г. Казань |
|
21 декабря 2018 г. |
Дело N А55-7113/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Петрушкина В.А., Карповой В.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 13.08.2018 (судья Лихачев А.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2018 (председательствующий судья Засыпкина Т.С., судьи Корнилов А.Б., Рогалева Е.М.)
по делу N А55-7113/2018
по заявлению Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации", г. Самара, о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка и понуждении устранить допущенные нарушения, с участием заинтересованных лиц: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара, Федерального агентства по управлению государственным имуществом, г.Москва,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - ФГП "ВО ЖДТ РФ", предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - ТУ Росимущества в Самарской области) в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 864 кв.м, образуемого из состава земельного участка площадью 2 558,69 кв.м с кадастровым номером 63:01:0913002:548, расположенного по адресу г. Самара, ул. Вольская, д. 15а; понуждении устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления предварительного согласования предоставления в аренду указанного земельного участка и принятия решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13.08.2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2018, признан незаконным отказ ТУ Росимущества в Самарской области от 05.02.2018 N 1158; на ТУ Росимущества в Самарской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления предварительного согласования предоставления в аренду спорного земельного участка и направления в адрес предприятия проекта договора аренды земельного участка.
ТУ Росимущества в Самарской области, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Российской Федерации на праве собственности принадлежит здание учебного центра общей площадью 833,2 кв.м, расположенное по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Вольская, д. 15а, на основании решения Арбитражного суда Самарской области от 02.03.2012 по делу N А55-24206/2011, о чем 21.09.2012 в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись регистрации.
Данный объект недвижимости на праве хозяйственного ведения закреплен за ФГП "ВО ЖДТ РФ" на основании распоряжения Министерства путей сообщения Российской Федерации от 20.05.2004 N Б-102р и решения Арбитражного суда Самарской области от 01.07.2015 по делу N А55-10277/2015, о чем 16.09.2015 в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись регистрации.
ФГП "ВО ЖДТ РФ" обратилось в ТУ Росимущества в Самарской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 864 кв.м, образуемого из состава земельного участка площадью 2 558,69 кв.м с кадастровым номером 63:01:0913002:548, расположенного по адресу: Самарская обл., г. Самара, ул. Вольская, д. 15а, для эксплуатации вышеуказанного объекта недвижимости.
ТУ Росимущества в Самарской области письмом от 05.02.2018 N 1158 отказало заявителю в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 864 кв.м.
ФГП "ВО ЖДТ РФ" полагая, что отказ ТУ Росимущества в Самарской области не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, как правообладателя объекта недвижимости, расположенного на испрашиваемом земельном участке, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что на испрашиваемом земельном участке расположено здание, принадлежащее на праве хозяйственного ведения предприятию, руководствуясь статьей 39.6, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о том, что ФГП "ВО ЖДТ РФ" имеет исключительное право на предоставление спорного земельного участка в аренду без проведения торгов.
Поскольку предприятием к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка были приложены все документы, предусмотренные пунктом 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, учитывая отсутствие оснований, предусмотренных пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, для принятия решения об отказе в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка заявителю в аренду, суды удовлетворили заявленные требования.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что согласно выписке из Едином государственном реестре недвижимости от 20.10.2017 N 63/01/01/2017-210928 в отношении земельного участка площадью 2 558,69 кв.м с кадастровым номером 63:01:0913002:548 информация о расположении в его границах объекта недвижимого имущества, принадлежащего на праве хозяйственного ведения ФГП "ВО ЖДТ РФ", отсутствует, несостоятелен.
Как правильно отмечено судами, здание учебного центра общей площадью 833,2 кв.м поставлено на государственный кадастровый учет, право хозяйственного ведения ФГП "ВО ЖДТ РФ" на него зарегистрировано в установленном законом порядке, адресные ориентиры здания и земельного участка совпадают, а испрашиваемый земельный участок находится под указанным зданием.
Доказательств опровергающих указанные выводы судов в материалы дела не представлено.
Таким образом, судами установлено и материалами дела подтверждается, что в границах земельного участка площадью 2 558,69 кв.м с кадастровым номером 63:01:0913002:548 расположено принадлежащее на праве хозяйственного ведения предприятию здание, для эксплуатации которого и формируется испрашиваемый земельный участок.
