г. Казань |
|
20 декабря 2018 г. |
Дело N А12-8237/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Егоровой М.В., Логинова О.В.,
при участии представителей:
ответчика - Ванюкова Р.В. (доверенность от 22.12.2017), Беликова В.В. (доверенность от 30.11.2018),
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Домино"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27.06.2018 (судья Пильник С.Г.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2018 (председательствующий судья Землянникова В.В., судьи Комнатная Ю.А., Кузьмичев С.А.)
по делу N А12-8237/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Домино" (ОГРН 1023403440169, ИНН 3444066778, г. Волгоград) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда (ОГРН 1043400395631, ИНН 3444118585, г. Волгоград) о признании недействительным ненормативного правового акта налогового органа,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Домино" (далее - ООО "Домино", общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда (далее - налоговый орган, инспекция, ИФНС России по Центральному району г. Волгограда) от 28.08.2017 N 936 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 27.06.2018, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2018 по делу N А12-8237/2018, заявление ООО "Домино" оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе ООО "Домино" просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещен.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), жалоба рассматривается в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации ООО "Домино" по земельному налогу за 2016 год.
Инспекцией по результатам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки, всех имеющихся материалов проверки, принято решение от 28.08.2017 N 936 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неуплату (неполную уплату) сумм земельного налога, в виде штрафа в сумме 34 640 руб. 92 коп. Кроме того, налогоплательщику доначислен земельный налог в сумме 173 211 руб. и пени в сумме 11 339 руб. 13 коп.
Основанием для дополнительного начисления налога, пени и штрафных санкций послужил вывод налогового органа о неправомерном исчислении налогоплательщиком налоговой базы в результате занижения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 34:34:040038:36.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области от 27.10.2017 N 1225 решение ИФНС России по Центральному району г. Волгограда от 28.08.2017 N 936 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлено без изменения.
Не согласившись с решением инспекции от 28.08.2017 N 936, общество обратилось в арбитражный суд.
Суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришли к выводу о правомерности доначисления обществу земельного налога, поскольку ООО "Домино" фактически использовало в 2016 году спорный земельный участок не в соответствии с видом разрешенного использования.
Общество применяет упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), выбрав в качестве объекта налогообложения "доход-расход", а также является плательщиком земельного налога.
ООО "Домино" на праве собственности принадлежит земельный участок по адресу: г. Волгоград, ул. Краснознаменская, 15А, с кадастровым номером 34:34:040038:36, площадью 842 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - встроенное нежилое помещение (двухэтажное капитальное строение, административное здание, состоящее из 29 комнат).
ООО "Домино" представило в инспекцию налоговую декларацию по земельному налогу за 2016 год, по земельному участку с кадастровым номером 34:34:040038:36, с кадастровой стоимостью в размере 1 рубль и суммой налога, подлежащей уплате в бюджет, равной 0 руб.
По сведениям регистрирующих органов до 01.01.2016 кадастровая стоимость спорного участка составляла 9 866 253 руб.
Налоговым органом при проведении камеральной проверки установлено, что при исчислении земельного налога за 2016 год ООО "Домино" применена кадастровая стоимость, установленная в соответствии с приказом Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 27.10.2015 N 046-Н "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области" (далее - Приказ N 46-Н) для 16 группы видов разрешенного использования земель.
Пунктом 1 статьи 388 НК РФ определено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно пункту 3 статьи 391 НК РФ налогоплательщики организации определяют налоговую базу по земельному налогу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения г. Москва, г. Санкт-Петербурга, г. Севастополя).
По положению пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли всех категорий в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Вид разрешённого использования земельного участка отображается в сведениях государственного кадастра недвижимости, является одной из его характеристик как объекта недвижимости и определяется исходя из совокупности всех предъявляемых требований, являясь единым и единообразно понимаемым для всех возможных впоследствии правоотношений.
Статьёй 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность собственников земельных участков использовать их в соответствии с их целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами. Фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и совпадать со сведениями, внесенными в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с утвержденным Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Методические рекомендации N 39), действовавшими в спорный период, кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов равная одному рублю за земельный участок, который соотносится с 16 видом разрешенного использования земель - "Земельные участки улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков; земельные участки земель резерва; земельные участки, занятые водными объектами, изъятыми из оборота или ограниченными в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации; земельные участки под полосами отвода водоемов, каналов и коллекторов, набережные".
