г. Казань |
|
29 января 2019 г. |
Дело N А55-23434/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 января 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Арукаевой И.В., Тюриной Н.А.,
при участии представителя:
ответчика - Сорокиной Ю.П. (доверенность от 01.02.2018 б/н),
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Коммунальник"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 02.07.2018 (судья Стуликова Н.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2018 (председательствующий судья Морозов В.А., судьи Демина Е.Г., Шадрина О.Е.)
по делу N А55-23434/2017
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" (ОГРН 1116312008340, ИНН 6312110828) к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Коммунальник" (ОГРН 1156313042368, ИНН 6317108244) о взыскании 567 690,48 руб.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" (далее - ООО "СКС", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Коммунальник" (далее - ООО "УО "Коммунальник", ответчик) о взыскании 496 509,75 руб., в том числе: 487 562,75 руб. - задолженности за отпуск питьевой воды и отведенные сточные воды в целях содержания общего имущества многоквартирных домов за период июль-сентябрь 2016 года, апрель 2017 года, 8947 руб. - повышающего коэффициента к плате за ОДН за период апрель 2017 года (с учетом принятого судом уточнения исковых требований).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 02.07.2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2018, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, ответчик обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить или изменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, требования истца по оплате холодной воды, потребленной на общедомовые нужды сверх установленного норматива за период с июля по сентябрь 2016 г. в размере 536 767,75 руб., в отсутствие действующего договора ресурсоснабжения, необоснованны, поскольку фактические договорные отношения сложились в спорный период между истцом и собственниками помещений в МКД по поставке коммунальных ресурсов. В данном случае ответчик исполнителем коммунальных услуг не являлся, исполнителем коммунальной услуги являлся истец.
Ссылаясь на пункты 14 и 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), заявитель жалобы считает, что управляющая организация не может считаться исполнителем коммунальной услуги до тех пор, пока она не заключит договор с ресурсоснабжающей организацией и не начнет поставку коммунального ресурса. Истцом не представлены документы, подтверждающие внесение потребителями платы в адрес управляющей компании за поставленную в спорный период воду, и иные доказательства, позволяющие квалифицировать действия общества и компании как фактически договорные отношения по снабжению ресурсом на общедомовые нужды. С учетом изложенного, заявитель жалобы считает, что с него взыскана задолженность за услугу, которая ему в спорный период не оказывалась.
Кроме того, заявитель жалобы не согласен с тем, что в расчете истец применил повышающий коэффициент к оплате за ОДН за апрель 2017 г. в размере 8947 руб., поскольку соответствующие решения собственников не приняты и обязанность ответчика по установке в многоквартирных домах коллективных (общедомовых) приборов учета холодной воды и по финансированию данных работ отсутствует. Повышающий коэффициент не применяется при наличии акта об отсутствии технической возможности установки коллективного прибора учета. Обязанность же по составлению такого акта лежит на ресурсоснабжающей организации.
В отзыве на кассационную жалобу истец просит оспариваемые судебные акты оставить без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее, Арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что между истцом (ресурсоснабжающая организация) и ответчиком (абонент) был заключен договор N 4 от 29.09.2016 (далее - договор), по условиям которого ресурсоснабжающая организация обязалась подавать абоненту на границу эксплуатационной ответственности через присоединенную сеть холодную воду для целей, связанных с деятельностью по управлению многоквартирными домами, в отношении многоквартирных домов, в объеме (количестве), соответствующем превышению объема (количества) холодной воды на общедомовые нужды над объемом (количеством) холодной воды на общедомовые нужды, рассчитанным по нормативам потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению на общедомовые нужды (сверхнормативное потребление на ОДН), а абонент обязался оплатить поданную холодную воду в сроки и порядке, предусмотренные договором.
В соответствии с договором истец в период июль-сентябрь 2016 года, апрель 2017 года осуществлял поставку холодного водоснабжения в многоквартирные дома, производил начисление объемов по водоснабжению и водоотведению (в том числе на общедомовые нужды) собственникам помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении ответчика.
В связи с произведенным отпуском холодной питьевой воды и оказанных услуг водоотведения истцом в адрес ответчика были направлены акты о подаче питьевой воды и приеме сточных вод и выставлены счета-фактуры на общую сумму 536 801,41 руб.
