г. Казань |
|
29 января 2019 г. |
Дело N А55-9369/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 января 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Сибгатуллина Э.Т., Арукаевой И.В.,
при участии представителей:
истца - Колесовой О.В., доверенность от 22.06.2018 N 43д,
ответчика - Ефимова Н.М., доверенность от 03.03.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Тольяттинская энергосбытовая компания"
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2018 (председательствующий судья Кузнецов С.А., судьи Демина Е.Г., Туркин К.К.)
по делу N А55-9369/2018
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Тольяттинская энергосбытовая компания" (ОГРН 1086320011898, ИНН 6321211371) к обществу с ограниченной ответственностью "МАИ+3Н" (ОГРН 1056320004300, ИНН 6321145344) об урегулировании разногласий при заключении договора,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Тольяттинская энергосбытовая компания" (далее - ОАО "ТЭК", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "МАИ+3Н" (далее -ООО "МАИ+3Н", ответчик) об урегулировании разногласий при заключении договора энергоснабжения с исполнителями коммунальных услуг, оказывающими коммунальную услугу электроснабжения по общедомовым приборам учета, от 01.12.2017 N 3117 по пунктам 2.1.7, 2.3.19 и 6.10 договора.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 16.07.2018 разногласия, возникшие между истцом и ответчиком при заключении договора от 01.12.2017 N 3117, урегулированы путем исключения из договора пунктов 2.1.7, 2.3.19 и 6.10.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2018 решение суда первой инстанции от 16.07.2018 отменено в части исключения из договора от 01.12.2017 N 3117 пункта 2.1.7 и в указанной части принят новый судебный акт о включении в данный договор названного пункта в следующей редакции: "2.1.7. Поставщик обязуется в срок не позднее 5 числа месяца, следующего за расчетным, передавать покупателю показания индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и (или) иную информацию, используемую для определения объемов потребления коммунального ресурса". В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
ОАО "ТЭК" не согласилось с постановлением апелляционной инстанции от 02.10.2018 и обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит это постановление отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции от 16.07.2018, считая, что апелляционным судом неправильно применены нормы материального права. По мнению заявителя жалобы, пункт 2.1.7 в редакции, изложенной в постановлении суда апелляционной инстанции, не подлежит включению в договор, так как ответчик в своих требованиях заявлял другую редакцию. Постановление повлекло правовую неопределенность в отношениях сторон, а также наложило на истца обязанность, которую он не имеет возможности выполнить. Также истец полагает, что он не имеет возможности осуществлять какие-либо действия во внутридомовых сетях многоквартирного дома, в том числе снимать показания приборов учета. Пунктом 18 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), обязанность по предоставлению показаний индивидуальных приборов учета императивно закреплена за собственниками нежилых помещений, а не за ресурсоснабжающей организацией. Управление домом осуществляет ответчик, перед которым физические лица несут обязанность по передаче показаний индивидуальных приборов учета, тогда как истец не имеет договорных отношений с собственниками жилых помещений, в связи с чем на него не может быть возложена обязанность по сбору и передаче ответчику показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета. Доводы истца подробно изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Ответчик в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании доводы жалобы отклонили и просили оставить обжалуемый судебный акт без изменения, считая его законным и обоснованным.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании от 15.01.2019 был объявлен перерыв до 13 часов 30 минут 22.01.2019, информация о котором размещена на официальном сайте суда кассационной инстанции.
Законность постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2018 проверена Арбитражным судом Поволжского округа в пределах доводов кассационной жалобы в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, 21.11.2017 ОАО "ТЭК", как гарантирующий поставщик электрической энергии, направило ООО "МАИ+3Н", как покупателю, оферту договора энергоснабжения с исполнителями коммунальных услуг, оказывающими коммунальную услугу электроснабжения по общедомовым приборам учета, от 01.12.2017 N 3117, предметом которого является продажа электрической энергии (мощности) покупателю в целях оказания коммунальных услуг потребителям, использования электрической энергии (мощности) на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме) и для компенсации потерь во внутридомовых электрических сетях многоквартирных жилых домов, обслуживаемых покупателем.
В ходе согласования условий названного договора у сторон возникли разногласия, в том числе по пункту 2.1.7 договора, который в редакции истца отсутствует.
Ответчик просил включить указанный пункт в следующей редакции: "Передавать до 5 числа следующего месяца покупателю показания индивидуальных приборов учета и начисленные объемы потребителям нежилых помещений домов, если их потребление влияет на расчет потребления платы за общедомовые нужды многоквартирного дома".