Довод кассационной жалобы том, что в представленной схеме расположения земельного участка отсутствуют сведения о красных линиях, не может быть принят судебной коллегией во внимание.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе по заявлению правообладателя объекта недвижимости, осуществляется с учетом правил статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 1 которой предусматривает необходимость подготовки схемы расположения земельного участка, если его предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории; подачу заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Законом о государственном кадастре недвижимости), после чего требуется принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются, в том числе документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов; схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
В силу подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, когда схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
Пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного Кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельного Кодекса Российской Федерации, другими федеральными законами (пункт 6 статьи 11.9 Земельного Кодекса Российской Федерации).
Приказом Министерства экономического развития России от 27.11.2014 N 762 утверждены Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе (далее - Приказ N 762).
Согласно пункту 4 данного Приказа N 762 схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
В соответствии с пунктом 6 Приказа N 762 в схеме расположения земельного участка приводятся: условный номер каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка (в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков); проектная площадь каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; список координат характерных точек границы каждого образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости; изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения (далее - графическая информация); сведения об утверждении схемы расположения земельного участка: в случае утверждения схемы расположения земельного участка решением уполномоченного органа указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (приказ, постановление, решение и тому подобное), наименование уполномоченного органа, дата, номер документа об утверждении схемы расположения земельного участка; в случае утверждения схемы соглашением между уполномоченными органами указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (соглашение), наименования уполномоченных органов, дата (даты), номер (номера) соглашения о перераспределении земельных участков.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленную заявителем схему расположения земельного участка, пришли к выводу о том, что она полностью соответствует требованиям, предусмотренным Приказом N 762.
Из материалов дела не усматривается, что в представленной схеме имеются разночтения в части наименования обозначений характерных точек границ образуемых земельных участков.
ТУ Росимуществом в Самарской области не представило доказательств того, что представленная предприятием схема расположения земельного участка не соответствует форме, формату или требованиям к ее подготовке, равно как и не представлено доказательств, что в отношении земельного участка установлены красные линии.
Довод кассационной жалобы о том, что согласно материалам публичной кадастровой карты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в границы земельного участка входит сооружение с кадастровым номером 63:01:0913002:1843 и что отображение данного сооружения на представленной схеме отсутствует, судебной коллегией отклоняется, поскольку в материалы дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что сооружение с кадастровым номером 63:01:0913002:1843 существует в натуре и расположено на испрашиваемом земельном участке.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что ТУ Росимуществом в Самарской области не наделено полномочиями по принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельного участка, несостоятелен.
В соответствии с пунктами 1 и 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374 утверждено Типовое положение о территориальном органе (межрегиональном территориальном органе) Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Типовое положение).
Согласно подпунктам 4.1.14, 4.1.18 Типового положения территориальный орган самостоятельно осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: предоставляет в установленном порядке земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, площадью, равной либо меньше десяти гектар, в аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное бессрочное пользование; принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью, равной либо меньше десяти гектар.
Таким образом, к полномочиям территориального органа относит предоставление в аренду земельных участков площадью равной либо меньше десяти гектар, а также образование земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью, равной либо меньше десяти гектар, в том числе предварительное согласование предоставления такого земельного участка.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 08.05.2018 по делу N А76-10841/2017.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что требования ФГП "ВО ЖДТ РФ" обоснованы и подлежат удовлетворению.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Самарской области от 13.08.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 13.08.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2018 по делу N А55-7113/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки установленные законом.
Председательствующий судья |
Р.В. Ананьев |
Судьи |
В.А. Петрушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно подпунктам 4.1.14, 4.1.18 Типового положения территориальный орган самостоятельно осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: предоставляет в установленном порядке земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, площадью, равной либо меньше десяти гектар, в аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное бессрочное пользование; принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью, равной либо меньше десяти гектар.
Таким образом, к полномочиям территориального органа относит предоставление в аренду земельных участков площадью равной либо меньше десяти гектар, а также образование земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью, равной либо меньше десяти гектар, в том числе предварительное согласование предоставления такого земельного участка.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 08.05.2018 по делу N А76-10841/2017.
...
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Самарской области от 13.08.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 21 декабря 2018 г. N Ф06-41147/18 по делу N А55-7113/2018