г. Казань |
|
04 февраля 2019 г. |
Дело N А55-9623/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 февраля 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Карповой В.А., Муравьева С.Ю.,
при участии представителей:
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - Фроловой О.В. (доверенность от 29.12.2018),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 28.08.2018 (судья Кулешова Л.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2018 (председательствующий судья Корнилов А.Б., судьи Апаркин В.Н., Бажан П.В.)
по делу N А55-9623/2018
по заявлению Саморегулируемой организации Союз "Некоммерческое объединение кадастровых инженеров" (ОГРН 1166451055781, ИНН 6455065718), г. Саратов, к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г.Самара, с участием в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований: Пряникова Анатолия Олеговича, г.Сызрань Самарской области, Нестерова Владимира Васильевича, г.Сызрань Самарской области, Денисова Владимира Аркадьевича, г.Сызрань Самарской области, Денисовой Ларисы Ивановны, г.Сызрань Самарской области, о признании недействительным ненормативного акта,
УСТАНОВИЛ:
Саморегулируемая организация Союз "Некоммерческое объединение кадастровых инженеров" (далее - СРО Союз "НКО кадастровых инженеров", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным уведомления Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области) о приостановлении осуществления кадастрового учета от 10.04.2018 N 63-0-1-176/3350/2018-67 в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:08:0101037:15, расположенного по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Володарского, 62; понуждении Управления Росреестра по Самарской области осуществить кадастровый учет изменений вышеуказанного объекта недвижимости в соответствии с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28.08.2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2018, заявленные требования удовлетворены.
Управление Росреестра по Самарской области, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Представитель Управления Росреестра по Самарской области, явившийся в судебное заседание, доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, земельный участок с кадастровым номером 63:08:0101037:15, расположенный по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Володарского, 62, на праве общей долевой собственности принадлежит Нестерову В.В. в размере 1/2 доли в праве, Денисову В.А. в размере 1/3 доли в праве, Денисовой Л.И. в размере 1/6 доли в праве, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделаны записи регистрации.
Границы вышеуказанного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены.
На основании договора подряда на кадастровые работы от 15.13.2017 N 182 кадастровым инженером Пряниковым Анатолием Олеговичем, подготовлен межевой план по уточнению местоположения и площади земельного участка с кадастровым номером: 63:08:0101037:15.
Нестеров В.В. обратился в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением от 17.01.2018 N 63-0-1-176/3350/2018-67 об учете изменений площади и описания местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 63:08:0101037:15, приложив межевой план от 26.12.2017, составленный кадастровым инженером Пряниковым А.О.
Управление Росреестра по Самарской области уведомлением от 10.04.2018 N 63-0-1-176/3350/2018-67 сообщило Нестерову В.В., Денисову В.А., Денисовой Л.И. о приостановлении государственной регистрации кадастрового учета, в связи с отсутствием сведений об определении границ земельного участка на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", либо на основании карт (планов), являющихся картографической основой Единого государственного реестра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, и подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет, а также отсутствие в представленном акте согласования сведений о смежных землепользователях в границах участка по точкам 1-3.
СРО Союз "НКО кадастровых инженеров", полагая, что действия Управления Росреестра по Самарской области по приостановлению кадастрового учета изменений вышеуказанного земельного участка противоречат действующему законодательству, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что на государственную регистрацию в Управление Росреестра по Самарской области были представлен все документы, предусмотренные статьями 14, 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", которые соответствуют требованиям, указанным в статьях 21, 22 данного Закона, пункте 70 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 08.12.2015 N921, пришли к выводу о том, что у Управления Росреестра по Самарской области отсутствовали законные основания, предусмотренные статьей 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", для приостановления учета изменения объекта недвижимости, в связи с чем удовлетворили заявленные требования.
Довод кассационной жалобы о том, что указанные выводы судов первой и апелляционной инстанций, не соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, судебной коллегией отклоняется.
Согласно пункту 7 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).
Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Порядок определения местоположения границ земельного участка при их уточнении предусмотрен частью 10 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", а также пунктом 70 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 08.12.2015 N921 (далее - Требования).
