г. Казань |
|
29 января 2019 г. |
Дело N А57-3002/2018 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Сабирова М.М.,
судей Гильмановой Э.Г., Желаевой М.З.,
при участии представителя:
истца - Закировой-Ивановой Р.З. (доверенность от 25.12.2018),
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного казённого учреждения "Служба весового контроля Республики Башкортостан", г. Уфа,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 13.07.2018 (судья Сидорова Ю.И.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2018 (председательствующий судья Камерилова В.А., судьи Жаткина С.А., Цуцкова М.Г.)
по делу N А57-3002/20188
по исковому заявлению государственного казённого учреждения "Служба весового контроля Республики Башкортостан" к обществу с ограниченной ответственностью "Сар-Фрэш", г. Саратов, о взыскании ущерба,
УСТАНОВИЛ:
государственное казённое учреждение "Служба весового контроля Республики Башкортостан" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Сар-Фрэш" (далее - Общество) о взыскании 167 588 руб. ущерба, причинённого автомобильным дорогам общего пользования, в том числе: 60 423 руб. по акту N 7694 от 26.04.2016, 30 483 руб. по акту N 175 от 26.04.2016, 76 682 руб. по акту N 203 от 07.05.2016.
Исковое заявление мотивировано причинением Обществом ущерба автомобильным дорогам общего пользования в результате превышения допустимых осевых нагрузок на ось принадлежащих Обществу транспортных средств, превышение нагрузок на ось подтверждено актами, на участках дороги было введено временное ограничение нагрузок на ось.
Определением от 27.02.2018 исковое заявление Учреждения принято к рассмотрению судом в порядке упрощённого производства.
Общество в отзыве на исковое заявление просило отказать в удовлетворении требований, поскольку Учреждение не обладает полномочиями на взыскание ущерба, маршрут транспортного средства следовал по территориям двух субъектов федерации, плата подлежит взысканию уполномоченным органом Российской Федерации, а не её субъекта, Учреждением не доказана установка ограничительных знаков по маршруту следования транспортных средств, транспортные средства были переданы на правах аренды иному юридическому лицу.
Определением от 19.04.2018 суд перешёл к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 13.07.2018 в удовлетворении исковых требований отказано.
Решение суда первой инстанции мотивировано следующими обстоятельствами: движение транспортных средств осуществлялось по территории двух субъектов Российской Федерации, у Учреждения отсутствуют полномочия на взимание платы в счёт возмещения ущерба в данном случае.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2018 решение суда первой инстанции от 13.07.2018 оставлено без изменения.
В обоснование принятого по делу судебного акта апелляционный суд указал на правомерность выводов суда первой инстанции.
Не согласившись с выводами судебных инстанций, Учреждение обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит состоявшиеся судебные акты отменить и разрешить вопрос пор существу.
В обоснование поданной по делу кассационной жалобы Учреждение ссылается на незаконность принятых по делу судебных актов.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судебными инстанциями подменены понятия акта о превышении транспортным средством установленных ограничений на понятие специального разрешения, у Учреждения имеются полномочия на взыскание ущерба, ущерб причинён дороге регионального значения Республики Башкортостан.
Общество в отзыве на кассационную жалобу просило оставить судебные акты без изменения, поскольку судами правомерно установлено отсутствие у Учреждения полномочия на взимание штрафа.
В силу положений статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судебной коллегией в отсутствии представителей Общества, извещённого надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе. Указала на ошибочность выводов судов, поскольку штраф предъявлен в связи с проездом по республиканским, а не федеральным дорогам, причинение ущерба подтверждено материалами дела.
Проверив законность принятых по делу судебных актов, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы Учреждения, отзыва Общества на кассационную жалобу, заслушав представителя Учреждения, судебная коллегия суда округа не находит правовых оснований для удовлетворения поданной по делу кассационной жалобы.
Из представленных в материалы дела доказательств усматривается следующее.
