г. Казань |
|
27 декабря 2018 г. |
Дело N А55-55/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Петрушкина В.А., Ананьева Р.В.,
при участии представителя:
заявителя - Новенькова О.А. (доверенность от 01.10.2018),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле - извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 28.06.2018 (судья Медведев А.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2018 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Бажан П.В., Засыпкина Т.С.)
по делу N А55-55/2018
по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства "Прогресс", Самарская область, с. Богдановка, к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара, к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (Росимущество), г. Москва, третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Парфеновское", Самарская область, с. Парфеновка, о признании ненормативного правового акта незаконным,
УСТАНОВИЛ:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства "Прогресс" (далее - КФХ "Прогресс", заявитель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - ТУ Росимущества по Самарской области), Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) о признании незаконным ненормативного правового акта - ответа на заявление КФХ "Прогресс" о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 63:27:010100:0000(0), общей площадью 13 790 000 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, Нефтегорский район, в 7-ми км к западу от с. Верхняя Домашка, в 14 км к северо-западу от с. Дмитриевка, в 10 км к северо-северо-востоку от с. Подъем Михайловка Волжского района без проведения торгов;
об обязании устранить допущенные нарушения закона, путем проведения мероприятий, предусмотренных статьями 39.6, 39.14 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), пунктом 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ, по предоставлению в аренду земельного участка с кадастровым номером 63:27:010100:0000(0), общей площадью 13 790 000 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, Нефтегорский район, в 7-ми км к западу от с. Верхняя Домашка, в 14 км к северо-западу от с. Дмитриевка, в 10 км к северо-северо-востоку от с. Подъем Михайловка Волжского района без проведения торгов;
о направлении в адрес КФХ "Прогресс" договора аренды земельного участка с кадастровым номером 63:27:010100:0000(0), общей площадью 13 790 000 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, Нефтегорский район, в 7-ми км к западу от с. Верхняя Домашка, в 14 км к северо-западу от с. Дмитриевка, в 10 км к северо-северо-востоку от с. Подъем Михайловка Волжского района без проведения торгов, сроком на пять лет.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее-АПК РФ), привлечено общество с ограниченной ответственностью "Парфеновское".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28.06.2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2018, заявленные требования удовлетворены частично. Отказ в предоставлении КФХ "Прогресс" земельного участка с кадастровым номером 63:27:010100:0000(0), общей площадью 13 790 000 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, Нефтегорский район, в 7-ми км к западу от с. Верхняя Домашка, в 14 км к северо-западу от с. Дмитриевка, в 10 км к северо-северо-востоку от с. Подъем Михайловка Волжского района, без проведения торгов, выраженный в письме ТУ Росимущества по Самарской области от 02.10.2017 N 10752, признан незаконным. Суд обязал ТУ Росимущества по Самарской области с момента вступления решения по настоящему заявлению в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения в соответствии со статьей 39.18 ЗК РФ заявления КФХ "Прогресс" о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 63:27:010100:0000(0), общей площадью 13 790 000 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, Нефтегорский район, в 7-ми км к западу от с. Верхняя Домашка, в 14 км к северо-западу от с. Дмитриевка, в 10 км к северо-северо-востоку от с. Подъем Михайловка Волжского района без проведения торгов. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
ТУ Росимущества по Самарской области обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, мотивируя неправильным применением судами норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель КФХ "Прогресс", считая доводы жалобы несостоятельными, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
В судебном заседании 18.12.2018 в порядке, предусмотренном статьей 163 АПК РФ, объявлен перерыв до 10 часов 20 минут 25.12.2018, о чем размещена информация на официальном Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", после окончания перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами, согласно пункту 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) Российская Федерация является собственником земельного участка для ведения сельского хозяйства площадью 1379 га, расположенного по адресу: Самарская область, Нефтегорский район, в 7-ми км к западу от с. Верхняя Домашка, в 14 км к северо-западу от с. Дмитриевка, в 10 км к северо-северо-востоку от с. Подъем Михайловка Волжского района, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации от 08.08.2001 серии 63-АА N 244031.
