г. Казань |
|
22 января 2019 г. |
Дело N А65-9643/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 января 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Егоровой М.В., Логинова О.В.,
при участии представителей:
ответчика - государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан - Мадышевой Р.А. (доверенность от 09.01.2017 N 1),
в отсутствие иных лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.07.2018 (судья Гилялов И.Т.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2018 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Юдкин А.А., Филиппова Е.Г.)
по делу N А65-9643/2018
по заявлению муниципального унитарного предприятия города Набережные Челны "Горкоммунхоз" (ОГРН 1141650002658, ИНН 165279305, г. Набережные Челны) к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) (г. Набережные Челны), Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (г. Казань), с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны, о признании незаконными решений от 25.12.2017 N 013V12170001182 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, решений филиала N 9 Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан от 29.12.2017 N 276 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и от 29.12.2017 N 82 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие города Набережные Челны "Горкоммунхоз" (далее - МУП г. Набережные Челны "Горкоммунхоз", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) (далее - Управление Пенсионного фонда), Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, (далее - Фонд социального страхования), с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны (далее - третье лицо), о признании незаконными решений от 25.12.2017 N 013V12170001182 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования и территориальные фонды медицинского страхования" (далее - Закон о страховых взносах, Федеральный закон N 212-ФЗ), решений филиала N 9 Фонда социального страхования от 29.12.2017 N 276 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон об обязательном социальном страховании, Закон N 125-ФЗ) и от 29.12.2017 N 82 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.07.2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2018 по делу N А65-9643/2018, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Фонд социального страхования просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Представитель заявителя, ответчика - Управления Пенсионного фонда, третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), жалоба рассматривается в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, Управлением Пенсионного фонда проведена выездная проверка общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов за период с 17.02.2014 по 31.12.2016.
Выявленные в ходе проверки нарушения отражены в акте проверки от 21.11.2017 N 013V10170001619.
По результатам рассмотрения данного акта и материалов выездной проверки Управлением пенсионного фонда принято решение от 25.12.2017 N 013V2170001182 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения Закона о страховых взносах, которым общество привлечено к ответственности за неуплату сумм страховых взносов в виде штрафа в размере 13 687 руб. 67 коп., начислены пени в размере 8449 руб. 48 коп., предложено уплатить недоимку в размере 68 438 руб. 36 коп.
Филиалом N 9 Фонда социального страхования проведена выездная проверка общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и с в связи с материнством и от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования РФ за период с 14.02.2014 по 31.12.2016, по результатам которой составлены акты от 04.12.2017 N 81 и N 397 и приняты решения от 29.12.2017 N 82 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения Закона о страховых взносах и от 29.12.2017 N 276 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения Закона об обязательном социальном страховании, которыми общество привлечено к ответственности за неуплату сумм страховых взносов в виде штрафов в размере, соответственно, 1464 руб. 74 коп. и 151 руб. 53 коп., начислены пени в размере, соответственно, 745 руб. 79 коп. и 67 руб. 04 коп., а также предложено уплатить недоимку в размере, соответственно, 7323 руб. 68 коп. и 757 руб. 64 коп.
Общество, полагая неправомерными указанные решения, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
При принятии судебных актов об удовлетворении заявленных требований суды руководствовались следующим.
Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный Российской Федерации, Фонд социального страхования и территориальные фонды медицинского страхования" определяет, что обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной плательщиком страховых взносов со дня предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета плательщика страховых взносов в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа (пункт 1 части 5 статьи 18 данного Закона); банки обязаны исполнить поручение плательщика о перечислении страховых взносов в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения, при наличии денежных средств на счете плательщика (пункты 2, 3, 5 статьи 24 Закона о страховых взносах).
Уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (статья 20 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ) в редакции, действовавшей в проверенный период).
На основании подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе организации.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Отношения в системе обязательного социального страхования регулирует Федеральный закон N 165-ФЗ, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, который определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.
В соответствии с нормами статьи 1 Федерального закона N 165-ФЗ обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Пунктом 1 статьи 1 Закона об обязательном социальном страховании обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний отнесено к самостоятельным видам социального страхования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20.1 Закона об обязательном социальном страховании объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 20.2 Закона об обязательном социальном страховании не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 5 данного Закона, все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением, в том числе, выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, МУП г. Набережные Челны "Горкоммунхоз" в период 2014-2016 годы выплатило своим работникам (оператор манипулятора, водитель автомобиля, землекоп, мастер службы по отлову безнадзорных животных, электрогазосварщик) денежную компенсацию, эквивалентную стоимости молока, в сумме 252 540 руб.
Управлением пенсионного фонда и Фондом социального страхования сделан вывод о занижении базы для начисления страховых взносов на сумму компенсационных выплат, выплаченных работникам, в связи с тем, что доход в виде компенсационных выплат работникам, условия работы которых, не признаны вредными в результате проведенной специальной оценки условий труда, не относится к компенсационным выплатам и подлежит обложению страховыми взносами. Вывод обоснован тем, что в картах аттестации рабочих мест по рабочим должностям, которым производится выплата оспариваемой страхователем компенсации, составленных по результатам проведенной аттестации рабочих мест, не отражены вредные производственные факторы, обуславливающие необходимость установления и выплаты компенсации за молоко или другие равноценные продукты.
