по ул. Перспективной в г. Саратове (9-ти этажный, 2-х подъездный, панельный, 1976 года постройки); N 31Б по ул. Перспективной в г. Саратове (9-ти этажный, 2-х подъездный, панельный, 1978 года постройки); N 31В по ул. Перспективной в г. Саратове (9-ти этажный, 2-х подъездный, панельный, 1975 года постройки). Данные договоры заключены на срок с 01.09.2015 и до 31.08.2020 (пункт 8.1 договоров).
При проведении общих осмотров многоквартирных домов, проведенных в сентябре 2016 года, выявлено, что они требуют капитального ремонта, составлены соответствующие акты осмотра многоквартирных домов. Осмотры проведены в отсутствие представителей муниципального образования "Город Саратов".
Во всех многоквартирных домах комитет по управлению имуществом города Саратова от имени администрации муниципального образования "Город Саратов" производил и производит приватизацию муниципальных жилых помещений.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что обязанность соответственно возникает у наймодателя с момента первой приватизации и при ее невыполнении сохраняется в последующем до приватизации последней муниципальной квартиры в доме, то есть эта обязанность является длящейся. Соответственно, с иском к наймодателю имел право обратиться, как первый приватизирующий муниципальную квартиру в доме наниматель, так и последующий в рамках срока исковой давности, который исчисляется к каждому нанимателю отдельно.
В части обращения истца с иском в пределах срока исковой давности, суд апелляционной инстанции правомерно соглашается с судом первой инстанции, однако, в остальном приходит к иным выводам.
Материалами дела подтверждается, что приватизация квартир в спорных многоквартирных домах, 1975, 1976, 1978 годов постройки, началась в 1992-1993 годах.
С 2004-2006 годов спорные дома находились в управлении товарищества собственников жилья "Днепр-2004" (ул. Перспективная, д. 31, 31А, 31Б, 31В).
Ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района зарегистрирована 17.11.2003 и ее учредителями является, в том числе товарищество собственников жилья "Днепр-2004".
Товарищество собственников жилья "Днепр-2004" и Ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района заключили типовые договоры управления многоквартирными домами, которые в последующем пролонгировались.
Дома, находившиеся на балансе муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика по Ленинскому району г. Саратова", с начала приватизации квартир, были переданы в 2004 году в управление товарищества собственников жилья "Днепр-2004" (в последующем присоединенных к Ассоциации).
При передаче домов в управление товарищества собственников жилья, входившее в состав ассоциации, ответчик исполнил обязанность по выполнению капитального ремонта, в дальнейшем при ухудшении состояния общего имущества на него не может быть возложена такая обязанность повторно.
Осмотры вышеназванных домов произведены истцом в сентябре 2016 года.
Приватизация жилых помещений произведена в 2014-2016 годах.
Осмотры произведены через существенный промежуток времени после приватизации квартир, поэтому установить, нуждались ли данные многоквартирные дома в ремонте на момент указанных приватизаций, а также составления актов осмотра (сентябрь 2016 года), эксперты, которым судом задавался такой вопрос, ответить не смогли. Иные доказательства в материалы дела не представлены.
Данные осмотры производились в отсутствие представителей муниципального образования, составлены в одностороннем порядке заинтересованными лицами, в связи с чем, они не имеют доказательственной силы.
Кроме того, эксперты не смогли установить возможные сроки проведения работ по капитальному ремонту для устранения выявленных дефектов в связи отсутствием научно-обоснованной методики определения сроков проведения работ на стадии проведения экспертизы и не смогли дать ответ о необходимости выполнения капитального ремонта на момент указанных приватизаций.
Таким образом, истец не представил доказательства того, что на момент приватизаций конкретно заявленных квартир в спорных домах, эти дома нуждались в капитальном ремонте, что является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Суд верно отметил, что местные органы власти не уклоняются от исполнения обязанности по выполнению капитального ремонта, и в пределах возложенных на них распорядительных функций участвуют в организации капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу, что работы по капитальному ремонту спорных многоквартирных домов, включенные в программу, полностью соответствуют видам работ по капитальному ремонту, заявленным истцом.
При указанных обстоятельствах и руководствуясь статьями Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 39, 154, 157, 158, 161, 162, 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 25.12.2012 N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" суд апелляционной инстанции принял законное и обоснованное решение.
Суд апелляционной инстанции полно и всесторонне исследовал и оценил представленные доказательства, установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применил нормы права.
Доводы заявителя кассационной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и направлены на переоценку установленных судебной инстанцией обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2018 законным и не подлежащим отмене.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2018 по делу N А57-12284/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
А.А. Хайбулов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд верно отметил, что местные органы власти не уклоняются от исполнения обязанности по выполнению капитального ремонта, и в пределах возложенных на них распорядительных функций участвуют в организации капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу, что работы по капитальному ремонту спорных многоквартирных домов, включенные в программу, полностью соответствуют видам работ по капитальному ремонту, заявленным истцом.
При указанных обстоятельствах и руководствуясь статьями Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 39, 154, 157, 158, 161, 162, 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 25.12.2012 N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" суд апелляционной инстанции принял законное и обоснованное решение.
...
Доводы заявителя кассационной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и направлены на переоценку установленных судебной инстанцией обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2018 законным и не подлежащим отмене."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11 декабря 2018 г. N Ф06-39345/18 по делу N А57-12284/2017