26.04.2016 при осуществлении весового контроля на 67 км автодороги Уфа - Инзер - Белорецк сотрудниками Государственной Инспекции Безопасности Дорожного Движения (далее ГИБДД) совместно с сотрудниками Учреждения было произведено взвешивание транспортного средства: грузовой седельный тягач Scania G440LA4х2HNA СКАН, регистрационный номер А264АН164 с полуприцепом Schmitz Cargobull 908 4Ц, регистрационный номер АН766864, принадлежащего Обществу, под управлением водителя Коханова И.Н.
Факт принадлежности транспортных средств Обществу подтверждается свидетельствами о регистрации транспортного средства.
Взвешивание производилось на весовом оборудовании (ВА-Д - весы автомобильные для взвешивания в движении) фирмы НПФ "МЕТА", модификации (модель) ВА-40Д, заводской номер N 103. Данные весы признаны пригодными к применению и поверены 11.11.2015, что удостоверено оттиском поверительного клейма на весовое оборудование, а также подтверждается свидетельством о поверке N 7/3486 от 11.11.2015, что подтверждает достоверность результатов взвешивания.
В ходе проверки выявлено превышение допустимых осевых нагрузок транспортного средства, а так же отсутствие специального разрешения, на перевозку тяжеловесного груза.
По результатам взвешивания специалистами пункта весового контроля составлен акт N 7694 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось.
В связи с превышением допустимых осевых нагрузок транспортного средства, сумма ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и/или межмуниципального значения Республики Башкортостан, составила 60 423 руб. Указанная сумма в добровольном порядке в 10-дневный срок, как предусмотрено актом взвешивания, уплачена не была.
Учреждение направило Обществу претензионное письмо N 7600 от 31.08.2016 о необходимости уплаты суммы ущерба, оставленное без ответа.
26.04.2016 при осуществлении весового контроля на 22 км автодороги Стерлитамак - Красноусольский сотрудниками ГИБДД совместно с сотрудниками Учреждения произведено взвешивание транспортного средства: грузовой седельный тягач Scania G440LA4х2HNA СКАН, регистрационный номер А264АН164 с полуприцепом Schmitz Cargobull 908 4Ц, регистрационный номер АН766864, принадлежащих Обществу, под управлением водителя Коханова И.Н.
Факт принадлежности транспортных средств Обществу подтверждается свидетельствами о регистрации транспортного средства.
Взвешивание производилось на весовом оборудовании (ВА-П - весы автомобильные электронные портативные) фирмы ТЕНЗО М, модификации (модель) ВА-20П, заводской номер N 39551. Данные весы признаны пригодными к применению и поверены 23.11.2015, что удостоверено оттиском поверительного клейма на весовое оборудование, а также подтверждается свидетельством о поверке N 7/3679 от 23.11.2015, что подтверждает достоверность результатов взвешивания.
В ходе проверки выявлено превышение допустимых осевых нагрузок транспортного средства, а так же отсутствие специального разрешения, на перевозку тяжеловесного груза.
По результатам взвешивания специалистами пункта весового контроля составлен акт N 175 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось.
В связи с превышением допустимых осевых нагрузок транспортного средства, сумма ущерба, причинённого автомобильным дорогам общего пользования регионального и/или межмуниципального значения Республики Башкортостан, составила 30 483 руб. Указанная сумма в добровольном порядке в 10-дневный срок, как предусмотрено актом взвешивания, уплачена не была.
Учреждением в адрес Общества было направлено претензионное письмо N 8564 от 23.09.2016 о необходимости уплаты суммы ущерба, оставленное без ответа.
07.05.2016 при осуществлении весового контроля на 90 км автодороги Кропачево - Месягутово - Ачит сотрудниками ГИБДД совместно с сотрудниками Учреждения произведено взвешивание транспортного средства: грузовой седельный тягач Scania G440LA4х2HNA СКАН, регистрационный номер Н056КР164 с полуприцепом Schmitz Cargobull 9084Ш, регистрационный номер АТ039364, принадлежащих Обществу, под управлением водителя Семина В.Ф.
Факт принадлежности транспортных средств Обществу подтверждается свидетельствами о регистрации транспортного средства.
