г. Казань |
|
20 декабря 2018 г. |
Дело N А72-78/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей: Ананьева Р.В., Петрушкина В.А.,
при участии представителя:
ответчика - Анюровой Н.Н. (доверенность от 11.01.2018),
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КАН и К"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21.06.2018 (судья Абрашин С.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2018 (председательствующий судья Николаева С.Ю., судьи Балакирева Е.М., Пышкина Н.Ю.)
по делу N А72-78/2018
по исковому заявлению Правительства Ульяновской области в лице Управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области, г. Ульяновск (ОГРН 1027301175110, ИНН 7325001144) к обществу с ограниченной ответственностью "КАН и К", г. Ульяновск (ОГРН 1027301173613; ИНН 7303016725) с участием третьих лиц: администрации города Ульяновска, агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, государственного учреждения здравоохранения Городская поликлиника N 1 им. С.М. Кирова об обязании произвести демонтаж,
УСТАНОВИЛ:
Правительство Ульяновской области в лице Управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "КАН и К" (далее - ООО "КАН и К"), в котором просит обязать ООО "КАН и К" произвести демонтаж летнего кафе, расположенного вдоль проезжей части по ул. Энгельса г. Ульяновска при стационарном предприятии общественного питания "Арка" (г. Ульяновск, ул. Гончарова, 15/27) рядом с объектом культурного наследия регионального значения "Доходный дом купца Зеленкова. Вторая половина XIX - начало XX в." (г. Ульяновск, ул. Гончарова, 15/27).
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 01.02.2018 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрацию города Ульяновска.
Определением от 26.02.2018 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области.
Определением от 29.05.2018 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, государственное учреждение здравоохранения Городская поликлиника N 1 им. С.М. Кирова.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 21.06.2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2018, исковые требования удовлетворены. Суд обязал ООО "КАН и К" в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу за свой счет произвести демонтаж сооружения - летнее кафе "Арка", расположенного вдоль проезжей части по ул. Энгельса г. Ульяновска при стационарном предприятии общественного питания "Арка" (г. Ульяновск, ул. Гончарова, 15/27).
В кассационной жалобе ООО "КАН и К" просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно государственным спискам недвижимых памятников истории и культуры на территории муниципального образования "город Ульяновск" находится объект культурного наследия регионального значения "Доходный дом купца Зеленкова. Вторая половина XIX - начало XX в." (г. Ульяновск, ул. Гончарова, 15/27), поставленный на государственную охрану решением Исполнительного комитета Ульяновского областного Совета народных депутатов от 12.02.1990 N 79.
Здание, где находится данный объект культурного наследия расположено на пересечении двух центральных улиц города Ульяновска: ул. Гончарова и ул. Энгельса.
Данное здание закреплено на праве оперативного управления за государственным учреждением здравоохранения Городская поликлиника N 1 им. С.М. Кирова.
На основании договора от 08.07.2013 N 171349-49 ООО "КАН и К" в аренду предоставлены нежилые помещения, общей площадью 107,42 кв. м, расположенные на 1-м этаже дома N 15/27 по ул. Гончарова в г. Ульяновске.
Из искового заявления следует, что в результате осмотра сотрудниками истца "здания" установлено, что вдоль проезжей части по ул. Энгельса размещено летнее кафе "Арка". Ограждающие конструкции летнего кафе выполнены из красного кирпича с установленными на нём металлическими ажурными решётками, верхняя часть выполнена из профилированного листа. Перекрытие кафе выполнено из сотового поликарбоната по металлическим фермам".
Истец считает, что в связи с проведением несогласованных работ произошло нарушение правил по обеспечению визуального восприятия объекта культурного наследия.
В адрес ООО "КАН и К" истцом была направлена претензия от 07.08.2017 N 73-П-03.01/18659исх. с требованием в срок до 30.11.2017 произвести демонтаж летнего кафе.
Поскольку данная претензия была оставлена без удовлетворения, истец обратился в суд с настоящим иском.
Правоотношения в сфере охраны и использования памятников истории и культуры регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ).