В соответствии с частью 10 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В силу пункта 70 Требований выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите "1" раздела "Исходные данные".
В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории.
При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой Единого государственного реестра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.
При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе "Исходные данные" указанные документы или их копии в состав Приложения не включаются.
В разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка.
Согласно части 8 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
В соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.03.2016 N 90 "Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения" величина средней квадратической погрешности местоположения характерной точки границы земельного участка не должна превышать значения точности определения координат характерных точек границ земельных участков из установленных в приложении к настоящим Требованиям, согласно которому для земельных участков, отнесенные к землям населенных пунктов составляет 0,10.
В соответствии с указанными требованиями, и используя указанные в межевом плане средства измерения, кадастровым инженером установлено местоположение границ уточняемого земельного участка посредством определения координат характерных точек таких границ и, исходя из сведений, содержащихся в указанных выше и в разделе "Исходные данные" документах, подтверждающих право на земельный участок.
Согласно пункту 13 Требований раздел "Заключение кадастрового инженера" включается в состав межевого плана в следующих случаях: 1) в ходе кадастровых работ выявлены несоответствия сведений Единого государственного реестра недвижимости о местоположении ранее установленных границ земельных участков, в том числе смежных земельных участков, в отношении которых осуществляются кадастровые работы; 2) в ходе кадастровых работ выявлены несоответствия сведений Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, лесопарков их фактическому местоположению, наличие которых является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета образованных земельных участков или государственного кадастрового учета в связи изменением основных сведений Единого государственного реестра недвижимости о земельных участках; 3) в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка; 4) в иных случаях, в том числе если по усмотрению лица, выполняющего кадастровые работы, необходимо дополнительно обосновать результаты кадастровых работ (например, необходимо обосновать размеры образуемых земельных участков).
Из представленного в материалы дела межевого плана следует, что в нем имеются текстовая и графическая части, в графической части выполнены схемы геодезических построений, месторасположения земельного участка, чертеж участка и его частей.
В текстовой части содержатся исходные данные о земельном участке (свидетельство о праве собственности на землю), сведения о геодезической основе, средствах измерений, а также сведения о том, в отношении чего выполнены уточнения (площади и координаты границ).
Довод об отсутствие в представленном акте согласования сведений о смежных землепользователях в границах участка по точкам 1-3, несостоятелен.
В межевом плане имеется акт согласования местоположения границы земельного участка.
В соответствии с частью 9 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
Частью 4 статьи 6 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что для ведения Единого государственного реестра недвижимости используются установленные в отношении кадастровых округов местные системы координат с определенными для них параметрами перехода к единой государственной системе координат, а в установленных органом нормативно-правового регулирования случаях используется единая государственная система координат.
В соответствии с частью 3 статьей 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
Судами установлено, что какие-либо претензии и споры относительно границ спорного земельного участка отсутствуют.
Согласно материалам дела по точкам 1-3 данного земельного участка расположены земли общего пользования, в связи с чем согласование местоположения в отношении такой границы с органом местного самоуправления не проводится.
Доказательства того, что по точкам 1-3 расположен какой-либо земельный участок, требующий согласования, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено.
Аналогичная позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 02.10.2018 по делу N А55-18254/2017, от 18.01.2018 N А55-393/2017.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что требования СРО Союз "НКО кадастровых инженеров" обоснованы и подлежат удовлетворению.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Самарской области от 28.08.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 28.08.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2018 по делу N А55-9623/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки установленные законом.
Председательствующий судья |
Р.В. Ананьев |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 3 статьей 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
...
Доказательства того, что по точкам 1-3 расположен какой-либо земельный участок, требующий согласования, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено.
Аналогичная позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 02.10.2018 по делу N А55-18254/2017, от 18.01.2018 N А55-393/2017.
...
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Самарской области от 28.08.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 4 февраля 2019 г. N Ф06-42539/18 по делу N А55-9623/2018
Хронология рассмотрения дела:
08.06.2021 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3180/2021
09.02.2021 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-17913/20
10.07.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-62221/20
12.03.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-22340/19
04.02.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-42539/18
06.11.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-15565/18
28.08.2018 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-9623/18