г. Казань |
|
31 января 2019 г. |
Дело N А55-2244/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 января 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Петрушкина В.А., Хайруллиной Ф.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле - извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 21.06.2018 (сужбя Лихачев А.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2018 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Корнилов А.Б., Засыпкина Т.С.)
по делу N А55-2244/2018
по заявлению индивидуального предпринимателя Пряникова Анатолия Олеговича, Самарская область, г. Сызрань, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, третьи лица: Богданов Владимир Евгеньевич, г. Самара, общество с ограниченной ответственностью "Карат", Самарская область, г. Сызрань, о признании незаконным решения и обязании,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Пряников Анатолий Олегович (далее - ИП Пряников А.О., кадастровый инженер) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области, регистрирующий орган, ответчик) от 22.01.2018 N 63/008/350/2017-5414,5415 (63-0-1-176/3350/2017-1607) об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета; об обязании Управления Росреестра по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ИП Пряникова А.О. путем проведения государственного кадастрового учета по заявлению от 12.10.2017 N 63/008/350/2017-5414,5415 (63-0-1-176/3350/2017-1607) с приложенными документами.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее-АПК РФ), привлечены Богданов Владимир Евгеньевич (далее - Богданов В.Е.), общества с ограниченной ответственностью "Карат" (далее - ООО "Карат").
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21.06.2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда 21.09.2018, заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным решение Управления Росреестра по Самарской области об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета от 22.01.2018 N 63/008/350/2017-5414,5415 (63-0-1-176/3350/2017-1607), а также обязал Управление Росреестра по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ИП Пряникова А.О. путем проведения государственного кадастрового учета по заявлению о государственном кадастровом учете от 12.10.2017 N 63/008/350/2017-5414,5415 (63-0-1-176/3350/2017-1607) с приложенными документами.
Управление Росреестра по Самарской области обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, мотивируя неправильным применением судами норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Богданову В.Е. и ООО "Карат" на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 63:33:0215013:33, общей площадью 8700 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, Сызранский район, п/ст Варламово, ул.Магистральная, д.16А, из них: 1/4 доля в праве на указанный участок принадлежит Богданову В.Е. (запись N 63-63-08/057/2012-325 от 27.02.2013); 3/4 доли в праве на указанный участок принадлежит ООО "Карат" (запись N 63-63-08/701/2013-437 от 27.02.2013).
Между Богдановым В.Е. и ООО "Карат" заключено соглашение об образовании в результате раздела земельного участка от 02.10.2017, по условиям которого ( пункты 1.2, 1.3) в результате проведения государственного кадастрового учета раздела указанного земельного участка подлежат образованию следующие земельные участки: земельный участок общей площадью 2608 кв. м в дальнейшем именуемый ":ЗУ1" (поступает в собственность Богданова В.Е.); земельный участок общей площадью 6092 кв. м в дальнейшем именуемый ":ЗУ2" (поступает в собственность ООО "Карат").
Кадастровым инженером Пряниковым А.О. подготовлен межевой план от 21.08.2017, в котором в результате выполнения кадастровых работ отражены сведения об образуемых земельных участках путем раздела земельного участка с кадастровым номером 63:33:0215013:33, расположенного по адресу: Самарская область, Сызранский район, п/ст Варламово, ул. Магистральная, д. 16А.
12.10.2017 ООО "Карат" обратилось в Управление Росреестра по Саратовской области с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права в отношении земельного участка, образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером: 63:33:0215013:33, расположенного по адресу: Самарская область, Сызранский район, п/ст Варламово, ул. Магистральная, д. 16А.
К заявлению в качестве правоустанавливающих документов были приложены: межевой план от 21.08.2017, соглашение об образовании в результате раздела земельных участков от 02.10.2017, решение от 04.08.2017, доверенность от 05.06.2017.
Уведомлением от 19.10.2017 N 63/008/350/2017-5414,5415 (63-0-1176/3350/2017-1607) Управление Росреестра по Саратовской области приостановило до 19.01.2018 государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на указанный объект в связи с тем обстоятельством, что содержание межевого плана не соответствует требованиям действующего законодательства, а именно: при сопоставлении координат объекта контроля - земельного участка с кадастровым номером 63:33:0215013:33 в системе координат кадастрового квартала 63:08:0112001 выявлено расхождение с образуемыми земельными участками ЗУ1, ЗУ2 в 0,1 м, таким образом, границы образуемых земельных участков не совпадают с границами исходного земельного участка.
Уведомлением от 22.01.2018 N 63/008/350/2017-5414,5415 (63-0-1176/3350/2017-1607) Управление Росреестра по Саратовской области отказало ООО "Карат" о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права в отношении земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, Сызранский район, п/ст Варламово, ул. Магистральная, д. 16А, в связи с неустранением заявителем в течение срока приостановления причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав объекта недвижимости.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения кадастрового инженера Пряникова А.О. в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В части 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
С 1 января 2017 года государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Согласно части 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В статье 27 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Закона.