Согласно статье 11 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ региональный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия предъявляет в суд иски о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Распоряжением Губернатора Ульяновской области от 21.06.2016 N 382-р "Об утверждении Положения об управлении по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области" подтверждаются полномочия истца в части обращения в суд с исками о понуждении исполнить обязательства в области сохранении, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
В преамбуле Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ указано, что объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Памятники истории и культуры в силу статей 3 и 4 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ относятся к объектам культурного наследия и подразделяются на следующие категории историко-культурного значения: объекты культурного наследия федерального значения, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты культурного наследия регионального значения, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 34 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта; в пределах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений.
Согласно пункту 2 статьи 34 названного Федерального закона охранная зона - это территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации (пункт 3 статьи 34 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ).
9 марта 2006 года принят Закон Ульяновской области N 24-30 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Ульяновской области", согласно которому правительство Ульяновской области уполномочено на утверждение в порядке, установленном настоящим Законом, границ зон охраны объекта культурного наследия регионального значения и объекта культурного наследия местного (муниципального) значения, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон; утверждение границ зон охраны объектов культурного наследия федерального значения (за исключением зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и зон охраны объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия) на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия (статья 3); указан порядок утверждения границ зон охраны объекта культурного наследия регионального значения и объекта культурного наследия местного (муниципального) значения, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон (статья 9).
Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.07.2009 N 256-П утверждены границы зон охраны объектов культурного наследия на территории муниципального образования "Город Ульяновск" с описанием указанных границ; режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах зон охраны объектов культурного наследия на территории муниципального образования "Город Ульяновск"
Пунктом 55 приложения N 1 к постановлению N 256-П определены границы ОЗР - объединенная охранная зона объектов культурного наследия регионального значения "Доходный дом купца Зеленкова" (ул. Гончарова, 15/27), "Доходный дом купца Медведева" (ул. Гончарова, 19).
Юго-восточная граница зоны проходит по линии тротуара ул. Гончарова вдоль домов N 15 - 19, северо-восточная - по линии цоколя северо-восточного фасада дома N 19, западная - по дворовым границам участков домов N 15, 17, 19, южная - по линии тротуара ул. Энгельса вдоль дома N 27.
Пунктом 111 приложения N 1 к постановлению N 256-П определены границы ЗРЗ Р-3 - зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного наследия регионального или муниципального значения. Участок в границах ул. Гончарова, ул. Энгельса, ул. Железной Дивизии, ул. Александра Матросова, ул. Ленина.
Границы указанной зоны проходят от угла дома N 53 по ул. Ленина, по красной линии ул. Ленина (четная сторона), от дома N 100 до дома N 130, по противоположной стороне ул. Ленина, по дворовой границе домов N 77, 79 по ул. Ленина, включая территорию сквера на углу ул. Ленина и ул. Гончарова, по красной линии ул. Гончарова (четная сторона) до пересечения с ул. Энгельса, по красной линии ул. Энгельса (нечетная сторона) до поворота ул. Энгельса в районе музейного комплекса "Народное образование Симбирской губернии" (ул. Энгельса, 6, 8).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что летнее кафе "Арка", расположенное по адресу: г. Ульяновск, ул. Гончарова, 15/27, находится в зоне ЗРЗ Р-3.
В соответствии с пунктом 4.2 раздела ЗРЗ Р-3 приложения N 2 к постановлению N 256-П строительство временных объектов и сооружений в зоне ЗРЗ Р-3 разрешается при выполнении предварительного согласования уполномоченных органов по охране объектов культурного наследия.
В соответствии с пунктом 4.3 раздела ЗРЗ Р-3 приложения N 2 в указанной зоне необходимо выполнение требований общего характера, а именно - обеспечение визуального восприятия объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде.
Кроме того, одним из запретов в данной зоне является использование отдельных строительных материалов (приложение N 1 к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах зон охраны объектов культурного наследия на территории муниципального образования "город Ульяновск").
Как следует из материалов дела, из акта осмотра от 19.03.2018, следует, что летнее кафе "Арка" расположено по адресу: г. Ульяновск, ул. Гончарова, д. 15/27 и находится в зоне ЗРЗ Р-З - зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного наследия регионального или муниципального значения. "В результате осмотра установлено, что указанное летнее кафе представляет собой навес, состоящий из металлического каркаса с коваными решётками на кирпичном цоколе, перекрытый арочной кровлей из сотового поликарбоната, к которому с юга примыкает постройка, выполненная из профилированного металлического листа". Сведения, изложенные в акте осмотра, подтверждаются фотографиями, приложенными к данному акту.
