г. Казань |
|
17 декабря 2018 г. |
Дело N А72-2505/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Топорова А.В., Мосунова С.В.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 04.06.2018 (судья Лубянова О.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2018 (председательствующий Юдкин А.А., судьи Корнилов А.Б., Филиппова Е.Г.)
по делу N А72-2505/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Интер-Энерго-Траст" (ИНН 7326053466, ОГРН 1167325065412) к министерству развития конкуренции и экономики Ульяновской области (ОГРН 1047301019776, ИНН 7325050230) о признании незаконным бездействия, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Интер-Энерго-Траст" (далее - ООО "Интер-Энерго-Траст", общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о незаконным бездействия Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области (далее - Министерство), выразившегося в неустановлении в предусмотренные законом сроки тарифа на передачу тепловой энергии и обязать Министерства устранить допущенное нарушение прав.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 04.06.2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2018 бездействие Министерства, выразившееся в неустановлении в предусмотренные законом сроки тарифа на передачу тепловой энергии, признано незаконным.
Суд обязал Министерство в течение 20 рабочих дней, со дня вступления решения в законную силу, рассмотреть заявление ООО "Интер-Энерго-Траст" об установлении тарифа на услугу по передаче тепловой энергии на 2018 год.
Министерство, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
Заявитель кассационной жалобы указал на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также несоответствие выводов судов предоставленным в материалы дела документам.
Министерство считает, что для установления подлежащих регулированию тарифов наличие в собственности или ином законном основании объектов соответственной инфраструктуры является обязательным. Кроме того, указывает, что ООО "Интер-ЭнергоТраст" предоставило договор купли-продажи на тепловые сети и сети ГВС от 01.06.2017 между ООО "Теплоэнерго" (продавец) и ООО "Интер-ЭнергоТраст" (покупатель), однако не представило свидетельство о государственной регистрации прав собственности на имущество в Управлении Росреестра по Ульяновской области.
ООО "Интер-Энерго-Траст" предоставило отзыв, которым отклонило доводы, изложенные в кассационной жалобе, просило оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на то, что общество является фактическим законным владельцем спорных сетей, приобрел их на основании договора купли-продажи по цепочке, берущей начало от заказчика строительства и до конечного продавца указанных сетей.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 28.11.2017 ООО "ИнтерЭнерго-Траст" обратилось в Министерство с заявлением об определении метода регулирования тарифов на услуги теплоснабжения.
Общество, обратилось в Министерство с заявлением от 11.12.2017 N 3960 об установлении тарифа на передачу тепловой энергии на 2018 год с документами.
19 декабря 2017 открыто дело N 84-тп-3960/2017 об установлении тарифов на передачу тепловой энергии на 2018 год. На основании пункта 14 Регламента открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения утвержденного Приказом Федеральной службы по тарифам от 07.03.2013 N 163 (далее - Регламент) в адрес общества направлено извещение об открытии дела и перечень расчетных и обосновывающих материалов необходимых для рассмотрения и принятия решения об установления тарифа на тепловую энергию на 2018 год (письмо от 20.12.2017 N 06-1482).
На заседании Правления Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 15.02.2018 было решено отложить рассмотрение вопроса об установлении тарифа на передачу тепловой энергии на 2018 год для ООО "Интер-Энерго-Траст" до получения дополнительной информации.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Судебные инстанции, удовлетворяя заявленные ООО "Интер-ЭнергоТраст" требования исходили из того, что общество представило документы, которые подтверждают право предприятия на владение имуществом, необходимым для осуществления деятельности по теплоснабжению на территории муниципального образования г.Ульяновск, в связи с чем пришли к выводу, что у Министерства отсутствовали основания для отказа в утверждении тарифа по теплоснабжению по основанию непредставления правоустанавливающих документов на имущество, используемое для осуществления регулируемого вида деятельности (теплоснабжение).
Суд кассационной инстанции соглашается с данными выводами судебных инстанций в силу следующего.
Исходя из смысла части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно нормам Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" установление тарифов на тепловую энергию отнесено к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" утверждены Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила), которые определяют порядок установления регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, предусмотренных Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, а также условия и порядок принятия решений об отмене и введении регулирования тарифов после их отмены.
Согласно пункту 13 Правил регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов) и заявление о выборе метода регулирования тарифов. В случае если в отношении организации ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов), а также в случае расчета цен (тарифов) на осуществляемые отдельными организациями отдельные регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, тарифы для таких организаций (на такие виды деятельности) на текущий период регулирования рассчитываются независимо от сроков подачи предложений об установлении цен (тарифов), предусмотренных пунктом 13 настоящих Правил, при условии подачи предложений об установлении цен (тарифов) не позднее 1 ноября текущего года (пункт 24 Правил).
