г. Казань |
|
13 февраля 2019 г. |
Дело N А57-22470/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 06.02.2019.
Полный текст постановления изготовлен - 13.02.2019.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Ананьева Р.В., Петрушкина В.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гарифуллиной Л.Р.,
при участии представителей:
истца - Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова" - Золотухина Ю.Н., доверенность,
ответчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации и картографии" - Шатуновой О.Г., доверенность,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации и картографии", г. Саратов,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 05.07.2018 (судья Тарасова А.Ю.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2018 (председательствующий судья Антонова О.И., судьи Волкова Т.В., Жаткина С.А.)
по делу N А57-22470/2017
по исковому заявлению Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова", г. Саратов (ОГРН 1026403670765, ИНН 6455008075), к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации и картографии", обществу с ограниченной ответственностью "Дубовая Грива", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, третьи лица: Куницына Марина Вениаминовна, МУП "Городское БТИ", ГУП "Сартехинвентаризация", территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом; об исправлении реестровой (кадастровой ошибки) путем исключения сведений об объектах недвижимости из Единого государственного реестра недвижимости и внесении новых объектов недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова" (далее - консерватория) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к Филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области" (далее - кадастровая палата) о принятии решения о необходимости исправления реестровой ошибки путем исключения сведений из реестра об объектах недвижимости (домах) принадлежащих ООО "Дубовая Грива", расположенных по адресу: Саратовская область, г. Саратов, Волжский район, остров Дубовая Грива, спортивно-оздоровительный лагерь "Дубовая Грива", с кадастровыми номерами: 64:48:01416:60, 64:48:01416:75, 64:48:01416:74, 64:48:01416:68, 64:48:01416:68, 64:48:01416:62, из границ земельного участка с кадастровым номером 64:48:010416:80, площадью 11 539 кв. м, необходимости исправления реестровой ошибки путем включения сведений в реестре об объектах недвижимости с кадастровыми номерами: - 64:48:000000:35682 - нежилое здание - комплексный садовый домик, площадью 13,6 кв. м, 64:48:010417:73 - нежилое здание - столовая, площадью 73,6 кв. м, 64:48:010417:89 - нежилое здание - дом площадью 46,3 кв. м, 64:48:010417:29 - нежилое здание - дом деревянный, площадью 34 кв. м, 64:48:010417:274 - нежилое здание - площадью 17,9 кв. м, 64:48:010417:275 - нежилое здание - площадью 29,8 кв. м, расположенных по адресу: Саратовская область, г. Саратов, Волжский район, остров Дубовая Грива, спортивно-оздоровительный лагерь "Дубовая Грива" в границы земельного участка с кадастровым номером 64:48:010416:80, площадью 11 539 кв. м.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 27.11.2017 произведена замена ответчика кадастровая палата (филиал) на кадастровую палату г. Москва, к участию в деле в качестве соответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью "Дубовая Грива" (далее - ООО "Дубовая Грива").
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 26.01.2018 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (далее - Управление Росреестра).
В ходе рассмотрения дела консерватория в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнила заявленные требования, просила принять решение о необходимости исправления реестровой ошибки путем переноса сведений из реестра об объектах недвижимости, принадлежащих ООО "Дубовая Грива", принять решение о необходимости исправления реестровой ошибки путем включения сведений в реестр об объектах с кадастровыми номерами: 64:48:000000:35682, 64:48:010417:73, 64:48:010417:89, 64:48:010417:29, 64:48:010417:274, 64:48:010417:275 в границы земельного участка с кадастровым номером 64:48:010416:80, площадью 11 539 кв. м.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 05.07.2018, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2018, требования к кадастровой палате удовлетворены. Суд обязал Управление Росреестра исправить ошибку в сведениях государственного кадастра недвижимости путем внесения сведений о расположении на земельном участке с кадастровым номером 64:48:010416:80, площадью 11 539 кв. м. вышеуказанных объектов недвижимости, исправить ошибку в сведениях государственного кадастра недвижимости путем исправления сведений о расположении объектов. В удовлетворении исковых требований к ООО "Дубовая Грива", Управлению Росреестра отказано.