Данный вывод суды первой и апелляционной инстанций признали ошибочным.
Так, согласно статье 219 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работник имеет право на получение компенсаций, установленных в соответствии с данным Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
На основании статьи 222 ТК РФ на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.03.2008 N 168 "О порядке определения норм и условий бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания, молока или других равноценных пищевых продуктов и осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов" предусмотрено, что работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов осуществляется в соответствии с перечнем вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, нормами и условиями бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов.
Пунктом 2 данного постановления предусмотрена возможность замены бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов.
Перечень вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 45н (далее - Приказ N 45-н). Этим же приказом утверждены нормы и условия бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, которые могут выдаваться работникам вместо молока.
Бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов производится работникам в дни фактической занятости на работах с вредными условиями труда, обусловленными наличием на рабочем месте вредных производственных факторов, предусмотренных Перечнем, приведенным в приложении N 3, и уровни которых превышают установленные нормативы (пункт 2); норма бесплатной выдачи молока составляет 0,5 литра за смену независимо от продолжительности смены (пункт 4).
Пунктом 13 Приложения N 1 к Приказу N 45н предусмотрено, что в случае обеспечения безопасных (допустимых) условий труда, подтвержденных результатами проведения специальной оценки условий труда, работодатель принимает решение о прекращении бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов с учетом мнения первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.
При отсутствии у работодателя данных о результатах проведения специальной оценки условий труда или невыполнении им вышеперечисленных требований сохраняется порядок бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов, действовавший до вступления в силу данного Приказа.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством работодатель обязан бесплатно выдавать молоко работникам, фактически занятым на работах с вредными условиями труда, если это предусмотрено положениями заключенного коллективного (трудового) договора, до получения результатов аттестации их рабочих мест, подтверждающих обеспечение безопасных (допустимых) условий труда.
При этом для принятия работодателем решения о прекращении бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам необходимо одновременно соблюдение 2 условий: наличие результатов проведения специальной оценки условий труда и согласие первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при их наличии у работодателя) на прекращение бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам по результатам проведения на их рабочих местах специальной оценки условий труда.
В проверяемом периоде заявитель осуществлял вид деятельности - удаление и обработка твердых отходов.
Положение об оплате труда в организации, утвержденное руководителем 13.02.2014, содержит положения о льготах в виде бесплатной выдачи молока для лиц, занятых на работах с вредными условиями труда.
Трудовые договоры с работниками по профессиям, в отношении выплат по которым оспариваемыми решениями начислены спорные страховые взносы, также предусматривают обязанность работодателя предоставлять компенсации и льготы за тяжелую работу и работу с вредными (опасными) условиями труда в соответствии с действующим законодательством.
Приказом руководителя общества от 30.04.2014 N 10 о бесплатной выдаче работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока, утвержден перечень профессий, должностей, дающих право на бесплатной получение молока работникам, занятым на работах с вредными условиями труда.
Материалами дела подтверждена фактическая занятость работников, получавших компенсацию, на работах, связанных с производством или применением химических веществ, предусмотренных в Перечне вредных производственных факторов. Выплата компенсации взамен бесплатной выдачи молока производилась работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, в соответствии с утвержденным списком профессий, должностей, с учетом дней фактической занятости на данных работах, а также осуществлялась с учетом наличия в трудовой деятельности конкретных работников вредных условий труда.
С учетом установленных судами обстоятельств, принимая во внимание, что расходы заявителя на выплату работникам, указанным в списке профессий рабочих и служащих, связанных с вредными условиями работы, денежной компенсации в размере, эквивалентном стоимости молока, не являются выплатами и иными вознаграждениями, начисляемыми работодателем в пользу работников в качестве платы за выполнение обусловленной трудовым договором трудовой функции, а носят компенсационный (социальный) характер, суды пришли к верному выводу, что спорные выплаты представляют собой компенсацию, предусмотренную подпунктом "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ, обложению страховыми взносами не подлежат.
Выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ.
Доводы кассатора повторяют его позицию по делу, которой судами дана надлежащая правовая оценка. Несогласие с выводами судов, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки, не свидетельствует о существенных нарушениях судом норм права, повлиявших на исход дела, и не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Нарушений судом первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для безусловной отмены судебного акта, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.07.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2018 по делу N А65-9643/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Н. Ольховиков |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 13 Приложения N 1 к Приказу N 45н предусмотрено, что в случае обеспечения безопасных (допустимых) условий труда, подтвержденных результатами проведения специальной оценки условий труда, работодатель принимает решение о прекращении бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов с учетом мнения первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.
...
С учетом установленных судами обстоятельств, принимая во внимание, что расходы заявителя на выплату работникам, указанным в списке профессий рабочих и служащих, связанных с вредными условиями работы, денежной компенсации в размере, эквивалентном стоимости молока, не являются выплатами и иными вознаграждениями, начисляемыми работодателем в пользу работников в качестве платы за выполнение обусловленной трудовым договором трудовой функции, а носят компенсационный (социальный) характер, суды пришли к верному выводу, что спорные выплаты представляют собой компенсацию, предусмотренную подпунктом "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ, обложению страховыми взносами не подлежат."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22 января 2019 г. N Ф06-41735/18 по делу N А65-9643/2018