г. Казань |
|
17 января 2019 г. |
Дело N А72-178/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 января 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Сибгатуллина Э.Т., Тюриной Н.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 04.07.2018 (судья Малкина О.К.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2018 (председательствующий судья Демина Е.Г., судьи Морозов В.А., Шадрина О.Е.)
по делу N А72-178/2018
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЦЭТ" (ОГРН 1117325006435, ИНН 7325107278) к муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице Управления муниципальной собственностью администрации города Ульяновска (ОГРН 1027301162822, ИНН 7303006082), к муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска (ОГРН 1027301160886, ИНН 7325037133) о взыскании,
третье лицо: Фонд модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЦЭТ" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с иском к муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице Управления муниципальной собственностью администрации города Ульяновска (далее - первый ответчик), к муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска (далее - второй ответчик) о взыскании 101 005,14 руб. задолженности за период с 01.12.2014 по 31.10.2017.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 04.07.2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2018, исковые требования удовлетворены. С муниципального образования "город Ульяновск" в лице Управления муниципальной собственностью администрации города Ульяновска за счет казны муниципального образования "город Ульяновск" в пользу истца взыскано 101 005,14 руб. неосновательного обогащения. Требования, заявленные к муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска, оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, первый ответчик обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, исковые требования в отношении него оставить без удовлетворения.
Заявитель в кассационной жалобе указывает, что он является бюджетным учреждением, финансируемым из средств бюджета муниципального образования "город Ульяновск", осуществляет свою деятельность в рамках выделенных бюджетных ассигнований и в период 2019 и 2020 годов не является получателем бюджетных средств на оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах за площади помещений, находящихся в муниципальной собственности. Считает, что плата за ремонт общего имущества в отношении муниципальных нежилых помещений должна быть возложена на казну муниципального образования "город Ульяновск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска (второго ответчика).
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, Арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
Из материалов дела видно, что муниципальное образование "Город Ульяновск" является собственником жилых помещений - квартир N N 13, 16, 33, 46, 58, 59, 73, 105, 120, 122, 139, 141, 153, расположенных в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Ульяновск, пр. 50-летия ВЛКСМ, д.24.
Истец с 01.07.2015 является управляющей организацией по обслуживанию жилого дома по вышеуказанному адресу.
Исковые требования управляющей организации мотивированы тем, что муниципальное образование "Город Ульяновск", как собственник муниципального имущества, в период с 01.12.2014 по 31.10.2017 не исполняло свои обязанности по внесению ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества, в связи с чем за ним образовалась задолженность в сумме 101 005,14 руб., что послужило основанием для обращения истца с требованиями о взыскании задолженности.
При разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьями 125, 126, 210, 214, 215, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 153, 154, 155, 156, 158, 169, 170, 175, 181 Жилищного кодекса Российской Федерации, и по результатам исследования и оценки представленных по делу доказательств пришли к выводу о доказанности факта наличия задолженности ответчика в силу обязанности его, как собственника помещения в многоквартирном доме, участвовать в расходах по содержанию общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за текущий и капитальный ремонт помещения, в связи с чем удовлетворили иск.
Судебная коллегия находит данные выводы судов предыдущих инстанций обоснованными.
Доводу заявителя кассационной жалобы о том, что он не является надлежащим ответчиком и в его бюджете не заложены средства по внесению платы за содержание и ремонт имущества муниципальной казны, судами предыдущих инстанций дана надлежащая правовая оценка.
Судами установлено, что спорные помещения являются объектом муниципальной собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 2, пункта 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" содержание муниципального жилищного фонда отнесено к вопросам местного значения городского округа, решение которых осуществляется органами местного самоуправления.
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из Устава администрации города Ульяновска, утвержденного решением Ульяновской городской думы от 23.09.2014 N 119, следует, что расходы по содержанию муниципального имущества обязано нести муниципальное образование "Город Ульяновск" в лице администрации.
Администрация города Ульяновска в соответствии со статьей 36 Устава муниципального образования "город Ульяновск" является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования "город Ульяновск". В структуру администрации города входят отраслевые (функциональные) и территориальные органы, подразделения.