КФХ "Прогресс" обратилось в ТУ Росимущества по Самарской области с заявлением от 13.06.2017 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 63:27:010100:0000(0), общей площадью 13 790 000 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, Нефтегорский район, в 7-ми км к западу от с. Верхняя Домашка, в 14 км к северо-западу от с. Дмитриевка, в 10 км к северо-северо-востоку от с. Подъем Михайловка Волжского района (далее - земельный участок) для ведения сельского хозяйства без проведения торгов, которое последним получено 16.06.2017.
Письмом от 02.10.2017 N 10752 ТУ Росимущество в Самарской области отказало КФХ "Прогресс" в предоставлении указанного земельного участка по причине того, что в соответствии с пунктом 1 статьи 39.16 ЗК РФ у подателя заявления отсутствует право на приобретение в аренду испрашиваемого земельного участка без проведения торгов.
ТУ Росимущества по Самарской области сослалось на поступившие разъяснения Росимущества, изложенные в письме от 18.08.2017 N ЕП-10/32514, согласно которым в рамках реализации пункту 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2012 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) остается неурегулированным вопрос установления круга субъектов, на которых распространяется программа государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, также в перечне документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденном приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1, отсутствует информация о составе пакета документов, прилагаемого к заявлению о приобретении прав на земельный участок, в частности, не конкретизированы документы, подтверждающие участие в программах государственной поддержки, отнесение заявителя к сельскохозяйственным организациям.
КФХ "Прогресс", полагая данный отказ незаконным, нарушающим его права незаконным и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требовании о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действии (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо установление их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действии (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочии на совершение оспариваемых действии (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действии (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие) (статья 65 и часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Согласно подпункту 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Законом N 101-ФЗ.
Предоставление в аренду, в том числе федеральных земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, крестьянским (фермерским) хозяйствам осуществляется в порядке, установленном пунктом 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ.
Пунктом 8 указанной статьи, введенным Федеральным законом от 03.07.2016 N 354-ФЗ, установлено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.
Исходя из общих принципов земельного законодательства и содержания абзаца 2 пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ и статьи 39.18 ЗК РФ возможность предоставления земельного участка без проведения торгов связана с отсутствием заявлений от иных заинтересованных лиц о предоставлении данного земельного участка.
При этом ни ЗК РФ, ни Закон N 101-ФЗ не содержат иного порядка выявления иных лиц, заинтересованных в получении земельного участка по указанным основаниям, кроме порядка, указанного в статье 39.18 ЗК РФ, то есть путем опубликования извещения о предоставлении земельного участка.
Следовательно, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 ЗК РФ (пункт 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
Таким образом, заявление крестьянского (фермерского) хозяйства о предоставлении земельного участка без проведения торгов, в соответствии с пунктом 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, в любом случае рассматривается по правилам статьи 39.18 ЗК РФ. При этом то обстоятельство, что участники торгов участвуют в государственных программах поддержки сельского хозяйства, не имеет специального правового значения при рассмотрении заявления в порядке статьи 39.18 ЗК РФ.
Статья 39.18 ЗК РФ предусматривает, что в случае поступления заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 39.16 ЗК РФ.
Признавая незаконным выраженный в письме ТУ Росимущества по Самарской области от 02.10.2017 N 10752 отказ в предоставлении КФХ "Прогресс" земельного участка с кадастровым номером 63:27:010100:0000(0), общей площадью 13 790 000 кв. м, без проведения торгов, и возлагая на ТУ Росимущества по Самарской области рассмотрение в соответствии со статьей 39.18 ЗК РФ заявления КФХ "Прогресс" о предоставлении названного земельного участка, суды исходили из того, что заявитель подтвердил свое право на обращение с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду в соответствии с пунктом 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ.
Между тем согласно представленной в материалы дела выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 12.03.2018 N 63/116/741/2018-4262 в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:27:00000006193 (условный номер 63:27:010100:0000(0)), 05.10.2001 зарегистрировано обременение в виде аренды в пользу Тарасенко Алексея Игоревича (далее - Тарасенко А.И.) на основании договора аренды от 31.08.2001 N 91-2001/11.