В связи с тем, что сторонами не было достигнуто соглашение по условиям договора и исчерпаны все возможности для досудебного урегулирования спора, истец в порядке статей 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и пункта 11 Правил обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
При урегулировании разногласий по пункту 2.1.7 договора суд первой инстанции руководствовался статьей 210 ГК РФ, статьями 37, 39, 155, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктами 18, 40 Правил N 354, пунктом 18 Правил N 124, исходя из анализа которых признал необоснованным возложение на ресурсоснабжающую организацию обязанности по предоставлению исполнителю услуг показаний индивидуальных приборов учета и объемов, начисленных потребителям нежилых помещений, сделав вывод о том, что такая обязанность законом не предусмотрена. В этой связи суд первой инстанции посчитал, что пункт 2.1.7 не подлежит включению в спорный договор.
Изменяя в указанной части решение суда первой инстанции, апелляционный суд руководствовался, в том числе, нормами Правил N 124, указав, что в ситуации, когда между ресурсоснабжающей организацией и собственниками помещений складываются прямые договорные отношения и в этом случае управляющая компания, не являясь исполнителем коммунальных услуг в отношении указанных собственников, не получает от них информацию о количестве потребленного в их помещениях коммунального ресурса, это существенно затрудняет исполнение управляющей компанией обязанности по оплате коммунального ресурса, поставляемого ресурсоснабжающей организацией на общедомовые нужды.
Апелляционный суд полагает, что именно с целью исключения указанной ситуации в пункт 18 Правил N 124 был введен подпункт "е(1)", согласно которому в договоре ресурсоснабжения предусматриваются обязательства ресурсоснабжающей организации по передаче исполнителю показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и иной информации, используемой для определения объемов потребления ресурса, сроки и порядок передачи такой информации, а также обязанность ресурсоснабжающей организации уведомлять исполнителя о сроках проведения проверок достоверности сведений о показаниях индивидуальных приборов учета и право исполнителя участвовать в таких проверках.
С учетом изложенного апелляционная инстанция признала обоснованным включение в договор спорного пункта 2.1.7, однако в связи с тем, что редакция данного пункта, предложенная ответчиком, отличалась от редакции подпункта "е(1)" пункта 18 Правил N 124, суд апелляционной инстанции, руководствуясь пунктом 1 статьи 422 ГК РФ, изложил ее в редакции указанных Правил, а именно: "Поставщик обязуется в срок не позднее 5 числа месяца, следующего за расчетным, передавать покупателю показания индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и (или) иную информацию, используемую для определении объемов потребления коммунального ресурса". При этом срок, не позднее которого должна быть представлена указанная информация, определен судом исходя из расчетного периода, составляющего 1 месяц, и с учетом отсутствия разногласий сторон по данному вопросу.
Суд кассационной инстанции, считая обоснованным и соответствующим нормам Правил N 124 включение в спорный договор пункта 2.1.7, предусматривающего обязанность ресурсоснабжающей организации (поставщика коммунального ресурса), осуществляющей в ряде случаев прямые расчеты с собственниками помещений многоквартирного дома, передавать управляющей компании (покупателю) показания приборов учета и иную информацию, необходимую для исчисления объемов потребления коммунального ресурса, обязанность по оплате которого возложена на управляющую компанию, вместе с тем не может согласиться с окончательной редакцией данного пункта договора, сформулированной апелляционным судом.
В силу подпункта "е(1)" пункта 18 Правил N 124 в договоре ресурсоснабжения предусматриваются обязательства ресурсоснабжающей организации по передаче исполнителю показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и (или) иной информации, используемой для определения объемов потребления коммунального ресурса, сроки и порядок передачи указанной информации, а также обязанность ресурсоснабжающей организации уведомлять исполнителя о сроках проведения ресурсоснабжающей организацией проверки достоверности представляемых потребителем сведений о показаниях указанных приборов учета и (или) проверки их состояния и право представителей исполнителя участвовать в таких проверках в случаях, предусмотренных пунктом 21(1) настоящих Правил.
Пункт 21(1) Правил N 124 предусматривает порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, при наличии предусмотренного частью 18 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" решения о сохранении порядка предоставлении коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, наличии договора ресурсоснабжения, предусмотренного частью 17 статьи 12 указанного Федерального закона (при непосредственной форме управления), а также в случае реализации права, предусмотренного пунктом 30 настоящих Правил (права на односторонний отказ от договора ресурсоснабжения).