Кадастровая палата, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, принять новый судебный акт об отказе в иске, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Консерватория в отзыве на кассационную жалобу просила в удовлетворении кассационной жалобы отказать, полагая судебные акты правильными.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
На праве оперативного управления за консерваторией закреплены объекты недвижимости, расположенные по адресу: Саратовская область, г. Саратов, Волжский район, остров Дубовая Грива, кадастровым номером 64: 48: 010416:80, площадью 11 539 кв. м.
Консерватория обратилась с заявлением от 07.04.2017 N 290 в Комитет инвестиционной политики и имущественных отношений Саратовской области (далее - комитет) о предоставлении земельного участка площадью 11 539 кв. м в постоянное (бессрочное) пользование.
В ходе рассмотрения заявления выяснилось, что на земельном участке по сведениям из филиала кадастровой палаты находятся объекты недвижимости правообладателем которых является ООО "Дубовая Грива", расположенные по адресу: Саратовская область, г. Саратов, Волжский район, остров Дубовая Грива, спортивно-оздоровительный лагерь "Дубовая Грива", которые фактически там не расположены.
15.05.2017 консерватория обратилась в Управление Росреестра с заявлением об удалении названной дублирующей информации.
05.06.2017 Управление Росреестра сообщило консерватории об отклонении заявления, поскольку наличие реестровой ошибки в сведениях реестра не имеется.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения консерватории в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суды двух инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из результатов судебной экспертизы и установленного факта реестровой ошибки.
При этом суды исходи из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 72 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - закон N 218) сведения реестра и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости (далее - реестр) и не требующими дополнительного подтверждения.
В силу пункта 2 части 1 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - закона N 221) (действовавшей до 01.01.2017) ошибкой в государственном кадастре недвижимости, является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.
Порядок исправления ошибок, содержащихся в реестре, с 01.01.2017 урегулирован статьей 61 Закона N 218.
Согласно пункту 1 статьи 61 закона N 218 техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в реестре, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях.
Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Согласно пункту 3 статьи 61 Закона N 218 воспроизведенная в реестре ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки.
Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Следовательно, предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в арбитражный суд лица посредством использования предусмотренных действующим законодательством способов защиты. Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом.
Таким образом, суд вправе сделать выводы о допущенной ошибке только в том случае, если вносимые изменения не повлекут нарушений прав и законных интересов других лиц и при отсутствии спора о праве на недвижимое имущество.
Удовлетворение требований консерватории не нарушило прав и законных интересов других лиц.
На основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области (далее - теруправление) от 16.07.2015 консерватории на праве оперативного управления принадлежат объекты недвижимости.
В материалы дела представлена выписка из реестра на земельный участок, согласно которой в пределах земельного участка с кадастровым номером 64:48:010416:80, расположены следующие объекты недвижимости: с кадастровым номером 64:48:010416:60, 64:48:010416:62, 64:48:010416:66, 64:48:010416:68, 64:48:010416:74, 64:48:010416:75, 64:48:000000:35681.
Из представленной выписки следует, что объект с кадастровым номером 64:48:000000:35681, принадлежащий истцу, значится в пределах земельного участка с кадастровым номером 64:48:010416:80, то есть как указывает истец, в соответствии с фактическим расположением.
В реестре содержатся также сведения об объектах 64:48:010416:60, 64:48:010416:62, 64:48:010416:66, 64:48:010416:68, 64:48:010416:74, 64:48:010416:75, как расположенных на земельном участке 64:48:010416:80, а сведения о местоположении объектов с кадастровыми номерами 64:48:000000:35682; 64:48:010417:73; 64:48:010417:89; 64:48:010417:29; 64:48:010417:274; 64:48:010417:275, на земельном участке 64:48:010416:80, не содержатся.
Данные об объектах с кадастровыми номерами 64:48:010416:60, 64:48:010416:62, 64:48:010416:66, 64:48:010416:68, 64:48:010416:74, 64:48:010416:75, 64:48:000000:35681 также имеются в сведениях о земельном участке с кадастровым номером 64:48:000000:338, из которого выделен спорный земельный участок.
Согласно имеющимся в материалах дела документах, при образовании земельного участка с кадастровым номером 64:48:010416:80 кадастровые работы производились кадастровым инженером Куницыной М.В., МУП "Городское БТИ".
