г. Казань |
|
31 января 2019 г. |
Дело N А55-13276/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 января 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Галиуллина Э.Р.,
судей Смоленского И.Н., Нагимуллина И.Р.,
при участии представителей:
истца - Калупина А.В., доверенность от 21.09.2018,
ответчика - Кузнецова Д.И., доверенность от 19.04.2018,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Администрация гражданских аэропортов"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 10.08.2018 (судья Копункин В.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2018 (председательствующий судья Балакирева Е.М., судьи Терентьев Е.А.)
по делу N А55-13276/2017
по исковому заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Администрация гражданских аэропортов" к акционерному обществу "Международный аэропорт Курумоч" о взыскании 5 678 255 руб. 04 коп., третье лицо - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Администрация гражданских Аэропортов" (далее - ФГУП "Администрация гражданских Аэропортов", истец, заявитель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с иском (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к акционерному обществу "Международный аэропорт Курумоч" (далее - АО "Международный аэропорт Курумоч", ответчик) о взыскании 984 170 руб. 78 коп. неосновательного обогащения, 174 303 руб. 04 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 10.08.2018, оставленным без изменений постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2018, в удовлетворении исковых требований отказано.
Обжалуя принятые судебные акты в кассационном порядке, истец просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, мотивируя кассационную жалобу нарушением судебными инстанциями норм материального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" на праве хозяйственного ведения принадлежит ряд объектов движимого и недвижимого имущества, находящегося в аэропорту Курумоч, г. Самара, а именно: Здание трансформаторной подстанции-3 искусственной взлетно-посадочной полосы-1, кадастровый номер 63:01:0000000:0:3665; Пожарное депо СТАРТ, кадастровый номер 63:01:0000000:0:3666; Пожарное депо службы авиационной безопасности, кадастровый номер 63:01:0000000:0:3706; Ограждение территории аэропорта, кадастровый номер 63:01:0000000:0:3711; Кабельная канализация для сетей связи и электроснабжения, кадастровый номер 63:01:0000000:28428; Кабельная канализация для технического обслуживания ВС и электроосвещения МС, кадастровый номер 63:01:0353003:772; Светосигнальное оборудование ИВПП-1, инвентарный номер СМ001, дата ввода в эксплуатацию 22.12.2011; Модуль "Аппаратный контейнер", инвентарный номер СМ002, дата ввода в эксплуатацию 22.12.2011; Модуль "Дизель-генераторная установка", инвентарный номер СМООЗ, дата ввода в эксплуатацию 22.12.2011; Трансформаторная подстанция ОВИ-1 МКп 51°, инвентарный номер СМ004, дата ввода в эксплуатацию 22.12.2011; Мачты освещения (в количестве 6 штук), инвентарный номер СМ011, дата ввода в эксплуатацию 18.05.2016; Сети связи и электроснабжения, инвентарный номер СМ012, дата ввода в эксплуатацию 18.05.2016.
Имущество находится в собственности Российской Федерации, передано истцу на праве хозяйственного ведения и поставлено на бухгалтерский баланс истца.
Обращаясь в суд, истец указал, что между ним и АО "Международный аэропорт Курумоч" договорные отношения об использовании имущества отсутствуют. Таким образом, по мнению истца, АО "Международный аэропорт Курумоч" использует имущество в отсутствие правовых оснований, в связи с чем обратился с иском в суд.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 309, 310, 1102, 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебные инстанции правомерно пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку спорные объекты входят в имущественный комплекс аэропорта и предназначены для его обслуживания, комплекс объектов для использования под аэропорт передан по договорам аренды федерального имущества N 323/1-С от 20.01.1997, N 323-2-С от 20.01.1998.
Как следует из материалов дела, между Комитетом по управлению имуществом Самарской области (арендодатель) и открытым акционерным обществом "Международный аэропорт "Самара" (арендатор) заключен договор аренды федерального имущества от 20.01.1997 N 323/1-С для использования по целевому назначению, перечень которого установлен Приложением N 1 к договору, сроком на 50 лет.
Распоряжениями Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области N 272-р от 04.06.2008, N 649-р от 10.10.2008, N 895-р от 27.07.2009 за ответчиком на праве хозяйственного ведения закреплены объекты недвижимого имущества федеральной собственности, в том числе часть объектов, являющихся предметом договора аренды федерального имущества N 323/1-С от 20.01.1997.
