г. Казань |
|
30 января 2019 г. |
Дело N А65-6742/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 января 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Савкиной М.А.,
судей Топорова А.В., Закировой И.Ш.,
при участии представителей:
Прокуратуры Республики Татарстан - Давлетшина Р.А. удостоверение от 26.04.2018 N 232842/1457,
Некоммерческой организации "Фонда Жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан" - Гариповой З.Р. доверенность от 09.01.2019,
председателя Товарищества собственников жилья "Уютный дом" - Музафарова Р.В., паспорт N 8211 019062,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Товарищества собственников жилья "Уютный дом"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.06.2018 (судья Хамидуллина Д.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2018 (председательствующий Попова Е.Г., судьи Кувшинов В.Е., Драгоценнова И.С.)
по делу N А65-6742/2018
по заявлению Товарищества собственников жилья "Уютный дом" (ОГРН 1051641046126, ИНН 1660079961) к Прокуратуре Республики Татарстан (ОГРН 1021602865350, ИНН 1654014476), при участии третьего лица Некоммерческой организации "Фонда Жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан", о признании незаконным представления Прокуратуры Советского района города Казани от 30.01.2018 N 02-08-04,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Уютный дом" (далее - заявитель, ТСЖ "Уютный дом") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Прокуратуре Республики Татарстан (далее - ответчик, Прокуратура) о признании незаконным Представления Прокуратуры Советского района г. Казани от 30.01.2018 N 02-08-04 об устранении нарушений требований жилищного законодательства при формировании капитального ремонта.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.04.2018 по настоящему делу в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Некоммерческая организация "Фонд Жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан" (далее - третье лицо, Фонд).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.06.2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ТСЖ "Уютный дом", не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить как несоответствующие нормам процессуального и материального права, фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя из требований статьи 286 АПК РФ и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов в силу следующего.
Как следует из материалов дела, Прокуратурой Советского района г. Казани в соответствии с поручением Прокуратуры г. Казани проведена проверка исполнения Товариществом собственников жилья "Уютный дом" требований федерального законодательства при формировании региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов.
По результатам проведенной проверки Прокуратурой Советского района г. Казани были выявлены нарушения требований жилищного законодательства в деятельности заявителя в части исполнения обязанности по внесению ежемесячных взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора фонда капитального ремонта - НО "Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан".
Об устранении выявленных нарушений ответчиком в адрес заявителя внесено представление от 30.01.2018 N 02-08-04.
Не согласившись с указанным Представлением, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований судебные инстанции исходили из того, что оспариваемое представление Прокуратуры направлено на устранение выявленных нарушений требований жилищного законодательства, допущенных ТСЖ "Уютный дом" при формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирного дома.
Суд кассационной инстанции соглашается с данным выводом судебных инстанций в силу следующего.
Предметом заявленных требований является вопрос реализации собственниками помещений в многоквартирном доме права выбора одного из способов формирования фонда капитального ремонта, а именно, перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, либо перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Возникшие правоотношения сторон регулируются нормами статей 169 - 173, 179 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Часть 7 статьи 170 ЖК РФ была предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, который в постановлении от 12.04.2016 N 10-П "По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 ЖК РФ в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы" установил, что положение части 7 статьи 170 ЖК РФ о принятии органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на счете регионального оператора, если собственники помещений в этом доме в установленный законом срок не выбрали или не реализовали определенный ими способ формирования фонда капитального ремонта, не противоречит Конституции Российской Федерации.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 N 10-П указано, что принятие органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирного дома, собственники помещений в котором в установленный законом срок и при наличии всех требуемых для совершения соответствующих действий условий не выбрали или не реализовали определенный ими способ формирования фонда капитального ремонта, представляет собой необходимую меру, направленную на обеспечение сохранности этого дома и его безопасной эксплуатации, что согласуется с предписаниями как статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, так и ее статьи 40 (часть 2).
Так, согласно части 5 статьи 170 ЖК РФ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования фонда капитального ремонта.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, пунктом 2 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2013 N 1146 "Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан" предусмотрено, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение 45 дней после официального опубликования Программы, текст которого был опубликован в газете "Республика Татарстан" от 04.03.2014 N 32.