Решением Ульяновской городской думы от 24.05.2006 N 90 "Об учреждении отраслевых (функциональных) органов администрации города Ульяновска" утверждено Положение об Управлении муниципальной собственностью администрации города Ульяновска.
В силу пункта 1.1 Положения об Управлении муниципальной собственностью администрации города Ульяновска, утвержденным Решением Ульяновской городской думы от 24.05.2006 N 90 "Об учреждении отраслевых (функциональных) органов администрации города Ульяновска" (далее - Положение N 90), Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска является отраслевым (функциональным) органом администрации города Ульяновска, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по обеспечению решения вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных в установленном порядке органам местного самоуправления, в области управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования "город Ульяновск" (далее - муниципальное имущество).
В соответствии с пунктом 4.1.1 Положения об Управлении муниципальной собственностью администрации города Ульяновска, утвержденного Решением Ульяновской городской думы от 24.05.2006 N 90, Управление в рамках возложенных на него задач осуществляет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, порядком и условиями, установленными решениями Ульяновской городской думы, полномочия собственника в отношении движимого и недвижимого имущества, составляющего казну муниципального образования "город Ульяновск", имущества муниципальных унитарных предприятий, муниципальных учреждений, за исключением полномочий, отнесенных в порядке, установленном Ульяновской городской думой, к компетенции главы администрации города Ульяновска, акций (долей акций), долей в уставных капиталах хозяйственных обществ, находящихся в собственности муниципального образования "город Ульяновск", земельных участков, отнесенных к муниципальной собственности (далее - земельные участки).
Согласно пункту 4.9 Положения N 90 Управление осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя, главного администратора и получателя средств местного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, в том числе бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, являющихся бюджетными ассигнованиями дорожного фонда муниципального образования "город Ульяновск", предусмотренных на осуществление расходов, связанных с выкупом земельных участков, паспортизацией автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах муниципального образования "город Ульяновск", проведением землеустроительных и кадастровых работ, в том числе получателя средств местного бюджета с закреплением за ним соответствующих расходов и межбюджетных трансфертов.
Таким образом, надлежащим ответчиком по делу, обязанным уплатить истцу взносы на капитальный ремонт за спорный период обоснованно признано муниципальное образование "город Ульяновск" в лице Управления муниципальной собственностью администрации города Ульяновска.
В силу пункта 2 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при удовлетворении исков к публично-правовым образованиям в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не с государственного или муниципального органа. При этом недопустимо ограничение источников взыскания путем указания на взыскание только за счет средств бюджета, поскольку такое ограничение противоречит статьям 126, 214, 215 Гражданского кодекса Российской Федерации. В данном случае действует общее правило об ответственности публично-правового образования всем принадлежащим ему на праве собственности имуществом, составляющим казну.
Поскольку расчет задолженности не оспорен, доказательства оплаты задолженности не представлены, исковые требования правомерно признаны обоснованными и подлежащими удовлетворению в отношении муниципального образования "город Ульяновск" в лице Управления муниципальной собственностью администрации города Ульяновска за счет казны муниципального образования "город Ульяновск".
Учитывая то, что материалы дела исследованы судами первой и апелляционной инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, нарушений норм процессуального права судом кассационной инстанции не выявлено, оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 04.07.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2018 по делу N А72-178/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Э.Т. Сибгатуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 4.9 Положения N 90 Управление осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя, главного администратора и получателя средств местного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, в том числе бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, являющихся бюджетными ассигнованиями дорожного фонда муниципального образования "город Ульяновск", предусмотренных на осуществление расходов, связанных с выкупом земельных участков, паспортизацией автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах муниципального образования "город Ульяновск", проведением землеустроительных и кадастровых работ, в том числе получателя средств местного бюджета с закреплением за ним соответствующих расходов и межбюджетных трансфертов.
...
В силу пункта 2 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при удовлетворении исков к публично-правовым образованиям в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не с государственного или муниципального органа. При этом недопустимо ограничение источников взыскания путем указания на взыскание только за счет средств бюджета, поскольку такое ограничение противоречит статьям 126, 214, 215 Гражданского кодекса Российской Федерации. В данном случае действует общее правило об ответственности публично-правового образования всем принадлежащим ему на праве собственности имуществом, составляющим казну."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17 января 2019 г. N Ф06-41976/18 по делу N А72-178/2018