Ссылаясь на наличие задолженности ответчика перед истцом за отпущенную питьевую воду и принятые сточные воды за период июль-сентябрь 2016 года, апрель 2017 года, истец направив ответчику претензию и не получив на нее ответа, обратился в арбитражный суд с иском о взыскании задолженности в размере 496 509,75 руб., в том числе: 487 562,75 руб. - задолженности за отпуск питьевой воды и отведенные сточные воды в целях содержания общего имущества многоквартирных домов за период июль-сентябрь 2016 года, апрель 2017 года, а также 8947 руб. - повышающего коэффициента к плате за ОДН за период апрель 2017 года.
Спор между сторонами сводится к несогласию ответчика производить оплату за сверхнормативное потребление коммунальной услуги на ОДН, повышающий коэффициент к плате за ОДН.
При разрешении спора суды руководствовались статьями 307, 309, 310, 539, 544, 548, 779, 781, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), 155, 157, 161 ЖК РФ, Правилами, обязательными при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), Правилами N 354, Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), и по результатам исследования и оценки представленных по делу доказательств, пришли к выводу о доказанности факта предоставления истцом коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, о наличии оснований для признания обязанности у ответчика, как исполнителя коммунальных услуг, оплатить задолженность за ресурс, предоставленный для обеспечения общедомовых нужд, в связи с чем удовлетворили иск.
Судебная коллегия находит выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствующими установленным по делу обстоятельствам, основанными на правильном применении норм материального права.
Доводам заявителя жалобы о том, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих наличие оснований для взыскания с ответчика объема водоснабжения на общедомовые нужды в спорный период в отсутствии договорных отношений с истцом, а также повышающего коэффициента к нормативу на водоснабжение, потребленное на общедомовые нужды, судами предыдущих инстанций дана надлежащая правовая оценка.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 2 статьи 544 ГК РФ).
Законодательством в сфере водоснабжения и водоотведения в части отношений между ресурсоснабжающими организациями и их абонентами, приобретающими воду и получающими услугу водоотведения для целей оказания коммунальных услуг, установлен приоритет жилищного законодательства.
Согласно частям 1, 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Из положений статьи 161 ЖК РФ следует, что предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в МКД является функцией управления многоквартирным домом, осуществляемого одним из способов, предусмотренных нормами указанной статьи.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками за оказание услуг, выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиям (части 2.2, 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
Согласно части 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям.
При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Таким образом, из приведенных норм следует, что коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, приобретаются и оплачиваются управляющей организацией.
Внесение собственниками помещений в многоквартирных домах платы за коммунальный ресурс непосредственно ресурсоснабжающей организацией не освобождает управляющую компанию, как исполнителя коммунальных услуг от возложенных на нее действующим законодательством обязанностей, в том числе по оплате коммунального ресурса, поставленного на общедомовые нужды.
Из материалов дела усматривается, что ответчик является управляющей организацией по отношению к многоквартирным жилым домам, для обеспечения которых истцом поставлялась холодная питьевая вода и оказывались услуги водоотведения, в том числе и на общедомовые нужды.
Доказательств обратного ответчиком не представлено.
Таким образом, ответчик в силу закона наделен правомочиями по управлению многоквартирными жилыми домами, и именно он обязан предоставлять коммунальные услуги жильцам и оплачивать поставленные энергоресурсы истцу, которые были потреблены для нужд жилых домов.
В соответствии с абзацем 7 пункта 2 Правил N 354, статьями 155, 161 ЖК РФ ответчик, выполняя функции управляющей организации и действуя в интересах жителей управляемых им многоквартирных жилых домов, во взаимоотношениях с истцом является исполнителем коммунальных услуг.
В силу своего статуса ответчик обязан приобретать энергоресурсы у истца для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирных жилых домах коммунальных услуг.
В целях создания правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергоснабжения и повышения энергетической эффективности 23.11.2009 принят Федеральный закон N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергоснабжении).
В соответствии со статьей 13 Закона об энергосбережении до 01.07.2012 должны быть оснащены общедомовыми приборами учета тепловой энергии многоквартирные дома, за исключением ветхих, аварийных объектов, объектов, подлежащих сносу или капитальному ремонту до 01.01.2013, а также объектов, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем 0,2 гигакалории в час.
