г. Казань |
|
26 декабря 2018 г. |
Дело N А65-7982/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Петрушкина В.А., Хайруллиной Ф.В.,
при участии представителя:
ответчика - Горчаковой С.А. (доверенность от 20.12.2018),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле - извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального казенного учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.05.2018 (судья Хуснутдинова А.Ф.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2018 (председательствующий судья Балакирева Е.М., судьи Пышкина Н.Ю., Терентьев Е.А.)
по делу N А65-7982/2018
по исковому заявлению муниципального казенного учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" г. Казань (ОГРН 1061655000582, ИНН 1655065674) к акционерному обществу "Инновационный индустриальный парк - технопарк в сфере высоких технологий "Технополис "Химград", г. Казань (ОГРН 1081690019278, ИНН 1658098188), о расторжении договора аренды земельного участка и обязании освободить и возвратить земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - Комитет земельных и имущественных отношений, Комитет, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к акционерному обществу "Инновационный индустриальный парк - технопарк в сфере высоких технологий "Технополис "Химград" (далее - АО "Технополис "Химград", ответчик) о расторжении договора аренды земельного участка от 09.12.2015 N 18902, об обязании освободить и передать истцу по акту приема-передачи земельный участок с кадастровым номером 16:50:000000:18260.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.05.2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2018, в удовлетворении исковых требований отказано.
Комитет земельных и имущественных отношений обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит вышеуказанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, мотивируя неправильным применением судами норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель ответчика, считая доводы жалобы несостоятельными по основаниям, изложенным в отзыве, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыв на неё, выслушав представителя ответчика, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании постановления Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 24.08.2015 N 3205 между Комитетом земельных и имущественных отношений (арендодатель) и АО "Технополис "Химград" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 09.12.2015 N 18902 (далее - договор аренды от 09.12.2015 N 18902), по условиям которого обществу в аренду сроком до 23.08.2020 предоставлен земельный участок площадью 1050 кв. м с кадастровым номером 16:50:000000:18260, расположенный по адресу: г Казань, Московский район, ул. Восстания, с разрешенным использованием: для размещения парковки (код 4.9 - обслуживание автотранспорта: размещение стоянок).
Усмотрев в действиях Исполнительного комитета Муниципального образования города Казани, Комитета земельных и имущественных отношений признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части предоставления земельного участка с кадастровым номером 16:50:000000:18260 без проведения торгов, 08.09.2017 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республики Татарстан в отношении указанного муниципального органа было вынесено предупреждение N 04-06/14794 о необходимости прекращения указанного нарушения путем отмены постановления Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 24.08.2015 N 3205 и освобождения от прав третьих лиц указанного земельного участка.
Во исполнение указанного предупреждения Комитетом земельных и имущественных отношений принято постановление от 24.10.2017 N 4325 "О признании утратившим силу постановления Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 24.08.2015 N 3205".
Комитет земельных и имущественных отношений направил в адрес АО "Комбытсервис" письмо от 22.11.2017 N 15046/кзио-исх с требованием о расторжении договора аренды от 09.12.2015 N 18902 и возврата земельного участка, приложив к нему проект соглашения.
Поскольку спорный земельный участок не был возвращен Комитету земельных и имущественных отношений, последний обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанции исходили из того, что основания для расторжения договора аренды от 09.12.2015 N 18902, предусмотренные статьями 450, 451, 619 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), отсутствуют.
В отличие от общих оснований и порядка прекращения договора аренды, предусмотренных статьей 46 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и статьями 450 и 619 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункт 9 статьи 22 ЗК РФ устанавливает специальные основания к порядку досрочного прекращения договора аренды земельного участка, при этом арендодатель должен представить доказательства, подтверждающие существенные нарушения договора аренды со стороны арендатора. Обстоятельства, указанные в статье 619 ГК РФ, могут служить основанием для досрочного расторжения договора аренды земельного участка лишь в том случае, когда они могут быть квалифицированы как существенные нарушения договора аренды земельного участка.
В силу части 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Бремя доказывания обстоятельств, указанных в данной норме, возложено на истца.
Таким образом, досрочное расторжение договора аренды земельного участка по требованию арендодателя возможно только по основаниям, предусмотренным законом или договором (пункт 1 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.03.2015).
В нарушение норм действующего законодательства Комитет не представил доказательств, подтверждающих, что со стороны арендатора были нарушены какие - либо условия договора аренды, либо у арендодателя имеется право на расторжение договора по немотивированным основаниям.
В предложении от 22.11.2017 N 15046/кзио-исх о расторжении договора Комитет ссылался на предупреждение УФАС по РТ от 08.09.2017 N 04-06/14794, вынесенное Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республики Татарстан в адрес Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, которым в действиях Комитета выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", поскольку предоставление земельного участка АО "Комбытсервис" осуществлялось без проведения торгов.
В целях устранения допущенных нарушений Исполнительный комитет г. Казани принял постановление от 24.10.2017 N 4325 "О признании утратившим силу постановления от 24.08.2015 N 3205".
Судебные инстанции, разрешая спор, с учетом правовой квалификации оснований, предусмотренных законом для расторжения договора аренды земельного участка, правомерно отказали в удовлетворении иска.