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 закона N 221 (в редакции до 01.01.2017) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально - определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В силу части 3 статьи 45 закона N 221 сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 данного закона состава сведений (в том числе сведений об уникальных характеристиках объекта недвижимости) и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Специалистами МУП "Городское БТИ" выполнены кадастровые работы в отношении земельного участка, расположенного по адресу: Саратовская область, Саратовский район, Волжский район.
В силу статьи 17 Закона о землеустройстве (в редакции Федерального закона от 18.07.2005 N 87-ФЗ), межевание границ земельных участков представляет собой работы по установлению на местности границ участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат. Межевание объекта землеустройства включает в себя следующие работы: определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование; закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства; изготовление карты (плана) объекта землеустройства. Карта (план) объекта землеустройства используется при нанесении его границ на соответствующую дежурную кадастровую карту (статья 20 Закона о землеустройстве). Землеустроительная документация, согласованная и утвержденная в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, подлежала включению в землеустроительное дело и в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства. Граждане и юридические лица, осуществляющие проведение землеустройства были обязаны бесплатно передать экземпляр подготовленной ими землеустроительной документации в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства. Землеустроительная документация, включенная в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, является федеральной собственностью и не подлежит приватизации (статьи 22 - 24 Закона о землеустройстве).
В соответствии с пунктами 3 - 6 требований и приложений N 1 - 5 к ним документы о межевании, представляемые для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, а также для внесения в государственный земельный кадастр уточненных сведений о ранее учтенных земельных участках оформляются в виде описаний земельных участков (далее - описание), которое представляет собой документ, оформляемый на основании материалов межевания и (или) иной землеустроительной документации о формировании вновь образуемых (образовании новых) земельных участков или уточнении сведений о ранее учтенных земельных участках. При оформлении описаний используется градостроительная и иная документация, содержащая необходимые для государственного кадастрового учета земельных участков сведения. Описание должно содержать сведения о местоположении, площади, категории земель и разрешенном использовании земельных участков, а также описание границ земельных участков и их отдельных частей. Описание содержало чертеж земельных участков, описание границ с координатами XY и описание закрепления на местности условно обозначенных точек.
Нормы части 2 статьи 45 Закона о кадастре аналогичны нормам статьи 24 Закона о землеустройстве.
В соответствии с частями 1, 3 закона N 221 государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом. Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
При формировании схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории использовались сведения ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", приказ Минэкономразвития РФ от 27.11.2014 N 762. В ходе выполнения кадастровых работ произошло формирование кадастровой границы и образование земельного участка с кадастровым номером 64:48:010416:80.
Сведения об объектах недвижимости были получены в результате работы с кадастровым планом территории от 20.06.2016 N 64/201/2016 инженер осуществил привязку объектов к земельному участку, руководствуясь исключительно сведениями реестра, в которых как уже было указано объекты истца привязаны к кадастровому кварталу местоположения объектов ООО "Дубовая грива".
При постановке на кадастровый учет объектов недвижимости основным документом служит технический план, в состав которого включается полный пакет документов (технических, кадастровых и геодезических) на объект недвижимости.
Согласно пункту 1 статьи 24 закона N 218 технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в реестр, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-мест, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера. Технический план также состоит из графической и текстовой части. Технический план служит достоверным источником определения и принадлежности к определенному участку того или иного объекта недвижимости. Подготовку и формирование технического плана на объекты недвижимости МУП "Городское БТИ" не осуществлялась.
Судами двух инстанций установлено, что в отношении спорных объектов, расположенных по адресу: Саратовская область, г. Саратов, Волжский район, остров Дубовая Грива, в 2008 году ГУП "Сартехинвентаризация" осуществлялась техническая инвентаризация объектов строительства без координирования объектов и привязок к земельным участкам, поскольку до 01.01.2013 данные обязательства на организации, осуществляющие техническую инвентаризацию и технический учет не возлагались.
Кадастровым палатам ранее с 19.06.2012 переданы функции по ведению кадастрового деления, которое осуществляется в целях присвоения кадастровых номеров объектам недвижимости, а присвоение кадастровых номеров, в свою очередь, является результатом кадастрового учета. При этом в соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о кадастре (действовавшей в спорный период) сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном Законом о кадастре порядке документов, если иное не установлено Законом о кадастре.
