г. Казань |
|
05 февраля 2019 г. |
Дело N N А72-19337/2018 |
Резолютивная часть решения объявлена 31 января 2019 года.
Полный текст решения изготовлен 05 февраля 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Закировой И.Ш.,
судей Топорова А.В., Мосунова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гилязовой Р.Р.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Центральная диспетчерская служба пассажирских перевозок" о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Центральная диспетчерская служба пассажирских перевозок" (далее - заявитель, общество, ООО "Центральная диспетчерская служба пассажирских перевозок"), ссылаясь на положения Федерального закона от 30.04.2010 N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Закон о компенсации), главу 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с заявлением о взыскании компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Арбитражного суда Ульяновской области от 13.11.2015 по делу N А72-13205/2015 в сумме 30 000 руб. с Финансового отдела администрации муниципального образования "Старокулаткинский район" Ульяновской области (далее - финансовый орган).
Требование о присуждение компенсации в размере 30 000 руб. мотивировано тем, что предъявленный к исполнению в финансовый орган исполнительный лист от 09.12.2015 серии ФС N 006646162 до настоящего времени не исполнен, информация о ходе исполнения решения суда взыскателю не представлена.
Определением от 13.12.2018 Арбитражный суд Поволжского округа привлек к участию в деле: финансовый орган, администрацию муниципального образования "Старокулаткинский район" Ульяновской области, муниципальное учреждение "Транстехсервис" Старокулаткинского района Ульяновской области (далее - МУ "Транстехсервис", должник).
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
На основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное разбирательство проведено судом без их участия.
До судебного заседания МУ "Транстехсервис" направило отзыв на заявление, в котором просит в удовлетворении заявления общества отказать.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд установил следующее.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ульяновской области от 13.11.2015 по делу N А72-13205/2015, с МУ "Транстехсервис" в пользу заявителя взыскано 5 400 руб. основного долга, 737,55 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 06.01.2014 по 01.09.2014, а также судебные расходы в размере 3 000 руб.
На принудительное исполнение указанного решения Арбитражным судом Ульяновской области 09.12.2015 выдан исполнительный лист серии ФС N 006646162 и направлен взыскателю - ООО "Центральная диспетчерская служба пассажирских перевозок".
Вышеуказанный исполнительный лист вместе с решением Арбитражного суда Ульяновской области от 13.11.2015 по делу N А72-13205/2015 направлен обществом в адрес финансового органа, до настоящего времени не исполнен.
С учетом представленных заявителем пояснений общая продолжительность неисполнения данного решения составила более 1097 дней.
Ссылаясь на нарушение сроков исполнения указанного решения Арбитражного суда Ульяновской области, общество обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 30 000 руб.
При рассмотрении указанного заявления судом приняты во внимание следующие обстоятельства.
Как указано выше, решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13.11.2015 по делу N А72-13205/2015 предусматривает взыскание с должника задолженности по заключенному им договору на оказание телематических услуг от 01.01.2013 N 15.6-ША/13 с заявителем и не содержит указания на исполнение за счет средств казны муниципального образования.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц N ЮЭ9965-19-608328 и уставу МУ "Транстехсервис", организационно-правовая форма учреждения - муниципальное бюджетное учреждение, создано в 2010 году, учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование Старокулаткинского района Ульяновской области.
В соответствии с пунктом 1 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным. Указанные учреждения следует отличать друг от друга, в том числе при определении объема, порядка и субъекта несения ответственности по их обязательствам.
Согласно статьи 6 БК РФ казенное учреждение - это государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
На основании пункта 4 статьи 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
В силу пункта 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение - некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
В соответствии с пунктом 5 статьи 123.22 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено. По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.
Полагая, что неисполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего взыскание денежных средств с должника, влечет возникновение права на присуждение компенсации, общество с ограниченной ответственностью "Центральная диспетчерская служба пассажирских перевозок" обратилось с соответствующим заявлением в порядке главы 27.1 АПК РФ и Закона о компенсации.
Согласно части 1 статьи 1 Закона о компенсации граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники, а также подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осужденные, оправданные, потерпевшие, гражданские истцы, гражданские ответчики в уголовном судопроизводстве, в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в разумный срок могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном данным Законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 4 Закона о компенсации, компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, если такое нарушение было допущено органом или организацией, финансируемыми за счет средств соответствующего бюджета, либо должностным лицом этого органа или этой организации.
Согласно положениям подпункта "б" пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - постановление Пленума ВС РФ от 29.03.2016 N 11) Закон о компенсации распространяется на случаи нарушения разумных сроков исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе:
- по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию (далее - публично-правовое образование) о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления либо их должностных лиц,
- по административным исковым заявлениям, заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования,
- по искам о взыскании денежных средств за счет казны публично-правового образования, в том числе в порядке субсидиарной ответственности;
- возлагающих обязанности на органы государственной власти, органы местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих произвести выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета;
- по денежным обязательствам казенного учреждения, органов государственной власти, органов местного самоуправления.