Поскольку по результатам принятого постановления от 24.08.2015 N 3205 между Комитетом земельных и имущественных отношений и АО "Комбытсервис" был заключен договор аренды земельного участка, последующая отмена ненормативного акта в порядке самоконтроля, правового значения для данного спора не имеет, поскольку вопросы, связанные с прекращением, изменением договора определяются и регулируются нормами гражданского законодательства.
При таких обстоятельствах реализация публичным органом права на отмену в порядке самоконтроля решения о предоставлении земельного участка не предусмотрена в качестве основания для расторжения такого договора нормами гражданского либо земельного законодательства.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.07.2016 N 1549-О отмечено, что федеральный законодатель, будучи связанным конституционными принципами справедливости и равенства прав граждан, обладает достаточно широкой дискрецией при определении конкретных механизмов предоставления гражданам земли, в том числе при установлении условий и оснований, при которых земельные участки должны предоставляться исключительно на торгах; предоставление земельного участка (прав аренды) на конкурсной основе обеспечивает справедливое и открытое распределение объектов публичной собственности.
В пунктах 74, 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды.
Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов определены в статье 39.6 ЗК РФ.
Нарушение установленного законом публичного порядка предоставления земельных участков без проведения торгов, в случаях, не предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 39.6 ЗК РФ, могут свидетельствовать о недействительности заключенного договора.
Пункт 2 статьи 167 ГК РФ предусматривает специальный порядок возврата имущества, полученного по недействительной сделке.
В тех случаях, когда требуется проведение конкурса, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.04.2011 N 4686/10).
Учитывая данные обстоятельства, заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности с нарушением порядка, установленного императивными нормами закона, делает невозможным осуществление прав неопределенного круга лиц на право доступа и участия в аукционе по продаже права на заключение договора аренды и нарушение интересов государства.
Таким образом, заключение договора аренды с нарушением пункта 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" без проведения торгов не может являться основанием для его расторжения по основаниям, предусмотренным статьей 450 ГК РФ и статьей 23 ЗК РФ.
Согласно пункту 3 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 01.01.2018.
Таким образом, при наличии акта органа государственной власти, устанавливающего процедуры и критерии предоставления таких участков без торгов, действующих до 01.03.2015, и права у арендатора заключения договора аренды после указанной даты по правилам статьи 34 ЗК РФ, такие договора не противоречат действующему законодательству.
При таких обстоятельствах системные положения статьей 166, 168 ГК РФ и статей 450, 453 ГК РФ, не предусматривают право участника договора, заключенного с нарушением закона, требовать его расторжения в целях устранения допущенных нарушений при его заключении влекущих недействительность сделки. Данный правовой подход отражен в определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.12.2015 N 306-КГ15-10666.
Следует учесть, что Комитет земельных и имущественных отношений в целях исполнения предписания УФАС по РТ о прекращении действий, в которых содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства, обратился в арбитражный суд с настоящим иском, избрал способ защиты не соответствующий характеру допущенных нарушений.
Аналогичная позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 02.11.2018 по делу N А65-7971/2018, от 29.11.2018 по делу N А65-8598/2018, от 10.12.2018 по делу N А65-7979/2018, от 13.12.2018 по делу N А65-8599/2018.
Таким образом, вопреки возражениям Комитета земельных и имущественных отношений, суды обоснованно учли специфику арендных отношений, и с учетом установленных фактических обстоятельств правомерно отказали арендодателю в удовлетворении требования о расторжении договора и возврате истцу объекта аренды.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с выводами судов, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствуют о наличии в принятых судебных актах существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибки. Доводы кассационной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в суде первой и апелляционной инстанции, указанные доводы судами рассмотрены и им дана надлежащая оценка, что нашло свое отражение в судебных актах.
Окружному суду не предоставлены полномочия по пересмотру фактических обстоятельств дела, установленных судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не установлены в решении или постановлении либо отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции (статья 286 АПК РФ).
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 288 АПК РФ, при рассмотрении дела не установлено.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов применительно к доводам, приведенным в кассационной жалобе, не имеется.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе Комитета земельных и имущественных отношений не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.05.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2018 по делу N А65-7982/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.Ф. Фатхутдинова |
Судьи |
В.А. Петрушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 3 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 01.01.2018.
Таким образом, при наличии акта органа государственной власти, устанавливающего процедуры и критерии предоставления таких участков без торгов, действующих до 01.03.2015, и права у арендатора заключения договора аренды после указанной даты по правилам статьи 34 ЗК РФ, такие договора не противоречат действующему законодательству.
При таких обстоятельствах системные положения статьей 166, 168 ГК РФ и статей 450, 453 ГК РФ, не предусматривают право участника договора, заключенного с нарушением закона, требовать его расторжения в целях устранения допущенных нарушений при его заключении влекущих недействительность сделки. Данный правовой подход отражен в определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.12.2015 N 306-КГ15-10666.
Следует учесть, что Комитет земельных и имущественных отношений в целях исполнения предписания УФАС по РТ о прекращении действий, в которых содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства, обратился в арбитражный суд с настоящим иском, избрал способ защиты не соответствующий характеру допущенных нарушений.
Аналогичная позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 02.11.2018 по делу N А65-7971/2018, от 29.11.2018 по делу N А65-8598/2018, от 10.12.2018 по делу N А65-7979/2018, от 13.12.2018 по делу N А65-8599/2018."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26 декабря 2018 г. N Ф06-40567/18 по делу N А65-7982/2018