В силу подпункта 7 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды.
Однако в нарушение положений АПК РФ данное обстоятельство не было исследовано судами, надлежащая оценка ему не была дана.
Так, согласно пунктам 1, 2, 3 статьи 1 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ) крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином. Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В случае создания фермерского хозяйства несколькими гражданами между ними заключается соглашение о создании фермерского хозяйства, а в случае создания фермерского хозяйства одним гражданином заключение соглашения не требуется (пункты 1, 2 и 3 статьи 4 Закона N 74-ФЗ).
Главой фермерского хозяйства по взаимному согласию членов фермерского хозяйства признается один из его членов. В случае, если фермерское хозяйство создано одним гражданином, он является главой фермерского хозяйства (пункт 1 статьи 16 Закона N 74-ФЗ).
Фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 5 Закона N 74-ФЗ).
Фермерское хозяйство прекращается: в случае единогласного решения членов фермерского хозяйства о прекращении фермерского хозяйства; в случае, если не осталось ни одного из членов фермерского хозяйства или их наследников, желающих продолжить деятельность фермерского хозяйства; в случае несостоятельности (банкротства) фермерского хозяйства; в случае создания на базе имущества фермерского хозяйства производственного кооператива или хозяйственного товарищества; на основании решения суда (статья 21 Закона N 74-ФЗ).
В отсутствие в материалах дела сведений о прекращении деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого является Тарасенко А.И., вывод судов о прекращении прав и обязанностей этого лица по ранее заключенному договору аренды в силу пунктов 2, 3 статьи 23, статей 49 и 419 ГК РФ не подтвержден документально. Выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в отношении Тарасенко А.И., а также договор аренды от 31.08.2001 N 91-2001/11 в материалах дела отсутствуют, судом не запрашивались; обстоятельства наличия или прекращения деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства и его членов или их наследников, желающих продолжить деятельность фермерского хозяйства, судебными инстанциями не устанавливались.
При таких обстоятельствах выводы судов о том, что имеются основания для удовлетворения заявленных требований по делу, являются преждевременными, сделанными без установления всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Таким образом, поскольку суды неправильно применили нормы материального права и не установили все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения настоящего спора, принятые по делу судебные акты следует отменить на основании частей 1, 2 статьи 288 АПК РФ и в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 указанного Кодекса направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное; полно и всесторонне исследовать обстоятельства, имеющие значение для его рассмотрения; дать надлежащую правовую оценку доводам сторон и представленным ими доказательствам; с учетом результатов установленных обстоятельств разрешить спор в соответствии с нормами материального и процессуального права. При новом рассмотрении дела суду также следует обсудить вопрос о привлечении к участию в деле Тарасенко А.И.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 28.06.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2018 по делу N А55-55/2018 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.Ф. Фатхутдинова |
Судьи |
В.А. Петрушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Фермерское хозяйство прекращается: в случае единогласного решения членов фермерского хозяйства о прекращении фермерского хозяйства; в случае, если не осталось ни одного из членов фермерского хозяйства или их наследников, желающих продолжить деятельность фермерского хозяйства; в случае несостоятельности (банкротства) фермерского хозяйства; в случае создания на базе имущества фермерского хозяйства производственного кооператива или хозяйственного товарищества; на основании решения суда (статья 21 Закона N 74-ФЗ).
В отсутствие в материалах дела сведений о прекращении деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого является Тарасенко А.И., вывод судов о прекращении прав и обязанностей этого лица по ранее заключенному договору аренды в силу пунктов 2, 3 статьи 23, статей 49 и 419 ГК РФ не подтвержден документально. Выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в отношении Тарасенко А.И., а также договор аренды от 31.08.2001 N 91-2001/11 в материалах дела отсутствуют, судом не запрашивались; обстоятельства наличия или прекращения деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства и его членов или их наследников, желающих продолжить деятельность фермерского хозяйства, судебными инстанциями не устанавливались."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27 декабря 2018 г. N Ф06-40960/18 по делу N А55-55/2018