г. Казань |
|
30 января 2019 г. |
Дело N А55-3981/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 января 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Егоровой М.В., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
ответчика - Михалевой Н.А., доверенность от 27.12.2018,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Мягкая кровля"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 26.06.2018 (судья Гордеева С.Д.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2018 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Бажан П.В., Корнилов А.Б.)
по делу N А55-3981/2018
по заявлению закрытого акционерного общества "Мягкая кровля", г. Самара, к Самарской таможне о признании незаконными решений и требований, третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Самарские таможенные услуги", г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Мягкая кровля" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными решений Самарской таможни о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларациях на товары от 20.12.2017, по декларациям на товары N 10412060/070217/0001693, 10412060/030417/0004815, 10412060/270917/0014533, требований таможенного органа об уплате таможенных платежей от 15.01.2018 N 10412000/Тр2018/0000015, 10412000/Тр2018/0000017, 10412000/Тр2018/0000019.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.06.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2018 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит отменить принятые судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Заявителем во исполнение контрактов, заключенных с обществами с ограниченной ответственностью "Профикс-Юг", "Бишкекская кровельная компания" и "СтройАрсенал", в период с 07.02.2017 по 27.09.2017 по декларациям на товары N 10412060/070217/0001693, 10412060/030417/0004815, 10412060/270917/0014533 с таможенной территории Российской Федерации в Республику Киргизия вывезен товара - битум нефтяной строительный, код ТН ВЭД ЕАЭС 271320000. В графе 36 деклараций на товары завялено об освобождении от уплаты вывозной таможенной пошлины.
Самарской таможней проведена проверка документов и сведений после выпуска товаров.
По результатам проверки таможней 20.12.2017 приняты решения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, а также направлены оспариваемые требования от 15.10.2018 об уплате таможенных платежей.
Основанием для принятия обжалуемых решений послужил вывод Самарской таможни о неправомерном применении льгот по уплате таможенных платежей и взимании с общества вывозных таможенных пошлин, поскольку в отношении товара не были предусмотрены индикативные балансы, которые доведены письмом Минэнерго РФ от 28.11.2017 N КМ-13351/06.
Считая решения и требования незаконными, заявитель обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды правомерно исходили из следующего.
Согласно пункту 3 статьи 3 Таможенного кодекса Таможенного Союза, действовавшей на момент возникновения спорных отношений, при таможенном регулировании применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.
В соответствии с пунктом 12 Приложения 23 к Договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) на период до вступления в силу международного договора о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза, предусмотренного пунктом 3 статьи 84 Договора, действуют двусторонние соглашения, заключенные между государствами-членами в области поставок нефти и нефтепродуктов, определения и порядка уплаты вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), если соответствующие государства-члены не договорятся об ином.
В настоящее время правоотношения, определяющие условия сотрудничества сторон в сфере поставок нефти и нефтепродуктов из Российской Федерации в Киргизскую Республику, регулируются Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики от 06.06.2016 (далее - Соглашение).
Согласно статье 5 Соглашения в отношении товаров, поставляемых из Российской Федерации в Киргизскую Республику для внутреннего потребления в объемах, предусмотренных индикативными балансами, Российская сторона не взимает вывозные таможенные пошлины. В отношении товаров, вывозимых из Российской Федерации в Киргизскую Республику в календарном году сверх объемов, предусмотренных индикативными балансами, вывозные таможенные пошлины подлежат уплате в бюджет Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, составляющими право Евразийского экономического союза.
Правительствами Российской Федерации и Киргизской Республикой 12.09.2017 подписан Протокол о внесении изменений в Соглашение (далее - Протокол), где определен порядок утверждения индикативных балансов на 2017 год.
Согласно Протоколу компетентные органы сторон в 2017 году согласовывают объемы и номенклатуру внутреннего потребления в Киргизской Республике нефти и нефтепродуктов на 2017 год и утверждают по ним индикативные балансы на 2017 год.
Координацию деятельности по Соглашению и контроль за его исполнением осуществляет от имени России Министерство энергетики Российской Федерации на основании статьи 2 Соглашения.