Взвешивание производилось на весовом оборудовании (ВА-П - весы автомобильные электронные портативные) фирмы ТЕНЗО М, модификации (модель) ВА-20П, заводской номер N 40655. Данные весы признаны пригодными к применению и поверены 24.03.2016, что удостоверено оттиском поверительного клейма на весовое оборудование, а также подтверждается свидетельством о поверке N 7/698 24.03.2016, что подтверждает достоверность результатов взвешивания.
В ходе проверки выявлено превышение допустимых осевых нагрузок транспортного средства, а так же отсутствие специального разрешения, на перевозку тяжеловесного груза.
По результатам взвешивания специалистами пункта весового контроля составлен акт N 203 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось.
В связи с превышением допустимых осевых нагрузок транспортного средства, сумма ущерба, причинённого автомобильным дорогам общего пользования регионального и/или межмуниципального значения Республики Башкортостан, составила 76 682 руб. Указанная сумма в добровольном порядке в 10-дневный срок, как предусмотрено актом взвешивания, уплачена не была.
Учреждением в адрес Общества было направлено претензионное письмо N 7150 от 17.08.2016 о необходимости уплаты суммы ущерба, оставленное без удовлетворения.
Неисполнение Обществом обязанности по возмещении причинённого автомобильным дорогам ущерба послужило основанием для обращения Учреждения в суд с требованиями по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Учреждения, судебные инстанции исходили из следующего.
В соответствии со статьёй 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причинённый личности или имуществу гражданина, а также вред, причинённый имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред.
Согласно положениям статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков.
В предмет доказывания при рассмотрении требований о возмещении убытков входят факт причинения вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинно-следственной связи противоправными действиями причинителя вреда и наступившими неблагоприятными последствиями, а также размер убытков.
Недоказанность хотя бы одного из указанных элементов исключает удовлетворение иска о возмещении убытков.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах).
Согласно требованиям пункта 1 статьи 31 Закона об автомобильных дорогах движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с пунктом 6 этой же статьи, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, т.е. Федеральным дорожным агентством.
В соответствии с частью 8 вышеуказанной статьи порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктами 1 и 2 части 9 статьи 31 Закона об автомобильных дорогах предусмотрено, что размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется Правительством Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения; высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения.
В соответствии с пунктами 2 и 3 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934, вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
Внесение платы в счёт возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств.
Осуществление расчёта, начисления и взимания платы в счёт возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.
Предельно допустимые габариты транспортных средств, предельно допустимые осевые нагрузки и предельно допустимые массы транспортных средств, осуществляющих перевозку тяжеловесных грузов, определены Правительством Российской Федерации в Правилах перевозок грузов автомобильным транспортом, что следует из Постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 272.
Порядок выдачи разрешения, порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе, порядок организации пунктов весового и габаритного контроля, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 31 Закона об автомобильных дорогах).
В соответствии с пунктами 5.3, 5.4 Положения о Федеральном дорожном агентстве, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 374, Федеральное дорожное агентство организует расчёт платы за перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, и осуществляет определение маршрутов движения по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортных средств с крупногабаритными и тяжеловесными грузами, в том числе осуществляющих международные перевозки в соответствии со специальными разрешениями.
Таким образом, Федеральное дорожное агентство наделено полномочиями по осуществлению расчёта, начисления и взимания платы в счёт возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.
Приказом Минтранса Российской Федерации от 27.04.2011 N 125 "Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств" утверждён Порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2.2.2 Порядка на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения весовой контроль осуществляется Госавтоинспекцией в отношении всех групп перевозчиков в рамках предоставленных полномочий по государственному контролю (надзору) за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
При этом согласно пункту 2.2.2.1.2 взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, обеспечивается владельцами автомобильных дорог.
Владельцем автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения на праве оперативного управления в соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 15.02.2013 N 166-р является Государственное казённое учреждение Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан.
В соответствии с соглашением о разделении полномочий в сфере организации контроля перевозок крупногабаритных, тяжеловесных и/или опасных грузов транспортными средствами по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан, заключённому между Государственным казенным учреждением Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан (далее - ГКУ УДХ РБ) и Учреждением, утверждённого Председателем Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству 27.11.2012, Учреждение приняло на себя обязанности по осуществлению полномочий ГКУ УДХ РБ как владельца автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения, закрепленных за ГКУ УДХ РБ на праве оперативного управления.
