г. Казань |
|
05 февраля 2019 г. |
Дело N А72-19338/2018 |
Резолютивная часть решения объявлена 31 января 2019 года.
Полный текст решения изготовлен 05 февраля 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Савкиной М.А.,
судей Топорова А.В., Закировой И.Ш.,
при ведении протокола помощником судьи судебного заседания Шакуровой А.К.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в предварительном судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Центральная диспетчерская служба пассажирских перевозок" (ОГРН 1097325003346, ИНН 7325089519) о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение решения Арбитражного суда Ульяновской области от 12.10.2017 в разумный срок по делу N А72-11823/2017,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Центральная диспетчерская служба пассажирских перевозок", ссылаясь на положения Федерального закона от 30.04.2010 N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Закон о компенсации), главу 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с заявлением о взыскании компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Арбитражного суда Ульяновской области от 12.10.2017 по делу N А72-11823/2017 в сумме 30 000 руб. с Финансового отдела Администрации Муниципального образования "Старокулаткинский район" Ульяновской области.
Требование о присуждение компенсации в размере 30 000 руб. мотивировано тем, что предъявленный 19.03.2018 к исполнению в Финансовый отдел Администрации Муниципального образования "Старокулаткинский район" Ульяновской области исполнительный лист серии ФС N 014336409 до настоящего времени не исполнен, информация о ходе исполнения решения суда взыскателю не представлена.
Определением от 13.12.2018 Арбитражный суд Поволжского округа привлек к участию в деле: Финансовый отдел Администрации Муниципального образования "Старокулаткинский район" Ульяновской области, Администрацию муниципального образования "Старокулаткинский район" Ульяновской области, Муниципальное учреждение "Транстехсервис" Старокулаткинского района Ульяновской области.
Рассмотрев материалы дела, в отсутствие заявителя и заинтересованных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, суд установил:
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ульяновской области от 12.10.2017 по делу N А72-11823/2017, с Муниципального учреждения "Транстехсервис" Старокулаткинского района Ульяновской области (ОГРН 1107311000158, ИНН 7311007890) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Центральная диспетчерская служба пассажирских перевозок" взыскано 6 627 руб. 59 коп., в том числе 5 400 руб. 00 коп. - задолженность по договору N 15.6-ША/14 от 20.12.2013, 1 227 руб, 59 коп. - проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 01.01.2015 по 01.07.2017, а также 2 000 руб. 00 коп. - в возмещение расходов по оплате юридических услуг.
На принудительное исполнение указанного решения Арбитражным судом Ульяновской области 09.11.2017 выдан исполнительный лист серии ФС N 014336409 и направлен взыскателю - ООО "Центральная диспетчерская служба пассажирских перевозок".
19 марта 2018 года исполнительный лист серии ФС N 014336409 вместе с решением Арбитражного суда Ульяновской области от 12.10.2017 по делу N А72-11823/2017 направлен обществом с ограниченной ответственностью "Центральная диспетчерская служба пассажирских перевозок" в адрес Финансового отдела Администрации Муниципального образования "Старокулаткинский район" Ульяновской области, до настоящего времени не исполнен.
С учетом представленных заявителем пояснений общая продолжительность неисполнения данного решения составила более 540 дней.
Ссылаясь на нарушение сроков исполнения решения Арбитражного суда Ульяновской области от 12.10.2017 по делу N А72-11823/2017, общество с ограниченной ответственностью "Центральная диспетчерская служба пассажирских перевозок" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок в размере 30 000 руб.
При рассмотрении указанного заявления судом приняты во внимание следующие обстоятельства.
Как указано выше, решение Арбитражного суда Ульяновской области от 12.10.2017 по делу N А72-11823/2017 предусматривает взыскание с муниципального учреждения "Транстехсервис" Старокулаткинского района Ульяновской области задолженности по заключенному им договору на оказание телематических услуг от 20.12.2013 N 15.6-ША/14 с обществом с ограниченной ответственностью "Центральная диспетчерская служба пассажирских перевозок" и не содержит указания на исполнение за счет средств казны муниципального образования.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц N ЮЭ9965-19-608328 и уставу Муниципального учреждения "Транстехсервис" Старокулаткинского района Ульяновской области, организационно-правовая форма учреждения - муниципальное бюджетное учреждение, создано в 2010 году, учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование Старокулаткинского района Ульяновской области.
В соответствии с пунктом 1 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным. Указанные учреждения следует отличать друг от друга, в том числе при определении объема, порядка и субъекта несения ответственности по их обязательствам.
Согласно статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение - это государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
На основании пункта 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
В силу пункта 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение - некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
В соответствии с пунктом 5 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено. По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.
Полагая, что неисполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего взыскание денежных средств с Муниципального бюджетного учреждения "Транстехсервис" Старокулаткинского района Ульяновской области, влечет возникновение права на присуждение компенсации, общество с ограниченной ответственностью "Центральная диспетчерская служба пассажирских перевозок" обратилось с соответствующим заявлением в порядке главы 27.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Закона о компенсации.
