г. Казань |
|
12 февраля 2019 г. |
Дело N А55-5796/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 февраля 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Топорова А.В., Закировой И.Ш.,
при участии представителей:
заявителя - Алексахиной О.В., доверенность от 09.01.2019
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Арконик СМЗ"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 24.07.2018 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2018 (председательствующий Драгоценнова И.С., судьи Юдкин А.А., Филиппова Е.Г.)
по делу N А55-5796/2018
по заявлению акционерного общества "Арконик СМЗ" (ОГРН 1026300763389, ИНН 6310000160) к Департаменту градостроительства городского округа Самара, с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципального предприятия г.Самары "Архитектурно-планировочное бюро", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области о признании недействительным отказа от 08.12.2017 N СП-9/5213-0-1, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Арконик СМЗ" (далее - АО "Арконик СМЗ", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Департаменту градостроительства городского округа Самара (далее - Департамент градостроительства г.о. Самара, департамент), о признании недействительным отказа от 08.12.2017 N СП-9/5213-0-1 в проведении оценки выполненных строительных мероприятий изменения объекта капитального строительства в отношении нежилого здания - Центральная лаборатория по адресу: г.Самара, Кировский район, ул.АлмаАтинская, 29 и обязать Департамент градостроительства г.о.Самара устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО "Арконик СМЗ" путем оформления акта оценки выполненных строительных мероприятий изменения объекта капитального строительства - нежилого здания - Центральная лаборатория по адресу: г.Самара, Кировский район, ул. Алма-Атинская.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены муниципальное предприятие г.Самары "Архитектурно-планировочное бюро", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 24.07.2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, АО "Арконик СМЗ" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит, вынесенные по делу судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права.
Общество считает, что оценка выполненных строительных мероприятий изменения объекта капитального строительства предусмотрено постановлением Администрации г.о. Самара от 05.05.2017 N 351, которым внесены изменения в постановление Администрации г.о. Самара от 17.12.2010 N 1762 "О конкретизации полномочий Департамента градостроительства г.о. Самара в сфере градостроительной деятельности" (далее - постановление Администрации N 1762), следовательно, судами неправомерно отказано в удовлетворении заявленного требования.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения судами норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия установила следующее.
Как следует из материалов дела, 12.10.2017 АО "Арконик СМЗ" обратилось с заявлением в Департамент градостроительства г.о Самара о проведении оценки выполненных строительных мероприятий изменения объекта капитального строительства и его частей.
Данное заявление подано в целях получения акта оценки выполненных строительных мероприятий изменения объекта капитального строительства - Центральная лаборатория, расположенная по адресу: Самарская область, г.Самара, Кировский район, ул. Алма-Атинская, 29 требованиям пункта 4 части 17 статьи 151 Градостроительного кодекса Российской Федерации для дальнейшего обращения в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о внесении изменений в технические характеристики объекта.
Департамент письмом от 08.12.2017 отказал обществу в проведении оценки выполненных строительных мероприятий изменения объекта капитального строительства в отношении нежилого здания - Центральная лаборатория, поскольку согласно представленной документации строительные мероприятия затрагивают конструктивные характеристики здания в целом и превышают предельные параметры разрешенной реконструкции, установленные градостроительным регламентом. Для проведения указанных мероприятий требуется получение разрешение на строительство.
Не согласившись с данным отказом, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции исходили из законности оспариваемого отказа, что АО "Арконик СМЗ" обратилось в Департамент градостроительства г.о. Самара не для получения какого либо разрешения, а в целях получения доказательств произведенных им работ, не требующих получения разрешения на строительство, и в отсутствие какого-либо спора, связанного с отказом уполномоченного кадастрового органа в учете произведенных им изменений объекта недвижимости.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для удовлетворении требования о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 постановления Администрации N 1762 в компетенцию Департамента градостроительства г.о. Самара в сфере градостроительной деятельности входят оценка выполненных строительных мероприятий изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом
Распоряжением департамента от 07.06.2017 N Д05-01-06/10-0-0 утверждено Положение о порядке проведения оценки выполненных строительных мероприятий изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом, на территории городского округа Самара (далее - Положение).