Из материалов дела не следует и стороны в судебном заседании подтвердили, что сложившиеся между ними правоотношения не подходят под случаи, перечисленные в пункте 21(1) Правил N 124.
В рассматриваемом случае у ресурсоснабжающей организации имеются прямые договоры лишь с собственниками нежилых помещений, в отношении жилых помещений исполнителем коммунальных услуг остается управляющая компания, в связи с чем приведение редакции пункта 2.1.7 в соответствие с подпунктом "е(1)" пункта 18 Правил N 124 является правомерным лишь в части обязания ресурсоснабжающей организации передавать управляющей компании показания индивидуальных приборов учета и сведений о начисленных объемах ресурсоснабжения только в отношении собственников нежилых помещений, осуществляющих прямые расчеты с ресурсоснабжающей организацией.
Поскольку утвержденная апелляционным судом редакция пункта 2.1.7 договора не исключает обязанность ресурсоснабжающей организации (поставщика) по предоставлению управляющей компании (покупателю) показаний приборов учета, установленных в жилых помещениях, собственники которых не осуществляют прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями, что не соответствует вышеприведенным правовым нормам, редакция указанного пункта договора подлежит корректировке, исключающей возложение на ресурсоснабжающую организацию вышеуказанной обязанности в отношении жилых помещений.
С учетом изложенного суд округа считает возможным принять редакцию пункта 2.1.7 договора, предложенную ответчиком в уточнении к возражениям на исковое заявление об урегулировании разногласий при заключении договора энергоснабжения, как соответствующую взаимосвязанному толкованию и применению подпункта "е(1)" пункта 18 Правил N 124, положений раздела VII Правил N 354, статьи 546 ГК РФ, исходя из фактических обстоятельств настоящего дела.
Доводы заявителя кассационной жалобы об отсутствии у ресурсоснабжающей организации обязанности по предоставлению сведений, указанных в спорной редакции пункта 2.1.7 договора, следует признать основанными на неправильном применении норм материального права. Изложенные в кассационной жалобе требования об отмене постановления суда апелляционной инстанции и оставлении в силе решения суда первой инстанции удовлетворению не подлежат.
В части остальных разногласий по договору, урегулированных судами первой и апелляционной инстанций, судебные акты в суд кассационной инстанции не обжалованы.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2018 по делу N А55-9369/2018 изменить.
Изложить пункт 2.1.7 договора энергоснабжения с исполнителями коммунальных услуг, оказывающими коммунальную услугу электроснабжения по общедомовым приборам учета, от 01.12.2017 N 3117 в следующей редакции:
"Передавать до 5 числа следующего месяца покупателю показания индивидуальных приборов учета и начисленные объемы потребителям нежилых помещений домов, если их потребление влияет на расчет потребления платы за общедомовые нужды многоквартирного дома".
В остальной части постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2018 по делу N А55-9369/2018 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Э.Т. Сибгатуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пункт 21(1) Правил N 124 предусматривает порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, при наличии предусмотренного частью 18 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" решения о сохранении порядка предоставлении коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, наличии договора ресурсоснабжения, предусмотренного частью 17 статьи 12 указанного Федерального закона (при непосредственной форме управления), а также в случае реализации права, предусмотренного пунктом 30 настоящих Правил (права на односторонний отказ от договора ресурсоснабжения).
...
Поскольку утвержденная апелляционным судом редакция пункта 2.1.7 договора не исключает обязанность ресурсоснабжающей организации (поставщика) по предоставлению управляющей компании (покупателю) показаний приборов учета, установленных в жилых помещениях, собственники которых не осуществляют прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями, что не соответствует вышеприведенным правовым нормам, редакция указанного пункта договора подлежит корректировке, исключающей возложение на ресурсоснабжающую организацию вышеуказанной обязанности в отношении жилых помещений.
С учетом изложенного суд округа считает возможным принять редакцию пункта 2.1.7 договора, предложенную ответчиком в уточнении к возражениям на исковое заявление об урегулировании разногласий при заключении договора энергоснабжения, как соответствующую взаимосвязанному толкованию и применению подпункта "е(1)" пункта 18 Правил N 124, положений раздела VII Правил N 354, статьи 546 ГК РФ, исходя из фактических обстоятельств настоящего дела."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29 января 2019 г. N Ф06-41107/18 по делу N А55-9369/2018
Хронология рассмотрения дела:
29.01.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-41107/18
02.10.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-13543/18
16.07.2018 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-9369/18
06.07.2018 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-9369/18