Письмом Минэнерго России от 28.11.2017 N КМ-13351/06 до таможенных органов доведены согласованные объемы беспошлинных поставок нефтяного сырья и нефтепродуктов из Российской Федерации в Киргизскую Республику на 2017 год.
Нефтепродукт, который был вывезен заявителем по спорным декларациям (битум нефтяной строительный ТН ВЭД ЕАЭС 2713200000) не значится в номенклатуре индикативных балансов для беспошлинного вывоза из Российской Федерации в Республику Киргизия.
Кроме того, согласно пункту 3 статьи 5 Соглашения товары группы 27 (в том числе битум нефтяной строительный ТН ВЭД ЕАЭС 2713200000) Единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза в целях учета подлежат таможенному декларированию в Российской Федерации, как если бы они вывозились за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза.
Таким образом, суды предыдущих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что поскольку спорный товар, как на момент его вывоза из Российской Федерации, так и в последующем, не был предусмотрен индикативными балансами на 2017 год, то основания для освобождения в 2017 году от уплаты вывозных таможенных пошлин битумов нефтяных строительных отсутствуют.
Довод заявителя о том, что изменения, внесенные Протоколом в статью 3 Соглашения, придают обратную силу положениям международного договора, обоснованно отклонен судами, поскольку норма Соглашения, предусматривающая возможность освобождения от уплаты вывозной таможенной пошлины, товаров определенной номенклатуры, вывозимых в объемах, предусмотренных индикативными балансами, не изменялась с момента заключения Соглашения.
Поэтому оснований утверждать об ухудшении положения участников внешнеэкономической деятельности после декларирования товара, не имеется.
Согласно письму Департамента международного сотрудничества Минэнерго России от 15.05.2018 N 12-1009 Соглашением не предусмотрены иные временные ограничения по применению утвержденных индикативных балансов к правоотношениям, возникшим до даты их утверждения, кроме как предусмотренные абзацем 1 статьи 3 Соглашения.
Поэтому доводы кассационной жалобы о невозможности применения индикативных балансов и невозможности взимания вывозной таможенной пошлины в отношении объемов и номенклатуры нефтепродуктов вне продекларированных до этого индикативных балансов необоснованны.
Письма и телетайпограммы Федеральной таможенной службы, на которые указывает податель жалобы, не могут рассматриваться в качестве правового основания для предоставления освобождения от уплаты вывозных таможенных пошлин, такие документы не являются международным соглашением либо нормативным правовым документом, поэтому не имеют соответствующей юридической силы.
Довод подателя жалобы о том, что таможенный орган подтвердил право заявителя на льготу по уплате вывозных таможенных пошлин, поскольку выпустил товары из Российской Федерации в Киргизскую Республику и, соответственно, не может ухудшать положение заявителя, подлежит отклонению. Как правильно указали суды, в соответствии с частью 2 статьи 164 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение трех лет с момента окончания нахождения товаров под таможенным контролем.
Кассационная инстанция, поддерживая выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций, исходит из положений норм материального права, указанных в судебных актах, и обстоятельств, установленных судами. Доводы кассационной жалобы были рассмотрены судами и им дана ненадлежащая оценка. Переоценка фактических обстоятельств дела, установленных судами в ходе рассмотрения дела, в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При названных условиях судебная коллегия оснований для отмены обжалуемых актов не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 26.06.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2018 по делу N А55-3981/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Ф. Хабибуллин |
Судьи |
М.В Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 3 статьи 3 Таможенного кодекса Таможенного Союза, действовавшей на момент возникновения спорных отношений, при таможенном регулировании применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.
...
Довод подателя жалобы о том, что таможенный орган подтвердил право заявителя на льготу по уплате вывозных таможенных пошлин, поскольку выпустил товары из Российской Федерации в Киргизскую Республику и, соответственно, не может ухудшать положение заявителя, подлежит отклонению. Как правильно указали суды, в соответствии с частью 2 статьи 164 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение трех лет с момента окончания нахождения товаров под таможенным контролем."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 30 января 2019 г. N Ф06-42170/18 по делу N А55-3981/2018