Согласно подпункту "а" пункта 1.1 указанного соглашения Учреждение принимает предусмотренные пунктом 2.2.1.1.2 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных, полномочия по обеспечению взвешивания транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения.
Судебными инстанциями на основании представленных в материалы дела доказательств установлено, что по результатам взвешивания транспортных средств с полуприцепами составлены акты N 7694 от 26.04.2016, N 175 от 26.04.2016 и N 203 от 07.05.2016 о превышении транспортными средствами установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось, согласно которым перевозка груза осуществлялась на автомобиле с превышением допустимых осевых нагрузок.
Взвешивание транспортных средств производилось на весовом оборудовании, признанном пригодным к применению и проверенным.
Указанные обстоятельства подтверждают достоверность результатов взвешивания.
Взвешивание транспортных средства проводилось в присутствии работников Общества.
Специальное разрешение на перевозку по дорогам тяжеловесных грузов, у Общества отсутствовало.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 31 Закона об автомобильных дорогах предусмотренное данной статьёй специальное разрешение в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации, выдается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в отношении движения по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных, крупногабаритных или опасных грузов.
Согласно пункту 2 части 6 статьи 31 Закона об автомобильных дорогах выдача специального разрешения, указанного в части 1 данной статьи, производится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в отношении движения по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации.
Согласно акту о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось N 7694 транспортное средство Общества следовало по маршруту Магнитогорск - Стерлитамак, взвешивание произведено на участке федеральной автомобильной дороги общего пользования Республики Башкортостан Уфа - Инзер - Белорецк.
Согласно акту о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось N 175 транспортное средство Общества следовало по маршруту Архангельское - Стерлитамак, взвешивание произведено на участке федеральной автомобильной дороги общего пользования Республики Башкортостан Стерлитамак - Красноусольский.
Согласно акту о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось акт N 203 транспортное средство Общества следовало по маршруту Ревда - Салават, взвешивание произведено на участке федеральной автомобильной дороги общего пользования Республики Башкортостан Кропачево - Месятугово - Ачит.
Составленными Учреждением актами подтверждается, что принадлежащие Обществу автомобили с полуприцепами следовали по маршрутам, проходящим по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации, в связи с чем разрешение в данном случае подлежит выдаче и плата взимается уполномоченным органом Российской Федерации - Федеральным дорожным агентством Министерства транспорта Российской Федерации, а не органом субъекта Российской Федерации, каковым является Учреждение.
В связи с тем, что Учреждение не является уполномоченным органом Российской Федерации, в данном случае, его действия по взиманию платы в счёт возмещения вреда, причинённого транспортным средством, маршрут движения которого проходил по территориям более двух субъектов Российской Федерации при отсутствии специального разрешения, противоречит положениям Закона об автомобильных дорогах, Постановлениям Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 N 928, от 16.11.2009 N 934.
Доводы Учреждения в кассационной жалобе о подмене судебными инстанциями понятий является ошибочным.
В силу требований действующего законодательства правом на взыскание платы в счёт возмещения ущерба автомобильным дорогам обладает лицо, на которое возложены полномочия по выдаче специального разрешения.
Фактически доводы заявителя кассационной жалобы повторяют ранее изложенные доводы, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права, основаны на ошибочном толковании требований законодательства и направлены на переоценку выводов судебных инстанций, что не отнесено процессуальным законодательством к полномочиям суда округа.
При изложенных выше обстоятельствах выводы судебных инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований соответствуют нормам права и материалам дела, судами дана надлежащая правовая оценка представленным в материалы дела доказательствам и доводам участвующих в деле лиц, в связи с чем судебной коллегией суда округа правовые основания для удовлетворения поданной по делу кассационной жалобы не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 13.07.2018 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2018 по делу N А57-3002/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
М.М. Сабиров |
Судьи |
Э.Г. Гильманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29 января 2019 г. N Ф06-42271/18 по делу N А57-3002/2018