Пояснительная записка
к проекту федерального закона
"Об альтернативной гражданской службе"
Проект федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" подготовлен в соответствии со статьей 59 (частью 3) Конституции Российской Федерации, предоставляющей гражданину Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных предусмотренных федеральным законом случаях, право на замену военной службы альтернативной гражданской службой.
Принятие данного закона необходимо в целях обеспечения законодательного регулирования этого конституционного права.
Законодательное оформление права на альтернативную гражданскую службу входит в число обязательств, принятых на себя Россией при вступлении в Совет Европы (Заключение ПАСЕ N 193 по заявке России, Страсбург, 25 января 1996 года).
Обобщая десятилетний законотворческий опыт в данной сфере, законопроект определяет альтернативную гражданскую службу как особый вид государственной службы, содержанием которой является общественно-полезная деятельность на гражданских должностях в системе органов по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сфере здравоохранения и социальной сфере.
При разработке данного законопроекта был учтен ряд законопроектов, подготовленных ранее комитетами и комиссиями Верховного Совета СССР, Верховного Совета Российской Федерации, Моссовета, Государственной Думы первого и второго созывов. Был внимательно изучен опыт зарубежного законодательства (ФРГ, Италии, Норвегии, Финляндии, Швеции, Болгарии и других государств). Авторами законопроекта учтены и обобщены материалы многочисленных публичных обсуждений данного вопроса, замечания и предложения министерств и ведомств, общественных организаций, а также результаты экспериментов по организации альтернативной гражданской службы в субъектах Российской Федерации (Республика Татарстан, Пермская область и другие регионы).
Проект федерального закона содержит 5 глав и 33 статьи.
В первой главе дается понятие альтернативной гражданской службы, определяются задачи федерального закона, основания для замены военной службы альтернативной службой, устанавливается срок прохождения гражданином альтернативной службы, в полтора раза превышающий установленный законом максимальный срок военной службы для соответствующей категории призывников. Устанавливается место прохождения альтернативной службы. При этом возможность прохождения альтернативной службы за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором гражданин проживает, допускается только в установленных законом случаях (на основании соответствующего решения Правительства Российской Федерации, при отсутствии возможности прохождения службы в субъекте Российской Федерации). Определяется, что в условиях чрезвычайного или военного положения отношения, связанные с осуществлением права на замену военной службы альтернативной службой, регулируются соответствующими федеральными конституционными законами.
Вторая глава регулирует процесс направления на альтернативную службу. В соответствии с законопроектом гражданином подается заявление в военный комиссариат и в орган местного самоуправления в течение шести месяцев до начала полугодия, на протяжении которого гражданин подлежит призыву на военную службу с указанием причин, побудивших гражданина избрать альтернативную службу. Законопроект подробно описывает процедуру рассмотрения заявления призывной комиссией, принятия решения, а также основания для отказа в замене военной службы альтернативной службой. Жалобы граждан на отказ в направлении на альтернативную гражданскую службу, рассматриваются призывной комиссией субъекта Российской Федерации, а также решаются в судебном порядке.
Третья глава регламентирует полномочия исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления по организации альтернативной службы.
В четвертой главе определяется порядок прохождения альтернативной службы, в том числе исчисления ее сроков, перевода для дальнейшего прохождения службы в другую организацию, рассмотрения обращений гражданина, проходящего службу, предоставления отпусков, увольнения, службы в запасе. Время прохождения альтернативной службы засчитывается в общий трудовой стаж. Определяются и другие нормы трудового законодательства, распространяющиеся на проходящего альтернативную службу гражданина, гарантии жилищного обеспечения, право на образование. Устанавливаются ограничения прав и свобод гражданина в период прохождения им альтернативной службы. Также раскрывается понятие "уклонение от альтернативной службы".
Законопроектом предусмотрено принятие Правительством Российской Федерации ряда подзаконных актов: перечня видов работ, к которым могут привлекаться граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу; перечня профессий и должностей граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу; перечня приоритетных сфер занятости, в которых должен использоваться труд граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу; перечня федеральных государственных организаций, в которых предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы; положения об организации и о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.
Изменение действующего законодательства в связи с принятием данного федерального закона не требуется.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона
"Об альтернативной гражданской службе"
Принятие федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" не повлечет дополнительных затрат из федерального бюджета.
Справка
о состоянии законодательства в сфере правового
регулирования проекта федерального закона
"Об альтернативной гражданской службе"
Право гражданина на замену военной службы альтернативной гражданской службой гарантировано статьей 59, ч.3 Конституции Российской Федерации.
В сфере правового регулирования данного законопроекта действуют следующие законодательные акты:
1. Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ.
2. Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26 сентября 1997 года N 128-ФЗ; статья 3.
3. Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" от 30 апреля 1999 года N 82-ФЗ; статья 9.
4. Федеральный закон "Об обороне" от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ; статья 6.
5. Закон Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" от 28 ноября 1991 года N 1948-1 (в редакции Федерального закона от 6 февраля 1995 года N 13-ФЗ); статья 23.
6. Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ; статья 15.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.