Согласно дополнительному соглашению N 1 от 01.10.2009 к договору аренды федерального имущества N 323/1-С от 20.01.1997, стороны изложили приложение N 1 к договору в редакции приложения N 1 и приложения N 2 к данному соглашению, согласно которому в аренду истцу переданы, в том числе здание АТС, кабель связи ДПРМ-52 Водозабор, кабель связи АТС-гостиница, кабель связи АТС Аэровокзала, кабель связи АТС Автобаза, кабель связи КБШ Аэропорт, кабель связи АТС цех 1 АТБ, выделенная связь аэропорта Самара, здания трансформаторных подстанций для искусственной взлетно-посадочной полосы, док-склад для электрооборудования светосигнального обеспечения, взлетно-посадочные полосы N 1 и N 2 - нежилое сооружение с кадастровым номером 63:01:0352003:512.
Между Комитетом по управлению имуществом Самарской области (арендодатель) и открытым акционерным обществом "Международный аэропорт "Самара" (арендатор) также заключен договор аренды федерального имущества от 20.01.1998 N 323-2-С для использования исключительно по целевому назначению, перечень которого установлен Приложением N 1 к договору, сроком на 49 лет.
Согласно приложению N 1 к договору в аренду переданы, в том числе имущество службы электроснабжения: кабельные линии, кабельные сети, внешнее электроснабжение, трансформаторные подстанции.
Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (арендодатель) и открытым акционерным обществом "Международный аэропорт "Самара" (арендатор) 12.02.2010 заключен договор аренды земельного участка N 22-2010/59, согласно условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 63:01:0000000:2263, расположенный по адресу: Самарская обл., г. Самара, Красноглинский район, п. Береза, Аэропорт, общей площадью 5677885,70 кв.м., для использования под фактически занимаемый аэропорт, сроком с 02.02.2010 по 01.02.2059.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 17.01.2018 по делу N А55-22014/2017 признаны возникшим на основании договора N 323- 2-С аренды федерального имущества от 20.01.1998 у акционерного общества "Международный аэропорт "Курумоч" права долгосрочной аренды на следующие объекты недвижимого имущества, входящие в имущественный комплекс аэродрома САМАРА (Курумоч): а именно - Здание трансформаторной подстанции-3 искусственной взлетно-посадочной полосы-1. площадь: 42.3 м2, назначение: нежилое здание, количество этажей: 1, год ввода в эксплуатацию: 1959, адрес: Самарская область, г. Самара, р-н Красноглинский, пос. Береза, кадастровый номер: 63:01:0355001:658; - Ограждение территории аэропорта, протяженность 5 190 м, назначение: нежилое, год ввода в эксплуатацию: 1989, адрес: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, п. Береза, кадастровый номер: 63:01:0352003:509; - Пожарное депо Старт, площадь: 306.8 м2, назначение: нежилое здание, количество этажей: 1, год ввода в эксплуатацию: 1962, адрес: Самарская область, г. Самара, р-н Красноглинский, п. Береза, кадастровый номер: 63:01:0355001:659; - Пожарное депо службы авиационной безопасности, площадь: 877.4 м2, назначение: нежилое здание, количество этажей: 2, а также подземных 1, год ввода в эксплуатацию: 1966, адрес: Самарская область, г. Самара, р-н Красноглинский, пос. Береза, кадастровый номер: 63:01:0355001:664.
Признаны возникшим на основании договора N 323/1-С аренды федерального имущества от 20.01.1997 в редакции дополнительного соглашения N 1 к нему от 01.10.2009 у АО "МАК" права долгосрочной аренды на следующие объекты движимого имущества, входящие в имущественный комплекс аэродрома САМАРА (Курумоч): светосигнальное оборудование искусственной взлетно-посадочной полосы 1 (ИВПП- 1)аэродрома САМАРА (Курумоч); модуль "Аппаратный контейнер", обеспечивающий управление светосигнальным оборудованием ИВПП-1 аэродрома САМАРА (Курумоч); модуль "Дизель-генераторная установка" и трансформаторная подстанция ОВИ-1 МКп 51°, обеспечивающие энергоснабжение светосигнального оборудования ИВПП-1 аэродрома САМАРА (Курумоч).
В решении Арбитражного суда Самарской области от 17.01.2018 по делу N А55-22014/2017, суд отклонил доводы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области о том, что у акционерного общества "Международный аэропорт "Курумоч" не возникли права аренды на спорные объекты недвижимого имущества по договору N 323-2-С аренды федерального имущества от 20.01.1998, поскольку договор аренды не прошел государственную регистрацию, а также на невозможность идентификации объектов вследствие отсутствия указания на кадастровые номера.
