г. Казань |
|
01 февраля 2019 г. |
Дело N А12-10760/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 февраля 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Петрушкина В.А., Фатхутдиновой А.Ф.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Федоренко Анатолия Владимировича
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24.07.2018 (судья Бритвин Д.М.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2018 (председательствующий судья Землянникова В.В., судьи Комнатная Ю.А., Кузьмичев С.А.)
по делу N А12-10760/2018
по заявлению индивидуального предпринимателя Федоренко Анатолия Владимировича (ОГРНИП 304344315900260, ИНН 344500216633) к администрации Дзержинского района г. Волгограда (ОГРН 1023402975012, ИНН 3443900373) о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Федоренко Анатолий Владимирович (далее - ИП Федоренко А.В., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным решения администрации Дзержинского района г. Волгограда (далее - администрация), выраженного в письме от 22.12.2017 N 01-21-Ж/3784-17 об отказе в предоставлении компенсационного места по адресу: г. Волгоград, ул. Новодвинская, 22 к и признании незаконным бездействия администрации, выразившиеся в невыполнении требований пункта 2.8 Приказа Комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 04.02.2016 N 14-ОД "Об утверждении порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 24.07.2018, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2018, в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с судебными актами, ИП Федоренко А.В. обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельства дела.
Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru в порядке, предусмотренном статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между ИП Федоренко А.В. и администрацией заключен договор аренды земельного участка N 7689 от 29.08.2007 (далее - договор аренды N 7689 от 29.08.2007) площадью 146 кв.м., расположенного по адресу: г. Волгоград, Дзержинский район, ул. Новодвинская, 22 к для эксплуатации павильона - кафе (мобильного временного сооружения некапитального характера) на основании постановления администрации от 30.07.2007 N 1755.
Дополнительным соглашением N 1 от 08.02.2013 к договору аренды N 7689 от 29.08.2007 срок действия договора продлен до 12.12.2015.
В соответствии с пунктом 7.2 указанного договора, если арендатор продолжает пользоваться участком после истечения срока действия договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается продленным на тех же условиях. В этом случае стороны вправе в любое время отказаться от договора, предупредив другую сторону за 10 дней.
Таким образом, с 13.12.2015 срок действия указанного договора продлён на неопределенный срок.
Департамент муниципального имущества администрации Волгограда (далее - Департамент) направил в адрес предпринимателя уведомление от 31.03.2017 N 213-п об отказе от договора аренды N 7689 от 29.08.2007 на основании пункта 2 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Уведомление получено предпринимателем 24.04.2017.
ИП Федоренко А.В., полагая, что односторонний отказ Департамента от договора аренды N 7689 от 29.08.2007 не соответствует условиям договора и действующему законодательству, нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с заявлением.
Арбитражный суд Волгоградской области восстановил ИП Федоренко А.В. срок для подачи заявления в арбитражный суд и решением от 25.10.2017 по делу N А12-27468/2017 заявленные требования удовлетворил. Суд признал незаконными действия Департамента по расторжению договора аренды N 7689 от 29.08.2007, как не соответствующие положениям статей 1, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 271 ГК РФ.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2018, оставленным без изменения постановлением арбитражного суда Поволжского округа от 29.05.2018, решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25.10.2017 по делу N А12-27468/2017 отменено, в удовлетворении требований ИП Федоренко А.В. отказано.
Предприниматель Федоренко А.В. обратился в администрацию с заявлением о включении места по адресу: г. Волгоград, ул. Новодвинская, 22 к в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017-2021 годы.
Решением межведомственной комиссии по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда N 11-2017 от 06.10.2017-11.10.2017 отказано во включении в действующую схему места, предложенного предпринимателем Федоренко А.В.
Предприниматель оспорил данный отказ в Арбитражный суд Волгоградской области.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 02.04.2018 по делу N А12-419/2018 в удовлетворении заявления отказано.
ИП Федоренко А.В. обжаловал решение Арбитражного суда Волгоградской области от 02.04.2018 в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд, однако в последующем отказался от исковых требований, в связи с чем постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2018 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 02.04.2018 отменено, производство по делу прекращено в связи с отказом истца от иска.
14 декабря 2017 года ИП Федоренко А.В. обратился в администрацию с заявлением о предоставлении компенсационного места по адресу: г. Волгоград, ул. Новодвинская, 22 к.
Письмом от 22.12.2017 N 01-21-Ж/3784-17 администрация отказала в предоставлении компенсационного места для размещения нестационарного торгового объекта по адресу: г. Волгоград, ул. Новодвинская, 22 к, ссылаясь на то, что по указанному адресу расположен объект недвижимости, собственником которого, в том числе является и сам заявитель.
Полагая, что отказ администрации является незаконным, ИП Федоренко А.В. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц. Такое заявление может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 2 статьи 201 АПК РФ, пункт 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
По смыслу статей 65, 198, 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Таким образом, заявитель должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ) размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ).