Предложение об установлении цен (тарифов) состоит из заявления об установлении цен (тарифов) и необходимых материалов. В заявлении об установлении цен (тарифов) указывается соответствующая данному пункту информация (пункт 15 Правил).
Согласно подпункту "а" пункта 16 Правил к заявлению об установлении цен (тарифов) прилагаются, в том числе, копии правоустанавливающих документов (копии гражданскоправовых договоров, концессионных соглашений), подтверждающих право собственности, иное законное право в отношении недвижимых объектов (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях, земельных участках).
Порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении предложений об установлении цен (тарифов) и (или) предельных уровней тарифов определяется регламентом (пункт 25 Правил).
В соответствии с пунктом 20 Регламента и с пунктом 30 Правил решение об установлении цен (тарифов) на текущий период регулирования для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов), а также решение об установлении цен (тарифов) на осуществляемые отдельными организациями отдельные регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов), принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования в течение 30 календарных дней со дня поступления в орган регулирования предложений об установлении цен (тарифов), сформированных в соответствии с требованиями, установленными пунктами 13-20 настоящих Правил. По решению органа регулирования этот срок может быть продлен, но не более чем на 30 календарных дней.
В рассматриваемом случае, в отношении ООО "Интер-Энерго-Траст" государственное регулирование тарифа на тепловую энергию ранее не осуществлялось.
Судебными инстанциями установлено, что при обращении общества за утверждением тарифа на теплоснабжение в качестве правоустанавливающего документа было представлено, в том числе, решение Ленинского районного суда по делу от 24.11.2017 N 2А-4596/17, которым в удовлетворении иска прокурора Железнодорожного района г.Ульяновска к Администрации г.Ульяновска о признании бездействия незаконным, возложении обязанности обратиться в Управление Росреестра по Ульяновской области с заявлением о постановке на учет участка тепловых сетей в качестве бесхозяйного, возложении обязанности по определению теплосетевой организации для их содержания и обслуживания отказано.
Довод Министерство о том, что представленные ООО "Интер-Энерго-Траст" документы не подтверждают наличие у общества в собственности или ином законном основании объектов соответствующей инфраструктуры, со ссылкой на статью 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, правомерно судом апелляционной инстанции отклонен.
Судебными инстанциями установлено и материалами дела подтверждается, что 01.06.2017 между ООО "Теплоэнерго" (продавец) и ООО "Интер-Энерго-Траст" (покупатель) заключен договор купли-продажи, согласно которому продавец продал, а покупатель купил "Тепловые сети и сети ГВС" (имущество), расположенные в квартале 13ЮГ г.Ульяновска по ул.Луначарского, присоединенные с одной стороны к квартальной котельной по ул.Луначарского, 24, с другой стороны присоединенные к многоквартирным жилым домам N 10, 12, 16/26-А, 18, 20, 22, 26, а также к зданиям N 2-Б, 8 по адресу ул.Луначарского, протяженностью и характеристиками согласно технического паспорта.
На основании изложенного, исследовав и оценив представленные в материалы дела документы в порядке статьи 71 АПК РФ, установив, что передача тепловых сетей в собственность ООО "Интер-Энерго-Траст" не оспорена, а Министерство полномочиями по проверке законности права собственности на недвижимое имущество, используемое в регулируемой деятельности предприятия, не наделено, судебные инстанции правомерно удовлетворили требование общества, возложив на Министерство обязанность в течении 20 рабочих дней со дня вступления решения в законную силу рассмотреть заявление ООО "Интер-Энерго-Траст" об установлении тарифа на услугу по передаче тепловой энергии на 2018 год.
Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных по делу фактических обстоятельств не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 АПК РФ подлежат отклонению, поскольку не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Исходя из изложенного, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражными судами первой и апелляционной инстанции при вынесении обжалуемых судебных актов, не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 04.06.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2018 по делу N А72-2505/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
А.В. Топоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно нормам Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" установление тарифов на тепловую энергию отнесено к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" утверждены Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила), которые определяют порядок установления регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, предусмотренных Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, а также условия и порядок принятия решений об отмене и введении регулирования тарифов после их отмены.
...
Довод Министерство о том, что представленные ООО "Интер-Энерго-Траст" документы не подтверждают наличие у общества в собственности или ином законном основании объектов соответствующей инфраструктуры, со ссылкой на статью 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, правомерно судом апелляционной инстанции отклонен."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17 декабря 2018 г. N Ф06-40779/18 по делу N А72-2505/2018