г. Казань |
|
23 января 2019 г. |
Дело N А06-2515/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 января 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Егоровой М.В., Мухаметшина Р.Р.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 16.07.2018 (судья Аюпова А.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2018 (председательствующий судья Веряскина С.Г., судей Акимова М.А., Степуры С.М.)
по делу N А06-2515/2018
по заявлению Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области о признании решения и предписания от 05.03.2018 N 49-РЗ-04-18 недействительным в части, третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Рекстон Слуховые аппараты" (ИНН 7705952523, ОГРН 1117746458500),
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - учреждение, региональное отделение) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании недействительным решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - антимонопольный орган, управление) от 05.03.2018 N 49-РЗ-04-18 в части несоответствия аукционной документации требованиям пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Рекстон Слуховые аппараты" (далее - общество "Рекстон Слуховые аппараты").
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 16.07.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2018 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить состоявшиеся судебные акты, мотивируя неправильным применением судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Заявителем 19.02.2017 в единой информационной системе на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0225100000118000011 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку слуховых аппаратов для обеспечения ими инвалидов в 2018 году.
В антимонопольный орган поступила жалоба общества "Рекстон Слуховые аппараты" о несоответствии аукционной документации заказчика требованиям Закона о контрактной системе.
Решением управления от 05.03.2018 N 49-РЗ-04-18 учреждение признано нарушившим пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании указанного решения управлением заявителю выдано предписание от 05.03.2018 об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Региональное отделение не согласилось с принятыми антимонопольным органом актами и обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Закона (часть 6 статьи 31 Закона).
В пункте 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В силу положений части 2 статьи 33 названного закона документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Заказчик в части V "Техническое задание" аукционной документации установил, что при выдаче (передаче) инвалидам слуховых аппаратов производится настройка слуховых аппаратов, поскольку поставка слуховых аппаратов и оказание услуг по их настройке технологически и функционально взаимосвязаны, каждая из которых является необходимой составной частью услуг по обеспечению инвалидов слуховыми аппаратами. Соответственно, заказчик при проведении электронного аукциона включил услуги по настройке слуховых аппаратов в объект закупки. Кроме того, заказчик установил требование к участнику закупки о наличии в составе второй части заявки на участие в аукционе действующей лицензии на осуществление поставщиком или соисполнителем медицинской деятельности по оказанию специализированной медицинской помощи, включающей работы (услуги) по сурдологии-оториноларингологии, наличие документа, подтверждающего квалификацию специалиста.
В соответствии с Номенклатурой медицинских услуг (приказ Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 N 1664н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг") подбор и настройка слуховых аппаратов является медицинской услугой.
Согласно Порядку оказания медицинской помощи населению по профилю "сурдология-оториноларингология", утвержденного приказом Минздрава России от 09.04.2015 N 178н, проведение аудиометрии, подбор слухового аппарата, его настройку, осуществляет врач сурдолог-оториноларинголог.
В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями", региональное отделение осуществляет обеспечение инвалидов слуховыми аппаратами на основании программы реабилитации инвалидов, разработанной органами МСЭ, за счет средств федерального бюджета.
В программе реабилитации инвалида органы МСЭ на основании "Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 2347-р, указывают технические средства реабилитации, в том числе слуховые аппараты, необходимые инвалиду для восстановления и компенсации утраченных способностей.
Согласно указанному распоряжению в перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, отсутствует оказание услуг по подбору, настройке слуховых аппаратов и иные сурдологические медицинские услуги. В бюджете Фонда социального страхования и его территориальных органах не предусматриваются бюджетные ассигнования на оказание услуг по подбору и настройке слуховых аппаратов. Следовательно, на региональное отделение не возложена обязанность по осуществлению подбора и настройки слуховых аппаратов для инвалидов. Согласно действующему законодательству медицинские услуги по подбору и настройке слуховых аппаратов оказываются бесплатно в лечебных учреждениях в рамках территориальной программы государственных гарантий за счет средств обязательного медицинского страхования Данная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 22.01.2018 по делу N А65-4673/2017.
В частности, на территории Астраханской области постановлением Правительства Астраханской области от 29.12.2017 N 546-п утверждена программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (на территории Астраханской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов).
Учитывая изложенное суды пришли к выводу о том, что включение учреждением услуг по настройке слуховых аппаратов в объект закупки, а также установление требований к участнику закупки о наличии действующей лицензии на осуществление поставщиком или соисполнителем медицинской деятельности по оказанию специализированной медицинской помощи, включающей работы (услуги) по сурдологии-оториноларингологии, наличие документа, подтверждающего квалификацию специалиста, нарушает требования части 1 статьи 33 и пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Выводы судов о нарушении заявителем вышеназванных норм Закона о контрактной системе следует признать обоснованными.
Доводы подателя, изложенные в кассационной жалобе, судебной коллегией рассмотрены и отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права, а сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. Все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены. Оснований для их переоценки в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской от 16.07.2018 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2018 по делу N А06-2515/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Ф. Хабибуллин |
Судьи |
М.В Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 23 января 2019 г. N Ф06-41255/18 по делу N А06-2515/2018
Хронология рассмотрения дела:
23.01.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-41255/18
02.10.2018 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-10996/18
16.07.2018 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-2515/18
28.03.2018 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-2515/18