Приказом комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 04.02.2016 N 14-ОД утвержден Порядок разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области (далее - Порядок от 04.02.2016 N 14-ОД), который устанавливает процедуру разработки, утверждения и изменения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных объектов, осуществляющих торговую деятельность на территории муниципальных образований Волгоградской области, и направлен на формирование единых правил размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области.
Согласно пункту 2.2. Порядка от 04.02.2016 N 14-ОД схема разрабатывается с учетом требований земельного законодательства, нормативных правовых актов в сфере градостроительной деятельности, сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия; санитарно-эпидемиологического благополучия населения, пожарной безопасности, безопасности дорожного движения, охраны окружающей среды, благоустройства, розничной торговли, в том числе регулирования оборота табачных изделий, алкогольной продукции (включая пиво и напитки, изготавливаемые на его основе) и иными нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные требования к размещению нестационарных торговых объектов и правил осуществления торговой деятельности.
Пунктом 2.4. Порядка от 04.02.2016 N 14-ОД предусмотрено, что разработка схемы осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления или его структурным подразделением с учетом предложений органов государственной власти, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и граждан.
Схема размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ оказания услуг на территории Волгограда на 2017 - 2021 годы утверждена постановлением администрации Волгограда от 01.02.2017 N 132 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017-2021 годы" и является нормативным правовым актом.
Перечень компенсационных мест с элементами благоустройства утверждается постановлением администрации Волгограда в соответствии с утвержденными проектами комплексного благоустройства.
Для организации работы по разработке схемы или внесению в нее изменений уполномоченный орган местного самоуправления создает межведомственную комиссию, состав и порядок деятельности которой устанавливается нормативным правовым актом органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
Пунктом 2.7 Порядка от 04.02.2016 N 14-ОД предусмотрено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, хозяйствующие субъекты и граждане, заинтересованные в разработке схемы могут направлять в уполномоченный орган свои предложения относительно мест размещения нестационарных торговых объектов.
Уполномоченный орган в течение 30 календарных дней со дня истечения срока, указанного в пункте 2.7 Порядка от 04.02.2016 N 14-ОД, с учетом предложений заинтересованных лиц, разрабатывает проект схемы и осуществляет его согласование с органами местного самоуправления (их структурными подразделениями), уполномоченными: в области градостроительной деятельности; в области земельных отношений; в области организации благоустройства; в области обеспечения благоприятной окружающей среды; в области предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения; в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения; в области организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; в области торговли (пункт 2.8).
Уполномоченный орган в течение 5-ти рабочих дней со дня истечения срока для согласования проекта схемы направляет его в комиссию с приложением предложений, указанных в пункте 2.7 Порядка от 04.02.2016 N 14-ОД, и документов о согласовании или отказе в согласовании проекта схемы, поступивших из согласующих органов (их структурных подразделений) (пункт 2.11 Порядка от 04.02.2016 N 14-ОД).
По результатам рассмотрения документов, указанных в пункте 2.7 Порядка от 04.02.2016 N 14-ОД, комиссия принимает решение о включении мест размещения нестационарных торговых объектов в схему или отказе во включении (пункт 2.13 Порядка от 04.02.2016 N 14-ОД).
По смыслу статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ целью утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов является не ограничение прав организаций и предпринимателей на использование земель для целей, не связанных со строительством, а необходимость обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимального обеспечения населения площадью торговых объектов.
При этом частью 6 статьи 10 вышеуказанного закона не предусмотрена обязанность администрации включать все торговые объекты в Схему размещения нестационарных торговых объектов.
Заявителем в материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующих о включении спорного места в Схему размещения нестационарных торговых объектов.
В рамках рассмотрения дела N А12-419/2018, установлено, что протоколом заседания межведомственной комиссии по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда N 11-2017 от 06.10.2017 - 11.10.2017 спорное место размещения нестационарных торговых объектов не включено в Схему размещения нестационарных торговых объектов по причине несоответствия требованиям действующего законодательства. Более того, место размещения нестационарного торгового объекта по адресу: г. Волгоград, Дзержинский район, ул. Новодвинская, 22 к расположено на улице, подлежащей комплексному благоустройству.
Таким образом, невключение в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017-2021 годы спорного места размещения нестационарного торгового объекта не является произвольным, и обосновано несоответствием указанного места размещения нестационарного торгового объекта требованиям действующего законодательства.
Подпунктом 1.5. пункта 1 Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда и типовой формы договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории Волгограда, утвержденного Решением Волгоградской городской Думы от 23.12.2016 N 52/1513 (далее - Порядок от 23.12.2016 N 52/1513) предусмотрено, что действие Порядка распространяется на размещение нестационарных торговых объектов: в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в муниципальной собственности Волгограда; на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности Волгограда; на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно пункту 1.6 Порядка от 23.12.2016 N 52/1513 места для размещения нестационарных торговых объектов предоставляются без права возведения капитальных строений.
