Пояснительная записка к проекту Федерального закона
"О внесении изменения в Закон Российской Федерации "О занятости
населения в Российской Федерации"
Необходимость принятия представленного Федерального закона вызвана тем, что действующая редакция Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" вступает в противоречие с Конституцией Российской Федерации.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняется труд, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, устанавливаются государственные пособия и иные гарантии социальной защиты. Согласно статье 37 Конституции Российской Федерации "каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы".
Лишение гражданина права на защиту от безработицы по основаниям владения им определенным имуществом (акциями (паями, долями) хозяйственного общества или товарищества), нарушает права гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации. В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации каждый гражданин вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им. В соответствии со статьей 128 Гражданского кодекса Российской Федерации ценные бумаги (акции) отнесены к объектам гражданских прав и могут принадлежать гражданину на праве собственности наряду с другим имуществом (квартирой, автомобилем, иным движимым и недвижимым имуществом). При этом наличие в собственности гражданина иного имущества, за исключением акций (долей, паев) хозяйственных обществ и товариществ, не является основанием для лишения гражданина права на защиту от безработицы.
На основании абзаца десятого статьи 2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" органы службы занятости отказывают в регистрации граждан в качестве безработных. Подобные действия приводят к ситуации, когда гражданин для регистрации своего конституционного права на защиту от безработицы, должен отказываться от своих конституционных прав, связанных с частной собственностью на ценные бумаги.
Следует также отметить, что большинство граждан Российской Федерации приобретало акции открытых акционерных обществ в процессе приватизации. Порядок, при котором акции распределялись среди работников предприятия, был предусмотрен как льгота и поддержка работникам. В результате этого в России появилось большое число мелких акционеров - владельцев одной, двух или максимум десяти акций. Для проведения экономических преобразований и реструктуризации бизнеса крупным промышленным предприятиям - гигантам приходится проводить сокращение штатов. В этой ситуации на первый план выходит социальная защита уволенных работников, которая осуществляется, в том числе, путем выплаты пособия по безработице. В условиях неполучения заработной платы и отсутствия накоплений, пособия по безработице для многих людей становятся единственной возможностью прокормить семью. Однако работники, которые может быть никогда не получали и не получат дивидендов автоматически перешли в разряд нарушителей закона и интересов государства.
Перечень
законов и иных нормативных актов, подлежащих отмене, изменению
и дополнению в случае принятия Федерального закона "О внесении
изменения в Закон Российской Федерации "О занятости населения
в Российском Федерации"
В случае принятия Федерального закона "О внесении изменения в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" отмены, изменения или дополнения законов и иных нормативных актов не потребуется.
Финансово-экономическое обоснование
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование к проекту Федерального закона
"О внесении изменения в Закон Российской Федерации "О занятости
населения в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", предусматривающего исключение абзаца десятого статьи 2 Закона, потребует внесения изменений в бюджет Государственного фонда занятости населения Российской Федерации. Указанные изменения будут связаны с увеличением числа граждан, признаваемых безработными. Речь идет о гражданах, являющихся учредителями (участниками) организаций. В соответствии с действующей редакцией статьи 2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" граждане, являющиеся учредителями (участниками) организаций и имеющие имущественные права в отношении этих организаций, признаются занятыми. На этом основании службы занятости отказывают таким гражданам в регистрации их в качестве безработных. Исключение абзаца десятого статьи 2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" уровняет этих граждан в части защиты от безработицы с другими категориями безработных. Это может привести к незначительному увеличению расходов Государственного фонда занятости населения Российской Федерации. Объем увеличения этих расходов может быть спрогнозирован исходя из следующих позиций:
На начало 2000 года численность имущих работу граждан, состоящих на учете, составляла 1476377 человек. Из них были признаны безработными 1263412 человек. Пособие по безработице получало 1090183 человека. Таким образом, чуть более 200 тысяч человек, из числа лиц, ищущих работу, не признавалось безработными.
С учетом особенностей приватизации промышленных предприятий в России наибольшее число участников коммерческих организаций - физические лица, приобретавшие акции акционерных обществ в процессе приватизации. По данным Профессиональной Ассоциации регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД) численность акционеров - физических лиц составляет около 37 млн. человек. Однако процесс приватизации предусматривал возможности приобретения акций как трудоспособным, так и не трудоспособным населением, в частности, пенсионерами. По оценкам экспертов акционерами стали около 40% экономически активного населения России. Применительно к общему числу безработных, рассчитываемому на основании обследования населения по проблемам занятости, проводимого по методологии МОТ, можно определить численность безработных акционеров. Число безработных акционеров на начало 2000 года можно оценить на уровне 2,3 млн. человек. Эта цифра имеет тенденцию к уменьшению за счет процессов перераспределения собственности.
От общего числа безработных регистрируется в органах службы занятости около 15%. Это означает, что число зарегистрированных в органах службы занятости безработных акционеров может составлять около 340 тысяч человек. На начало 1999 года, когда акционеры регистрировались и признавались безработными наравне с другими категориями граждан, эта цифра составляла около 17% от общего числа зарегистрированных лиц. После введение в действие Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" от 17 июля 1999 года N 175-ФЗ в силу отсутствия точных данных о владельцах акций, часть акционеров регистрировалась в качестве безработных. По приблизительным оценкам около 17% граждан было отказано в признании их безработными по мотивам их участия в коммерческих организациях. Это означает, что при отмене запрета на признание безработными акционеров, дополнительно могут быть признаны безработными около 32 тысяч человек. При этом пособие по безработице будут дополнительно получать 29 тысяч человек.
Указанное дополнительное число безработных приведет к увеличению расходов в бюджете Государственного фонда занятости населения Российской Федерации на 220 млн. рублей, в том числе на пособия по безработице на 180 млн. рублей. Указанное увеличение расходов целесообразно предусмотреть при утверждении бюджета Государственного фонда занятости населения Российской Федерации на 2001 год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.