г. Казань |
|
19 декабря 2018 г. |
Дело N А55-10451/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Логинова О.В.,
судей Мухаметшина Р.Р., Ольховикова А.Н.,
при участии представителей:
заявителя - Захватова А.Ю., доверенность от 12.04.2018,
ответчика - Семкина С.Г., доверенность от 10.01.2018,
третьего лица - Семкина С.Г., доверенность от 11.01.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ротор"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 29.06.2018 (судья Кулешова Л.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2018 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Корнилов А.Б., Засыпкина Т.С.)
по делу N А55-10451/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ротор" (ОГРН 1126316003351, ИНН 6316174100) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области, третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области о признании недействительным ненормативного акта,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ротор" (далее - ООО "Ротор", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением об отмене решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области (далее - налоговый орган, инспекция) от 26.09.2017 N 04-13/32602 в части доначисления земельного налога за 2016 год по земельным участкам, площадью (60 326 кв.м., 330 кв.м., 230 кв.м.) с применением кадастровой стоимости по ВРИ "для размещения гаражей" в сумме 408 786 руб., штрафа в сумме 163 515 руб. и пени в сумме 27 631 руб., 81 коп.; об обязании ответчика провести перерасчет земельного налога за 2016 год, штрафа и пени по земельным участкам, площадью 63 326 кв.м., 330 кв.м., 230 кв.м., исходя из кадастровой стоимости по ВРИ "для сельскохозяйственного производства" с применением ставки 1,5%, учесть в качестве смягчающего обстоятельства оплату земельного налога и пени в общей сумме 706 030 руб. (до вынесения решения налоговым органом) и тяжелое материальное положение ООО "Ротор" "период преодоления кризиса" и снизить размер штрафных санкций.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29.06.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2018 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит отменить принятые судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По мнению заявителя, спорные земельные участки с кадастровыми номерами 63:09:0102163:509, 63:09:0102163:514, 63:09:0102163:510 используются как подъездные дороги, для них не может применяться удельный показатель кадастровой стоимости как для "размещения гаражей и автостоянок".
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, заявитель является собственником земельных участков с кадастровыми номерами: 63:09:0102163:509 площадью 230 кв.м., 63:09:0102163:508 площадью 11 556 кв.м., 63:09:0102163:507 площадью 5405 кв.м., 63:09:0102163:510 площадью 330 кв.м., 63:09:0102163:512 площадью 5259 кв.м., 63:09:0102163:514 площадью 60 326 кв.м., 63:09:0102163:515 площадью 5170 кв.м., 63:09:0102163:516 площадью 3786 кв.м. с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства".
Право собственности ООО "Ротор" подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Данные участки заявлены обществом в налоговой декларации по земельному налогу за 2016 год в качестве объектов налогообложения, земельный налог с них исчислен, исходя из среднего значения удельных показателей кадастровой стоимости земель, используемых "для сельскохозяйственного производства", по ставке 0,3%.
По результатам камеральной налоговой проверки представленной обществом декларации по земельному налогу за 2016 год инспекцией принято решение от 26.09.2017 N 04-13/32602 о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной части 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде штрафа в размере 247 240 руб.
Этим же решением установлена недоимка по налогу в сумме 618 100 руб., а также начислены пени в сумме 27 632 руб.
Решением от 10.01.2018 N 03-15/00343@ Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области решение инспекции от 26.09.2017 N04-13/32602 оставило без изменения.
Не согласившись с решением инспекции в части доначисления земельного налога, штрафа и пени по 3 земельным участкам площадью 60 326 кв.м. (кадастровый номер 63:09:0102163:514), 330 кв.м. (кадастровый номер 63:09:0102163:510), 230 кв.м. (кадастровый номер 63:09:0102163:509), общество обратилось в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, исходя из анализа исследованных доказательств, имеющихся в материалах дела, и установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, пришли к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, при этом правомерно исходили из следующего.
В соответствии в частью 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным пунктом статьи 388 НК РФ. Обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним такого права на земельный участок, то есть внесения записи в реестр.
Согласно части 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен земельный налог.
Согласно частям 1, 2 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Частями 1, 3 статьи 391 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Из содержания части 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 1 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила), предусмотрено, что Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4 Правил). Изменение категории земли, к которой принадлежит земельный участок, или изменение вида разрешенного использования земельного участка влечет изменение кадастровой стоимости такого участка.
Согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением, их правовой режим определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
В силу положений статей 30, 32, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему участке, то есть разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которая может вестись землепользователем на предоставляемом ему земельном участке.
Согласно пункту 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации допускается использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.
Таким образом, внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о фактическом изменении вида использования земельного участка в установленных законодательством разрешенных пределах, должно быть непосредственно связано (вызвано) с реальным изменением его фактического использования соответствующим пользователем.
Изменение разрешенного использования любого земельного участка осуществляется с использованием процедуры кадастрового учета изменений этого объекта недвижимости, при условии уже состоявшегося изменения его фактического использования с соблюдением законодательно установленных требований.
Материалами дела установлено, что в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 N 610 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" (далее - Постановление N 610) фактический удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков в кадастровом квартале 63:09:0102163, предназначенных для размещения гаражей и автостоянок, составляет 2 240,88 руб.
Налоговый орган письмами от 14.11.2014 N 04-26/23720, 27.03.2015 0426/36443, от 28.10.2015 N 04-26/43063 уведомил заявителя о несоответствии кадастровой стоимости земельных участков виду разрешенного использования, предложил привести в соответствие назначение использования земельных участков с фактическим использованием.
Принадлежащие ООО "Ротор" на праве собственности спорные земельные участки используются не в соответствии с их назначением. На земельных участках расположены здания гаражей, следов сельскохозяйственной деятельности по обработке, окультуриванию и др. не проводится, что подтверждается актами осмотра от 30.06.2015 N 4-119, от 30.06.2015 N 4-120, от 27.12.2016 N 1-239, от 30.06.2016 N 4192.
Доказательства принятия обществом мер по приведению земельных участков в соответствие с разрешенным использованием "Для сельскохозяйственного производства" либо согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" для перевода земель в другую категорию в материалы дела не представлены.
Доказательства обращения заявителя, как собственника земельных участков, в соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", с заявлением об учете изменений объектов недвижимости также не представлены.
При таких обстоятельствах, суды пришли к правомерным выводам, что доначисление земельного налога за 2016 год произведено налоговым органом обоснованно.
В кассационной жалобе не содержится новых доводов. Доводы, которые в ней изложены, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанциях и им дана надлежащая правовая оценка.
При правильном применении судами норм материального права, полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств и обстоятельств дела принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 29.06.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2018 по делу N А55-10451/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
О.В. Логинов |
Судьи |
Р.Р. Мухаметшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Материалами дела установлено, что в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 N 610 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" (далее - Постановление N 610) фактический удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков в кадастровом квартале 63:09:0102163, предназначенных для размещения гаражей и автостоянок, составляет 2 240,88 руб.
...
Доказательства принятия обществом мер по приведению земельных участков в соответствие с разрешенным использованием "Для сельскохозяйственного производства" либо согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" для перевода земель в другую категорию в материалы дела не представлены.
Доказательства обращения заявителя, как собственника земельных участков, в соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", с заявлением об учете изменений объектов недвижимости также не представлены."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19 декабря 2018 г. N Ф06-41261/18 по делу N А55-10451/2018