При выполнении предварительного согласования уполномоченных органов по охране культурного наследия разрешается строительство временных объектов и сооружений. Размещение указанного кафе с истцом не согласовано.
В кассационной жалобе ООО "КАН и К" ссылается на то, что размещение летнего кафе согласовано администрацией г. Ульяновска,
14 марта 2017 года ООО "КАН и К" обратилось к главе администрации г. Ульяновска с заявлением о согласовании схемы размещения летнего кафе по адресу: г. Ульяновск, ул. Гончарова, 15/27, при стационарном предприятии общественного питания кафе "Арка".
Постановлением администрации г Ульяновска от 24.03.2016 N 951 "Об утверждении схем размещения летних кафе на территории муниципального образования "город Ульяновск" и постановлением администрации г. Ульяновска от 28.12.2016 N 3461 "О внесении изменений в постановление администрации г. Ульяновска от 24.03.2016 N 951 схема летних кафе в разделе "Ленинский район" дополнена строкой 18 "Ул. Гончарова, д. 15/27 (кафе "Арка").
В то же время, ООО "КАН и К" не заключило с администрацией г. Ульяновска договор на размещение летнего кафе по адресу: г. Ульяновск, ул. Гончарова, 15/27.
Постановлением администрации г. Ульяновска от 15.03.2016 N 813 утверждено Положение об организации, размещении и эксплуатации летних кафе на территории муниципального образования "город Ульяновск".
В соответствии с пунктом 1.5. Положения размещение летних кафе при стационарных объектах общественного питания осуществляется в соответствии с утвержденной постановлением администрации города Ульяновска схемой размещения летних кафе при стационарных объектах общественного питания на территории муниципального образования "город Ульяновск" на заявительной основе.
В соответствии с пунктом 3.1 Приложения при обустройстве летних кафе должны использоваться сборно-разборные (не капитальные) конструкции. Элементами оборудовании летнего кафе являются: технологические настилы, зонты, мебель, маркизы, декоративные ограждения, осветительные и обогревательные приборы, элементы вертикального и контейнерного озеленения, цветочницы, шпалеры, торгово-технологическое оборудование.
При оборудовании летних кафе не допускается использование кирпича, строительных блоков и плит, монолитного бетона, железобетона, стальных профилированных листов, баннерной ткани (подпункт 3.4.1 пункта 3.4 Положения).
Между тем, как видно из материалов дела, летнее кафе, возведенное ООО "КАН и К", представляет собой навес, состоящий из металлического каркаса с коваными решётками на кирпичном цоколе, перекрытый арочной кровлей из сотового поликарбоната, к которому с юга примыкает постройка, выполненная из профилированного металлического листа.
В пункте 2.4 Положения предусмотрено, что размещение кафе в границах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и Ульяновской области об объектах культурного наследия, а также иных нормативных правовых актов.
Письмом от 22.08.2017 N 896/03-41 Управление по развитию предпринимательства, инвестициям и потребительского рынка администрации г. Ульяновска сообщило ООО "КАН и К" о необходимости согласования размещения летнего кафе по адресу: г. Ульяновск, ул. Гончарова, 15/27, при стационарном предприятии общественного питания кафе "Арка" с Управлением по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области.
Как установлено судом, ответчик не обращался в указанный орган за соответствующим согласованием.
Представленный ответчиком эскизный проект летнего кафе, истцу на согласование также не представлялся.
Учитывая изложенное, фактические обстоятельства установлены судами в результате полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимосвязи, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем, оснований для иной оценки доказательств не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, фактически направлены на переоценку установленных судами предыдущих инстанций обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, не влияют на законность принятых судебных актов.
Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной судом при рассмотрении дела судебной ошибки.
Принимая во внимание изложенное, оснований для отмены судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
ООО "КАН и К" при подаче кассационной жалобы чеком-ордером от 26.10.2018 уплатило государственную пошлину в размере 6000 руб., в связи с чем, излишне уплаченная государственная пошлина в размере 3000 руб. подлежит возврату из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21.06.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2018 по делу N А72-78/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "КАН и К" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 3000 руб., уплаченную директором Куприяновой И.А. по чеку-ордеру от 26.10.2018. Выдать справку.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Карпова |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 34 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта; в пределах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений.
...
Границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации (пункт 3 статьи 34 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ)."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20 декабря 2018 г. N Ф06-41453/18 по делу N А72-78/2018