г. Казань |
|
21 декабря 2018 г. |
Дело N А55-13511/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Топорова А.В.,
судей Мосунова С.В., Савкиной М.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Саратовские авиалинии"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 16.07.2018 (судья Степанова И.К.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2018 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи Драгоценнова И.С., Кувшинов В.Е.)
по делу N А55-13511/2018
по заявлению акционерного общества "Саратовские авиалинии" к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Ространснадзора об оспаривании предписания N 5/18-07 от 16.02.2018,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Саратовские авиалинии" (далее - заявитель, общество, АО "Саратовские авиалинии") обратилось в арбитражный суд с заявлением недействительным предписания Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Ространснадзора ( далее - Управление) N 5/18-07 от 16.02.2018 в части выявления нарушения требований пункта 4 Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2011 N 42 и принятия мер по устранению указанного нарушения.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 16.07.2018 в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание в его оспариваемой части соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов общества.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2018 решение Арбитражного суда Самарской области от 16.07.2018 оставлено без изменения. Апелляционный суд согласился с выводами, которые были сделаны судом первой инстанции.
Акционерное общество "Саратовские авиалинии", не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права. По мнению заявителя, судебные акты вынесены при недоказанности имеющихся в деле обстоятельствах; оспариваемым предписанием необоснованно на общество фактически возлагаются обязанности по заключению договора и осуществлению необоснованных дополнительных расходов.
АО "Саратовские авиалинии" заявило письменное ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена судебной коллегией в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, извещённых надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив законность принятых по делу судебных актов, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия кассационной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения поданной по делу кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением Управления от 13.02.2018 N 211 проведена внеплановая выездная проверка общества и в ходе проверки были выявлены нарушения воздушного законодательства в части обеспечения авиационной безопасности:
1. Охрана границ территории аэропорта Саратов (далее - периметр) осуществляется службой авиационной безопасности аэропорта - нарушение требований пункта 4 "Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2011 N 42.
2. Нарушение пункта 9 постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2011 N 42.
Управлением обществу выдано предписание N 5/18-07 от 16.02.2018, согласно которому обществу предписано принять меры по устранению указанных нарушений в срок: по пункту 1 - до 16.02.2019, по пункту 2 - до 16.06.2018.
Не согласившись с предписанием Управления в части нарушения требований пункта 4 "Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры", общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалуемые решение и постановление, исходит из следующего.
Статьей 1 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод установлено, что право каждого физического или юридического лица на уважение принадлежащей ему собственности и ее защиту (и вытекающая из этого свобода пользования имуществом, в том числе в целях осуществления предпринимательской деятельности) не умаляет права государства обеспечивать выполнение таких законов, какие ему представляются необходимыми для осуществления контроля за использованием собственности в соответствии с общими интересами.
Положениями Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" в целях устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства предусмотрено, что объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, обеспечение транспортной безопасности которых осуществляется исключительно федеральными органами исполнительной власти, определяются федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (часть 1 статьи 2 и часть 5 статьи 4).
В частности, пункт 6 статьи 84 Воздушного кодекса Российской Федерации и принятые в соответствии с ним Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2011 N 42 (пункт 4) устанавливают, что охрана границ территории аэропорта осуществляется в отношении международных аэропортов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации в соответствии с перечнем, утвержденном Правительством Российской Федерации - подразделениями войск национальной гвардии Российской Федерации; - в отношении иных аэропортов - подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации.
Международный аэропорт Саратов находится на территории Приволжского федерального округа, не входит в Перечень объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации.
Исходя из требований пункта 4 постановления Правительства РФ N 42, охрана границ территории (периметр) международного аэропорта Саратов, как верно указано судами, должна осуществляется подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации, а не службой авиационной безопасности аэропорта Саратов.
Учитывая установленные обстоятельства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что оспариваемый акт в обжалуемой части соответствует закону и иным нормативным актам, регулирующим спорные правоотношения, и не нарушает прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, не могут быть положены в основу отмены судебных актов, поскольку противоречат нормативному регулированию вопросов охраны границ территории аэропорта.
Нарушений либо неправильного применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 16.07.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2018 по делу N А55-13511/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.В. Топоров |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Положениями Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" в целях устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства предусмотрено, что объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, обеспечение транспортной безопасности которых осуществляется исключительно федеральными органами исполнительной власти, определяются федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (часть 1 статьи 2 и часть 5 статьи 4).
В частности, пункт 6 статьи 84 Воздушного кодекса Российской Федерации и принятые в соответствии с ним Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2011 N 42 (пункт 4) устанавливают, что охрана границ территории аэропорта осуществляется в отношении международных аэропортов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации в соответствии с перечнем, утвержденном Правительством Российской Федерации - подразделениями войск национальной гвардии Российской Федерации; - в отношении иных аэропортов - подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации.
...
Исходя из требований пункта 4 постановления Правительства РФ N 42, охрана границ территории (периметр) международного аэропорта Саратов, как верно указано судами, должна осуществляется подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации, а не службой авиационной безопасности аэропорта Саратов."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 21 декабря 2018 г. N Ф06-41324/18 по делу N А55-13511/2018