Согласно пункту 3.2 Положения по результатам проведенной оценки выполненных строительных мероприятий изменения объекта капитального строительства Комиссией по оценке выполненных строительных мероприятий изменения объектов капитального строительства составляется Акт оценки выполненных строительных мероприятий изменения объекта капитального строительства по форме согласно приложению N 3 к настоящему Положению.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3.4 Положения основаниями для отказа в проведении оценки выполненных строительных мероприятий изменения объекта капитального строительства являются, в том числе то, что выполненные строительные мероприятия объектов капитального строительства и (или) их частей затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Таким образом, оценка выполненных строительных мероприятий, по результатам которой составляется акт оценки выполненных строительных мероприятий изменения объекта капитального строительства, проводится в случае, если указанные мероприятия не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Названными нормами установлены полномочия Департамента по проведению оценки выполненных строительных мероприятий и выдаче акта оценки выполненных строительных работ.
Согласно нормам статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также положениям статьи 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство.
Абзацем 4 пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Несущие конструкции здания - строительные конструкции, образующие линую проектом схему здания, обеспечивающие его пространственную устойчивость при расчетных внешних воздействиях (Приложение 6 к Методическому пособию по содержанию и ремонту жилищного фонда. МДК 2-04.2004).
Следовательно, по своему характеру, определенному в законодательных актах, несущие конструкции обеспечивают надежность и безопасность здания.
Реконструкция здания - комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей (количества и площади квартир, строительного объема и общей площади здания, вместимости или пропускной способности или его назначения) в целях улучшения условий проживания, качества обслуживания, увеличения объема услуг (Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденного Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312).
При исследовании судебными инстанциями обстоятельств отказа в проведении оценки выполненных строительных мероприятий изменения объекта капитального строительства, установлено наличие строительных мероприятий, затрагивающих конструктивные характеристики объекта недвижимости. При производстве строительных работ в указанном объекте между помещениями 4 и 5 демонтирован оконный блок, разобрана подоконная часть стены и установлен дверной блок, в наружной стене между помещениями 23 и 24 установлена металлопластиковая перегородка с дверным блоком, в наружной стене помещения 43 выполнен проем и установлен дверной блок.
Признавая отказа Департамента градостроительства г.о. Самара от 08.12.2017 N СП-9/5213-0-1 в проведении оценки выполненных строительных мероприятий изменения объекта капитального строительства в отношении нежилого здания - Центральная лаборатория по адресу: г.Самара, Кировский район, ул.Алма-Атинская, 29 обоснованным, судебные инстанции исходили из того, что указанные изменения затрагивают основные конструктивные элементы здания (наружные стены), что, как следствие, влияют на надежность и безопасность объекта капитального строения.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В рассматриваемом случае отказ Департамента градостроительства г.о. Самара не содержит конкретных доказательств, подтверждающих, что выполненные строительные мероприятия на спорном объекте являлись реконструкцией.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 АПК РФ).
Из материалов дела усматривается, что судами полно и всесторонне не исследованы обстоятельства отказа в проведение оценки, а также не дана оценка доводам заявителя в этой части.
Более того, суды обеих инстанций, делая вывод об обоснованности отказа Департамента градостроительства г.о. Самара, основывались на проведенных АО "Арконик СМЗ" строительных мероприятиях, затрагивающих конструктивные характеристики здания. При этом носят ли эти работы капитальный характер и влияют ли на конструкцию здания, судами не исследованы и оценки им не даны.
Принимая во внимание, что для принятия обоснованного и законного решения требуется исследование и оценка доказательств, а также иные процессуальные действия, установленные для рассмотрения дела в суде первой инстанции, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, дело в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежит направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду первой инстанции следует учесть изложенное, дать надлежащую оценку доказательствам в их совокупности и взаимной связи, а также следует исходить из права Департамента градостроительства г.о. Самара дать оценку выполненным строительным мероприятиям, которые, по мнению Департамента, превышают предельные параметры разрешенной реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 24.07.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2018 по делу N А55-5796/2018 отменить.
Дело за указанным номером направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
А.В. Топоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно нормам статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также положениям статьи 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство.
Абзацем 4 пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
...
Реконструкция здания - комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей (количества и площади квартир, строительного объема и общей площади здания, вместимости или пропускной способности или его назначения) в целях улучшения условий проживания, качества обслуживания, увеличения объема услуг (Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденного Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312)."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12 февраля 2019 г. N Ф06-43128/19 по делу N А55-5796/2018
Хронология рассмотрения дела:
05.11.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-66805/20
16.07.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5583/20
03.03.2020 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-5796/18
12.02.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-43128/19
17.10.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14116/18
24.07.2018 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-5796/18