Подпункт "б" пункта 2 постановления Пленума ВС РФ от 29.03.2016 N 11 также содержит разъяснение о том, что действие Закона о компенсации не распространяется на требования о присуждении компенсации в случаях нарушения срока исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на денежные средства граждан, а также организаций, не являющихся получателями бюджетных средств, в том числе бюджетных учреждений.
Принимая во внимание указанные положения постановления Пленума ВС РФ от 29.03.2016 N 11, исходя из того, что решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13.11.2015 по делу N А72-13205/2015 предусматривает взыскание задолженности по договору на оказание телематических услуг от 01.01.2013 N 15.6-ША/13, заключенным МУ "Транстехсервис", которое является муниципальным бюджетным учреждением, в основу судебного акта не положены деликтные обязательства, не содержится указания на исполнение за счет средств бюджета, казны муниципального образования, исполнение не производится в порядке главы 24.1 БК РФ, суд не усматривает достаточных оснований для применения в рассматриваемом случае положений Закона о компенсации.
В заявлении о присуждении компенсации требования ООО "Центральная диспетчерская служба пассажирских перевозок" мотивировано ссылкой на положения главы 24.1 БК РФ.
Вместе с тем, статья 242.2 настоящего Кодекса определяет порядок исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, и о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
При этом, решением Арбитражного суда Ульяновской области от 13.11.2015 по делу N А72-13205/2015 с МУ "Транстехсервис" в пользу ООО "Центральная диспетчерская служба пассажирских перевозок" взыскана задолженность по договору от 01.01.2013 N 15.6-ША/13, что не относится к сфере регулирования статьи 242.2 БК РФ.
В статьях 242.4 и 242.5 БК РФ определен порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам казенных учреждений субъекта Российской Федерации и средства местного бюджета - по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений соответственно.
Как указано выше, МУ "Транстехсервис" является бюджетным учреждением, в связи, с чем положения статей 242.4, 242.5 БК РФ об исполнении денежных обязательств казенного учреждения к правоотношениям с его участием неприменимы.
Таким образом, решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13.11.2015 по делу N А72-13205/2015 не подлежало исполнению в порядке, предусмотренном главой 24.1 БК РФ.
Исполнение судебных актов, предполагающих обращение взыскания на средства бюджетных учреждений, производится в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (статья 30).
В свою очередь, действие Закона о компенсации не распространяется на требования о присуждении компенсации в случаях нарушения срока исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на денежные средства граждан, а также организаций, не являющихся получателями бюджетных средств, в том числе бюджетных учреждений. Однако это не исключает возможности взыскания вреда в общем порядке за виновное неисполнение в принудительном порядке всех других судебных актов, в том числе вынесенных против публично-правовых образований (подпункт "б" пункта 2 постановления Пленума ВС РФ от 29.03.2016 N 11).
Принимая во внимание все изложенные в мотивировочной части настоящего решения обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения требований ООО "Центральная диспетчерская служба пассажирских перевозок" о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение решения Арбитражного суда Ульяновской области от 13.11.2015 по делу N А72-13205/2015 в разумный срок не имеется.
Государственная пошлина в силу статьи 110 АПК РФ относится на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь 110, 167-170, 222.1, 222.8, 222.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Центральная диспетчерская служба пассажирских перевозок" о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение решения Арбитражного суда Ульяновской области от 13.01.2015 в разумный срок по делу N А72-13205/2015 отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Центральная диспетчерская служба пассажирских перевозок" в доход федерального бюджета за рассмотрение заявления государственную пошлину в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей.
Выдать исполнительный лист.
Решение вступает в законную силу с момента его принятия, подлежит исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, и может быть обжаловано в кассационную инстанцию.
Председательствующий судья |
И.Ш. Закирова |
Судьи |
А.В. Топоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исполнение судебных актов, предполагающих обращение взыскания на средства бюджетных учреждений, производится в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (статья 30).
В свою очередь, действие Закона о компенсации не распространяется на требования о присуждении компенсации в случаях нарушения срока исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на денежные средства граждан, а также организаций, не являющихся получателями бюджетных средств, в том числе бюджетных учреждений. Однако это не исключает возможности взыскания вреда в общем порядке за виновное неисполнение в принудительном порядке всех других судебных актов, в том числе вынесенных против публично-правовых образований (подпункт "б" пункта 2 постановления Пленума ВС РФ от 29.03.2016 N 11)."
Решение Арбитражного суда Поволжского округа от 5 февраля 2019 г. N Ф06-42222/18 по делу N А72-19337/2018
Хронология рассмотрения дела:
05.02.2019 Решение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-42222/18