Согласно части 1 статьи 1 Закона о компенсации граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники, а также подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осужденные, оправданные, потерпевшие, гражданские истцы, гражданские ответчики в уголовном судопроизводстве, в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в разумный срок могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном данным Законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 4 Закона о компенсации, компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, если такое нарушение было допущено органом или организацией, финансируемыми за счет средств соответствующего бюджета, либо должностным лицом этого органа или этой организации.
Согласно положениям подпункта "б" пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" Закон о компенсации распространяется на случаи нарушения разумных сроков исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе:
по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию (далее - публично-правовое образование) о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления либо их должностных лиц,
по административным исковым заявлениям, заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования,
по искам о взыскании денежных средств за счет казны публично-правового образования, в том числе в порядке субсидиарной ответственности;
возлагающих обязанности на органы государственной власти, органы местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих произвести выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета;
по денежным обязательствам казенного учреждения, органов государственной власти, органов местного самоуправления.
Подпункт "б" пункта 2 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 N 11 также содержит разъяснение о том, что действие Закона о компенсации не распространяется на требования о присуждении компенсации в случаях нарушения срока исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на денежные средства граждан, а также организаций, не являющихся получателями бюджетных средств, в том числе бюджетных учреждений.
Принимая во внимание указанные положения постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, исходя из того, что решение Арбитражного суда Ульяновской области от 12.10.2017 по делу N А72-11823/2017 предусматривает взыскание задолженности по договору на оказание телематических услуг от 20.12.2013 N 15.6-ША/14, заключенным муниципальным учреждением "Транстехсервис" Старокулаткинского района Ульяновской области, которое является муниципальным бюджетным учреждением, в основу судебного акта не положены деликтные обязательства, не содержится указания на исполнение за счет средств бюджета, казны муниципального образования, исполнение не производится в порядке главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, суд не усматривает достаточных оснований для применения в рассматриваемом случае положений Закона о компенсации.
В заявлении о присуждении компенсации требования общества с ограниченной ответственностью "Центральная диспетчерская служба пассажирских перевозок" мотивировано ссылкой на положения главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, статья 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяет порядок исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, и о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
При этом, решением Арбитражного суда Ульяновской области от 12.10.2017 по делу N А72-11823/2017 с муниципального учреждения "Транстехсервис" Старокулаткинского района Ульяновской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Центральная диспетчерская служба пассажирских перевозок" взыскана задолженность по договору от 20.12.2013 N 15.6-ША/14, что не относится к сфере регулирования статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В статьях 242.4 и 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам казенных учреждений субъекта Российской Федерации и средства местного бюджета - по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений соответственно.
Как указано выше, муниципальное учреждение "Транстехсервис" Старокулаткинского района Ульяновской области является бюджетным учреждением, в связи, с чем положения статей 242.4, 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации об исполнении денежных обязательств казенного учреждения к правоотношениям с его участием неприменимы.
Таким образом, решение Арбитражного суда Ульяновской области от 12.10.2017 по делу N А72-11823/2017 не подлежало исполнению в порядке, предусмотренном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Исполнение судебных актов, предполагающих обращение взыскания на средства бюджетных учреждений, производится в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (статья 30).
В свою очередь, действие Закона о компенсации не распространяется на требования о присуждении компенсации в случаях нарушения срока исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на денежные средства граждан, а также организаций, не являющихся получателями бюджетных средств, в том числе бюджетных учреждений. Однако это не исключает возможности взыскания вреда в общем порядке за виновное неисполнение в принудительном порядке всех других судебных актов, в том числе вынесенных против публично-правовых образований (подпункт "б" пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 N 11).
Принимая во внимание все изложенные в мотивировочной части настоящего решения обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения требований общества с ограниченной ответственностью "Центральная диспетчерская служба пассажирских перевозок" о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение решения Арбитражного суда Ульяновской области от 12.10.2017 по делу N А72-11823/2017 в разумный срок не имеется.
Государственная пошлина в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь 167-170, 222.1, 222.8, 222.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Центральная диспетчерская служба пассажирских перевозок" о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение решения Арбитражного суда Ульяновской области от 12.10.2017 в разумный срок по делу N А72-11823/2017 отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Центральная диспетчерская служба пассажирских перевозок" в доход федерального бюджета за рассмотрение заявления государственную пошлину в размере 6 000 рублей.
Выдать исполнительный лист.
Решение вступает в законную силу с момента его принятия, подлежит исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, и может быть обжаловано в кассационную инстанцию.
Председательствующий судья |
М.А. Савкина |
Судьи |
А.В. Топоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Поволжского округа от 5 февраля 2019 г. N Ф06-42226/18 по делу N А72-19338/2018
Хронология рассмотрения дела:
05.02.2019 Решение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-42226/18