Согласно части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1 статьи 22 Закона N 218-ФЗ).
Частью 2 статьи 22 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что в межевом плане указываются:
1) сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков;
2) сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей земельного участка;
3) новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков.
В случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования (часть 3 статьи 22 Закона N 218-ФЗ).
Согласно частям 8 - 11 статьи 22 Закона N 218-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 08.12.2015 N 921 утверждены требования к подготовке межевого плана.
Как следует из материалов дела, в межевом плане в разделе "Заключение кадастрового инженера" отмечено, что: "В соответствии с массивом нормативных актов (Решение Самарской ГД от 29.12.1998 N 163 "О включении в городскую черту Сызрани части земель Сызранского района Самарской области", Законом Самарской области от 28.02.2005 N 66-ГД "Об установлении границ городского округа Сызрань Самарской области") участок земной поверхности, занимаемый разделяемым земельным участком с кадастровым номером 63:33:0215013:33, вошел в состав земель городского округа Сызрань.
Соответственно, в настоящее время земельный участок с кадастровым номером 63:33:0215013:33 в соответствии с существующим кадастровым делением расположен на территории кадастрового квартала 63:08:0112001.
Судами установлено, что кадастровым инженером произведен пересчет координат характерных точек данного земельного участка методом спутниковых геодезических измерений (определений), используя соответствующие методы (вынос точек в натуру в одной системе координат, съемка вынесенных в другой системе координат, съемка опорных точек в двух системах координат), при пересчете выявлен поворот (разворот) примерно 0,45°, в результате раздела образованы соответствующие земельные участки в системе координат, применяемой для кадастровых кварталов земель городского округа Сызрань. При этом расхождение составляет не более 0,1 м.
В соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) от 01.03.2016 N 90 "Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения" средняя квадратическая погрешность местоположения характерных точек в отношении земельных участков, отнесенных к землям населенных пунктов, не должна составлять более 0,1 м., то есть 10 см.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Самарской области приводит доводы о законности оспариваемого решения об отказе в государственного кадастрового учета в связи с несоответствием межевого плана от 21.08.2017 положениям действующего законодательства, при этом ссылается на особенности осуществления государственного кадастрового учета при уточнении границ земельных участков, установленные статьи 43 Закона N 218-ФЗ).
Однако из буквального содержания статьи 43 Закона N 218-ФЗ следует, что она определяет особенности государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, являющейся общей (смежной) частью границ других земельных участков. В данном случае объектом кадастровых работ являлся земельный участок с кадастровым номером 63:33:0215013:33, из которого образуются в результате раздела земельные участки ЗУ1, ЗУ2.
Доводы жалобы ранее приводились им в апелляционной жалобе, были предметом оценки суда апелляционной инстанции, правомерно им отклонены. Суд указал, что данные доводы не свидетельствуют о незаконности обжалуемого решения суда и отклоняются, поскольку межевой план, представленный в материалы дела, не содержит указаний на внесение изменений в сведения о смежных земельных участках, расхождение составляет не более 0,1 м в сторону уменьшения площади исходного земельного участка, уточнение же границ земельного участка, поставленного на кадастровый учет, произошло в связи с вхождением спорного земельного участка в границы городского округа и изменением требований к точности определения координат характерных точек границ, обратное представленными доказательствами не опровергнуто.
Несоответствие заключения кадастрового инженера требованиям статьи 22 Закона N 218-ФЗ и Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 08.12.2015 N 921, регистирующим органом не доказано.
Ссылка в судебных актах на Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ не привела к неправильному разрешению спора по существу.
Фактические обстоятельства установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств. Оснований полагать, что выводы суда первой инстанции и апелляционного суда о применении нормы права применительно к установленным ими по данному делу фактическим обстоятельствам ошибочны, не усматривается.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации регистрирующий орган освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов судом округа не рассматривался.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 21.06.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2018 по делу N А55-2244/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.Ф. Фатхутдинова |
Судьи |
В.А. Петрушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В кассационной жалобе Управление Росреестра по Самарской области приводит доводы о законности оспариваемого решения об отказе в государственного кадастрового учета в связи с несоответствием межевого плана от 21.08.2017 положениям действующего законодательства, при этом ссылается на особенности осуществления государственного кадастрового учета при уточнении границ земельных участков, установленные статьи 43 Закона N 218-ФЗ).
Однако из буквального содержания статьи 43 Закона N 218-ФЗ следует, что она определяет особенности государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, являющейся общей (смежной) частью границ других земельных участков. В данном случае объектом кадастровых работ являлся земельный участок с кадастровым номером 63:33:0215013:33, из которого образуются в результате раздела земельные участки ЗУ1, ЗУ2.
...
Несоответствие заключения кадастрового инженера требованиям статьи 22 Закона N 218-ФЗ и Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 08.12.2015 N 921, регистирующим органом не доказано.
Ссылка в судебных актах на Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ не привела к неправильному разрешению спора по существу."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 31 января 2019 г. N Ф06-42279/18 по делу N А55-2244/2018