В рамках дела N А55-22014/2017 судом установлено, что договор аренды от 20.01.1998 N 323-2-С подписан после вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", однако до начала осуществления на территории Самарской области государственной регистрации прав на недвижимое имущество, а значит не подлежал государственной регистрации. Спорный договор исполнялся сторонами договора более 19 лет, арендатором вносились арендные платежи. При этом между сторонами отсутствовали какие-либо споры относительно тождественности переданных в аренду объектов.
Суд в рамках дела N А55-22014/2017 также отклонил доводы ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" о том, что договор аренды федерального имущества от 20.01.1998 N 323-2-С является ничтожным в отношении спорных объектов, поскольку эти объекты переданы ему в хозяйственное ведение и он не является стороной договора аренды, поскольку согласно пункту 1 статьи 617 Гражданского кодекса переход права собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения) на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды.
Согласно части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В соответствии с пунктом 2 статьи 49 Воздушного кодекса Российской Федерации эксплуатацию аэродрома гражданской авиации, вертодрома гражданской авиации и их соответствие требованиям федеральных авиационных правил обеспечивает оператор, которым признается лицо, владеющее аэродромом гражданской авиации или вертодромом гражданской авиации на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании и эксплуатирующее такой аэродром или такой вертодром в целях обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов.
АО "Международный аэропорт Курумоч" является оператором аэропорта Курумоч г. Самара, о чем свидетельствует сертификат оператора аэродрома гражданской авиации ФАВТ.ОА-043 от 30.11.2016.
Аэродром САМАРА (Курумоч) соответствует сертификационным требованиям аэродромов 1 категории согласно классификации Международной организации гражданской авиации (ИКАО).
Как следует из договоров аренды федерального имущества N 323/1-С от 20.01.1997, N 323-2-С от 20.01.1998, договора аренды земельного участка N22-2010/59 от 12.02.2010, ответчику переданы в аренду земельный участок и комплекс объектов для использования под аэропорт.
Довод заявителя жалобы о том, что в договоре аренды федерального имущества от 20.01.1998 N 323-2-С и договоре аренды N 323/1-С от 20.01.1997 отсутствует перечень спорного имущества (кабельная канализация для сетей связи и электроснабжения, кабельная канализация для технического обслуживания ВС и электроосвещения МС, мачта освещения и сети связи и электроснабжения), которое не было передано по акту приема-передачи, что противоречит требованиям статьи 607 ГК РФ, подлежит отклонению, поскольку в силу норм пункта 1 и 3 статьи 40, 42 Воздушного кодекса Российской Федерации, пунктов 4, 5, 6 Федеральных авиационных правил "Объекты единой системы организации воздушного движения", утвержденных Приказом Минтранса России от 18.04.2005 N 31 "Об утверждении Федеральных авиационных правил", заключение договоров аренды N323/1-С от 20.01.1997, N 323-2-С от 20.01.1998 в отношении указанных в них объектах предполагает распространение их действия и на все объекты (а также и все имущество), обеспечивающие их функционирование в соответствии с назначением, без необходимости перечисления всех таких объектов в договоре.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы были предметом рассмотрения в судах, где им была дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки приведённых доводов у суда кассационной инстанции нет.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 10.08.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2018 по делу N А55-13276/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Р. Галиуллин |
Судьи |
И.Н. Смоленский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод заявителя жалобы о том, что в договоре аренды федерального имущества от 20.01.1998 N 323-2-С и договоре аренды N 323/1-С от 20.01.1997 отсутствует перечень спорного имущества (кабельная канализация для сетей связи и электроснабжения, кабельная канализация для технического обслуживания ВС и электроосвещения МС, мачта освещения и сети связи и электроснабжения), которое не было передано по акту приема-передачи, что противоречит требованиям статьи 607 ГК РФ, подлежит отклонению, поскольку в силу норм пункта 1 и 3 статьи 40, 42 Воздушного кодекса Российской Федерации, пунктов 4, 5, 6 Федеральных авиационных правил "Объекты единой системы организации воздушного движения", утвержденных Приказом Минтранса России от 18.04.2005 N 31 "Об утверждении Федеральных авиационных правил", заключение договоров аренды N323/1-С от 20.01.1997, N 323-2-С от 20.01.1998 в отношении указанных в них объектах предполагает распространение их действия и на все объекты (а также и все имущество), обеспечивающие их функционирование в соответствии с назначением, без необходимости перечисления всех таких объектов в договоре."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 31 января 2019 г. N Ф06-42203/18 по делу N А55-13276/2017