Таким образом, требования, предусмотренные Порядком от 23.12.2016 N 52/1513, не распространяются на отношения, связанные с размещением нестационарных торговых объектов при размещении нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности.
В соответствии с подпунктом 2.13. пункта 2 Порядка от 23.12.2016 N 52/1513 компенсационное место предоставляется хозяйствующему субъекту в случаях прекращения договора на размещение или договора аренды земельного участка в связи с исключением места размещения нестационарного торгового объекта, в отношении которого с хозяйствующим субъектом заключен соответствующий договор, из Схемы по следующим основаниям: принято решение об изъятии земельного участка, на котором предусмотрено место размещения нестационарного торгового объекта, для государственных или муниципальных нужд, о комплексном благоустройстве земельного участка (для киосков, павильонов, торговых галерей); место размещения нестационарного торгового объекта не соответствует требованиям действующего законодательства.
Хозяйствующий субъект вправе выбрать компенсационное место, расположенное в границах Волгограда.
Уполномоченными органами по организации предоставления компенсационных мест являются администрации районов Волгограда.
Предложение о предоставлении иного компенсационного места подлежит проверке администрацией соответствующего района Волгограда, на территории которого выбрано компенсационное место, на соответствие требованиям, установленным Приказом комитета. Указанное предложение может содержать несколько вариантов иных компенсационных мест размещения нестационарного торгового объекта.
В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении настоящего дела, в рамках дела N А12-39321/17 при рассмотрении искового заявления администрации к ИП Федоренко А.В. и ИП Лысикову Д.В. о сносе самовольно возведенных нежилых зданий, расположенных по адресу: г. Волгоград, ул. Новодвинская, 22 к, судами установлено, что Федоренко А.В. и Лысикову Д. В. согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости принадлежат на праве собственности нежилые здания, расположенные по адресу: г. Волгоград, ул. Новодвинская, 22 к.: Федоренко А.В. нежилое здание площадью 93,5 кв.м с кадастровым номером 34:34:030104:1606, Лысикову Д. В. - нежилое здание площадью 12,9 кв.м с кадастровым номером 34:34:030104:1634, которые являются объектами самовольного строительства.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 12.03.2018 по делу N А12-39321/17 исковые требования администрации удовлетворены, суд обязал ИП Федоренко А.В. и ИП Лысикова Д.В. за свой счет произвести снос самовольно возведенных нежилых зданий.
Постановлениями Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2018 и Арбитражного суда Поволжского округа от 17.08.2018 по делу N А12-39321/17 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12.03.2018 оставлено без изменения.
Исходя из указанного, суды пришли к обоснованному выводу о том, что предприниматель Федоренко А.В. обратился в Администрацию Дзержинского района Волгограда с заявлением о предоставлении компенсационного места по месту нахождения самовольного возведенного здания, признанного решением суда самовольной постройкой, подлежащей сносу; в таком случае нормы действующего законодательства не возлагают на уполномоченный орган обязанность соблюдать порядок, предусмотренный пунктом 2.8 Порядка от 04.02.2016 N 14-ОД; предоставление компенсационного места по месту нахождения самовольного возведенного здания противоречит нормам действующего законодательства.
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, принимая во внимание вступившие в законную силу судебные акты по вышеуказанным делам, руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ, Порядком от 04.02.2016 N 14-ОД, суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали оспариваемое решение и бездействие администрации соответствующим нормам действующего законодательства и не нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, и направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с соответствующими выводами судов не свидетельствует о судебной ошибке и не может являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24.07.2018 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2018 по делу N А12-10760/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Ф.В. Хайруллина |
Судьи |
В.А. Петрушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлениями Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2018 и Арбитражного суда Поволжского округа от 17.08.2018 по делу N А12-39321/17 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12.03.2018 оставлено без изменения.
Исходя из указанного, суды пришли к обоснованному выводу о том, что предприниматель Федоренко А.В. обратился в Администрацию Дзержинского района Волгограда с заявлением о предоставлении компенсационного места по месту нахождения самовольного возведенного здания, признанного решением суда самовольной постройкой, подлежащей сносу; в таком случае нормы действующего законодательства не возлагают на уполномоченный орган обязанность соблюдать порядок, предусмотренный пунктом 2.8 Порядка от 04.02.2016 N 14-ОД; предоставление компенсационного места по месту нахождения самовольного возведенного здания противоречит нормам действующего законодательства.
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, принимая во внимание вступившие в законную силу судебные акты по вышеуказанным делам, руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ, Порядком от 04.02.2016 N 14-ОД, суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали оспариваемое решение и бездействие администрации соответствующим нормам действующего законодательства и не нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 1 февраля 2019 г. N Ф06-42694/18 по делу N А12-10760/2018