Следовательно, решение собственниками помещений в многоквартирном доме должно было быть принято и реализовано до 18.04.2014.
В случае если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный законом срок, орган самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора (часть 7 статьи 170 ЖК РФ).
Во исполнение части 7 статьи 170 ЖК РФ, постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 30.04.2014 N 2262 "Об утверждении решения о способе формирования фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов г. Казани" принято решение о формировании фонда капитального ремонта многоквартирного дома N 11 по ул. Толбухина г. Казани Республики Татарстан на счете регионального оператора.
Указанное постановление ТСЖ "Уютный дом" в установленном законодательством Российской Федерации порядке не обжаловано и соответственно подлежало исполнению собственниками помещений в данном многоквартирном доме.
В свою очередь, на основании части 1 статьи 172 ЖК РФ владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта, с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений, справки банка об открытии специального счета.
Вместе с тем, собственники обозначенного многоквартирного дома 16.12.2014 на общем собрании приняли решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете ТСЖ. Протокол общего собрания собственников помещений дома N 11 по ул. Толбухина г. Казани Республики Татарстан был представлен в Казанскую городскую жилищную инспекцию только 24.12.2014 без приложения справки банка об открытии банковского счета. Соответствующий счет был открыт только 19.11.2015.
Однако данное решение не было реализовано в срок до 18.04.2014, а именно, в орган государственного жилищного надзора не направлялось уведомление о выбранном собственниками помещений в многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта, протокол общего собрания собственников помещений о принятом решения о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта, справка банка об открытии специального счета.
Принимая во внимание, что собственники помещений в данном многоквартирном доме в установленный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта, в орган местного самоуправления были направлены соответствующие сведения, послужившие основанием для формирования фонда капитального ремонта в отношении этого дома на счете регионального оператора.
По мнению ТСЖ "Уютный дом", в соответствии с частью 1 статьи 173 ЖК РФ способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Судебными инстанциями из материалов дела установлено, что указанное право реализовано ТСЖ "Уютный дом" только 28.02.2018 путем направления в адрес третьего лица уведомления о принятии на общем собрании (протокол от 26.02.2018) собственниками помещений многоквартирного дома N 11 по ул. Толбухина г. Казани Республики Татарстан решения о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете.
Согласно части 5 статьи 173 ЖК РФ, решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта должно вступить в силу не ранее чем 26.02.2019.
Исследовав и оценив, в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, представленные по делу доказательства, судебные инстанции сделали правильный вывод, что оспариваемое представление Прокуратуры направлено на устранение выявленных нарушений требований жилищного законодательства, допущенных ТСЖ "Уютный дом" при формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирного дома.
Довод заявителя кассационной жалобы о непринятии мер органами местного самоуправления по надлежащему информированию граждан о возможных способах формирования фонда капитального ремонта, последствиях выбора одного из них на оказание собственникам помещений помощи в принятии соответствующего решения и его реализации был предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанции и обоснованно отклонен.
Из положений части 5.1 статьи 173 ЖК РФ усматривается, что факт того, что органом местного самоуправления не были приняты меры, направленные на надлежащее информирование граждан о возможных способах формирования фонда капитального ремонта и последствиях выбора одного из них, должен быть установлен решением суда. Решением суда данный факт установлен не был.
Иная оценка заявителем кассационной жалобы, установленных по делу фактических обстоятельств дела, не свидетельствует о принятии не законного судебного решения.
Другие доводы заявителя кассационной жалобы основаны на неверном толковании положений действующего законодательства, свидетельствуют о его несогласии с той оценкой, которую суды дали фактическим обстоятельствам, являлись предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую оценку, вновь заявлены в суде кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного, с учетом приведенных положений законодательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу, что оспариваемое Представление Прокуратуры направлено на устранение выявленных нарушений требований жилищного законодательства, допущенных заявителем при формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирного дома, в связи с чем, оснований для признания его незаконным не имеется.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.06.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2018 по делу N А65-6742/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.А. Савкина |
Судьи |
А.В. Топоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 30 января 2019 г. N Ф06-41528/18 по делу N А65-6742/2018