В целях стимулирования потребителей к установке индивидуальных, общих (квартирных), а также коллективных (общедомовых) приборов учета потребления коммунальных ресурсов и, соответственно, определения объема и стоимости потребленных потребителями коммунальных услуг исходя из объемов соответствующих коммунальных ресурсов, определенных по показаниям данных приборов учета, постановлениями Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 и от 17.12.2014 N 1380 в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), введены повышающие коэффициенты (пункт 3 (1) приложения N 1), которые составляют: с 01.01.2016 по 31.12.2016 - 1,4; с 2017 года - 1,5.
Пунктом 40 Правил N 354 установлено, что собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах отдельно оплачивают коммунальные услуги, предоставляемые непосредственно в жилом (нежилом) помещении, и отдельно - коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в таком доме (далее - коммунальные услуги на общедомовые нужды).
Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
В силу Правил N 124 объем коммунальной услуги в домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета, должен определяться по показаниям индивидуальных приборов учета (при их установке в жилых помещениях) и нормативов соответствующей коммунальной услуги (при отсутствии индивидуальных приборов учета).
Из положений действующей редакции Правил N 306 и Правил N 354 следует, что в формулах расчета размера платы за коммунальную услугу для потребителей, не установивших соответствующий прибор учета при наличии технической возможности его установки или при отсутствии документального подтверждения наличия (отсутствия) такой технической возможности, должен применяться повышенный норматив.
Поскольку Законом об энергосбережении обязанность по оснащению приборами учета, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию возложена на собственников помещений в многоквартирных домах и жилых домов, а повышающие коэффициенты введены в целях стимулирования потребителей к установке, в том числе, общедомовых приборов учета, бремя доказывания того, что в жилых домах, обслуживаемых ООО УК "Коммунальник", отсутствует техническая возможность установки общедомовых приборов учета, лежит на ответчике.
Ответчиком в материалы дела не представлены акты об отсутствии технической возможности установки общедомовых приборов учета воды.
Таким образом, начисление платы по спорному договору в отношении многоквартирных домов, не оснащенных в спорном периоде общедомовыми приборами учета при наличии технической возможности их установки, правомерно произведено истцом с учетом повышенных нормативов.
Согласно изменениям, внесенным в действующее законодательство, лицом, обязанным производить оплату ресурсоснабжающей организации сверхнормативного потребления холодной воды на общедомовые нужды, становится управляющая организация, а не потребители.
Поскольку между истцом и ответчиком сложились фактические договорные отношения по поставке холодного водоснабжения в целях содержания общего имущества многоквартирных домов, объемы холодного водоснабжения в целях содержания общего имущества многоквартирных домов в соответствии с требованиями действующего законодательства подлежат оплате управляющей организацией в пользу ресурсоснабжающей организации.
Доводы заявителя жалобы о том, что истец не доказал обязанность ООО УК "Коммунальник" устанавливать коллективные приборы учета в многоквартирных домах обоснованно отклонены судами предыдущих инстанций.
Согласно статье 13 Закона об энергосбережении до 01.07.2012 собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 данной статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности частью 4 статьи 12 Закона об энергосбережении предусмотрено, что в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.
Таким образом, в силу требований федерального закона лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Указанным законоположениям соответствуют и положения подпунктов "и", "к" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, согласно которым содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий (подпункт "и"); обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) (подпункт "к").
Управляющая организация при управлении многоквартирным домом в силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Работы по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном жилом доме отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома и должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения решение общего собрания собственников помещений в доме.
Действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов в соответствии с Законом об энергосбережении вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий (пункт 8 статьи 13 Закона об энергосбережении).
Согласно части 9 статьи 13 Закона об энергосбережении с 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями данной статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Принимая во внимание изложенное, ответчик как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязан принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении, а также обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащую эксплуатацию.
С учетом изложенного судами предыдущих инстанций сделан правильный вывод о том, что в силу закона именно управляющая организация - ООО УК "Коммунальник" являлась исполнителем коммунальных услуг в спорном периоде и должна оплачивать оказанные услуги водоснабжения в местах общего пользования в части сверхнормативного потребления.
Поскольку доказательств оплаты задолженности за спорный период в полном объеме ответчиком в материалы дела не представлено, требования истца о взыскании задолженности правомерно удовлетворены.
Приведенные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Указанные доводы правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, основанных на нормах права и материалах дела, не опровергают. При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 02.07.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2018 по делу N А55-23434/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
И.В. Арукаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29 января 2019 г. N Ф06-42245/18 по делу N А55-23434/2017