Налоговым органом в ходе проведения камеральной проверки установлено, что при исчислении земельного налога за 2016 год обществом применена кадастровая стоимость, установленная в соответствии с Приказом Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 27.10.2015 N 46-Н "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области" (далее - Приказ N 46-Н) для 16 группы видов разрешенного использования земель.
На территории спорного земельного участка с кадастровым номером 34:34:040038:36 находится двухэтажное капитальное строение, административное здание.
ООО "Домино" за 2016 год в орган контроля представлена налоговая декларация по УСН на сумму налога к уплате в размере 98 000 руб. Инспекцией по данным расчетного счета установлено, что ООО "Домино" получало денежные средства с назначением платежа "за рекламу", "за аренду помещения". Обществом по указанному адресу с 18.07.2011 установлена контрольно-кассовая техника.
Данные обстоятельства свидетельствуют о реальном осуществлении финансово-хозяйственной деятельности ООО "Домино" в 2016 году на земельном участке с кадастровым номером 34:34:040038:36.
Земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения, в соответствии с Методическими рекомендациями N 39 соответствуют 7 группе видов разрешенного использования. Средняя стоимость 1 кв.м. земли по 7 виду разрешенного использования в соответствии с Приказом N 46-Н составляет 13 714 руб. 25 коп. Инспекцией также произведен расчет кадастровой стоимости спорного земельного участка - 11 547 398 руб. 85 коп., налоговая ставка составляет 1.5%, сумма начисленного налога за 2016 год составила 173 211 руб.
Пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Статья 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусматривает осуществление кадастрового учета в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка на основании заявления правообладателя и необходимых для кадастрового учета документов.
То есть, ООО "Домино", занижая налоговую базу по земельному налогу, имело возможность изменить вид разрешенного использования земельного участка, однако фактически использовало участок в иных целях и не обращалось за изменением вида разрешенного использования. Изменение вида разрешенного использования земельного участка влечет за собой изменение кадастровой стоимости земельного участка.
Фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и соответствовать сведениям, внесенным в кадастр.
Учитывая, что ООО "Домино" использовало в 2016 году спорный земельный участок не в соответствии с видом разрешенного использования, правообладатель не осуществил меры по приведению земельного участка в соответствие с видом разрешенного использования фактически осуществляемой им деятельности, судами правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Кроме того, суды правомерно указали на пропуск обществом срока обращения за судебной защитой (часть 4 статьи 198 АПК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 101.2 НК РФ, в случае, если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, не отменит решение нижестоящего налогового органа, решение нижестоящего налогового органа вступает в силу с даты его утверждения вышестоящим налоговым органом.
В соответствии с частью 5 статьи 101.2 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе. В случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.
Как установлено судами, решение вышестоящего налогового органа по апелляционной жалобе принято 27.10.2017. Таким образом, оспариваемое решение от 28.08.2017 N 936 вступило в силу 27.10.2017.
С учетом положений пункта 4 статьи 31 НК РФ суды признали, что решение по жалобе считается полученным обществом 06.11.2017 и с этой даты исчисляется трехмесячный срок обжалования.
Поскольку с заявлением об оспаривании ненормативного правового акта общество обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области 14.03.2018, то есть по истечении четырех месяцев с даты возникновения права на обжалование, суды обоснованно заключили, что заявителем срок подачи заявления в суд пропущен.
В удовлетворении ходатайства о восстановлении срока отказано, поскольку уважительных причин его пропуска не установлено. Суд принял во внимание, что заявителю по состоянию на 06.11.2017 было известно о существовании оспариваемого решения и следовательно, у заявителя имелась возможность обращения в суд в пределах трехмесячного срока.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что принятые по настоящему делу обжалуемые судебные акты соответствуют требованиям арбитражного процессуального законодательства
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой отмену данных судебных актов, не установлено.
Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм процессуального права, в связи с чем судебной коллегией отклоняются.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27.06.2018 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2018 по делу N А12-8237/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Н. Ольховиков |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 2 статьи 101.2 НК РФ, в случае, если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, не отменит решение нижестоящего налогового органа, решение нижестоящего налогового органа вступает в силу с даты его утверждения вышестоящим налоговым органом.
В соответствии с частью 5 статьи 101.2 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе. В случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.
...
С учетом положений пункта 4 статьи 31 НК РФ суды признали, что решение по жалобе считается полученным обществом 06.11.2017 и с этой даты исчисляется трехмесячный срок обжалования."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20 декабря 2018 г. N Ф06-41344/18 по делу N А12-8237/2018