Таким образом, сведения об объекте недвижимости должны вноситься органом кадастрового учета в соответствии с представленными документами.
До выдачи органом кадастрового учета заявителям кадастрового паспорта здания, сооружения, объекта незавершенного строительства или помещения названному органу, учитывая также, что ситуационный план является обязательной составной частью технического паспорта объекта недвижимости, необходимо направить запрос в организацию по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации для получения информации о границах здания, сооружения, объекта незавершенного строительства или помещения (местоположении), необходимой для заполнения части кадастрового паспорта здания, сооружения, объекта незавершенного строительства или помещения, содержащей план расположения здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на земельном участке или план расположения помещения на этаже (в том числе в рамках контрактных обязательств).
В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона о кадастре государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре (до 01.03.2008) или в переходный период его применения (до 01.01.2013) с учетом определенных статьей 43 Закона о кадастре особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с Законом о кадастре (далее - ранее учтенные объекты недвижимости).
При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права, на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера, также считаются ранее учтенными объектами недвижимости. Сведения об объектах недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный технический учет которых был осуществлен в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре или в переходный период его применения (ранее учтенные объекты недвижимости), вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании документов, хранящихся в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в соответствии с частью 3 статьи 45 Закона о кадастре.
Согласно пункту 37 требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412, действовавших до 01.01.2017, при наличии на исходном, образуемом, уточняемом или измененном земельном участке зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства в реквизите "4" раздела "Исходные данные", строке "6" реквизита "4" раздела "Сведения об образуемых земельных участках и их частях", строке "3" реквизита "1" раздела "Сведения об измененных земельных участках и их частях", строке "5" реквизита "4" раздела "Сведения об уточняемых земельных участках и их частях" указываются кадастровые номера таких зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.
При отсутствии в ГКН сведений о таких объектах недвижимости в данных реквизитах приводятся ранее присвоенные государственные учетные номера (инвентарные или условные), содержащиеся в том числе в документах, имеющихся в распоряжении заказчика кадастровых работ, реквизиты документов, содержащих информацию о ранее присвоенных государственных учетных номерах, указываются в разделе "Исходные данные", в разделе "Заключение кадастрового инженера" приводятся реквизиты уведомлений об отсутствии в ГКН сведений о зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства.
Согласно межевого плана, правоустанавливающих документов на земельный участок с кадастровым номером 64:48:010416:80, значатся сведения о кадастровых номерах объектов недвижимости, расположенных на земельном участке: 64:48:010416:75; 64:48:010416:74; 64:48:010416:68; 64:48:010416:66; 64:48:010416:62; 64:48:010416:60, N 64:48:000000:35681. При составлении межевого плана использовались кадастровый план территории от 20.06.2016 N 64/201/2016-422673.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 03.05.2018 по делу назначена экспертиза. По результатам проведенной экспертизы в материалы дела представлено экспертное заключение от 20.06.2018 N 179/2018, согласно которой объекты недвижимости были учтены согласно кадастровых номеров без привязки данных объектов к земельному участку, с учетом площадей. Технические планы по уточнению местоположения объектов недвижимости на земельном участке не изготавливались. Ошибки, допущенной кадастровым инженером, нет. При подготовке межевого плана не был выполнен анализ данных по объектам недвижимости.
Разрешая спор судебные инстанции правомерно исходили из доказанности факта существования реестровой ошибки, которая возникла в следствии ошибки допущенной лицом выполнившим кадастровые работы в отношении объектов строительства.
Таким образом, в целях обеспечения достоверности отраженных в государственном кадастре недвижимости сведений, государственный регистратор, по заявлению консерватории от 15.05.2017 обязан был принять решение об исправлении реестровой ошибки.
Поскольку в материалах дела в данном конкретном случае регистратор не обеспечил исправление ошибки, и такое исправление не влечет изменение прекращение прав на строение, основанием для ее исправления является судебный акт, принятый по заявлению землепользователя.
С учетом оценки выводов судебной экспертизы, не опровергнутых лицами, участвующими в деле, суды двух инстанций признали требования консерватории к Управлению Росреестра подлежащими удовлетворению, что привело фактически к исправлению ошибки, содержащейся в реестре.
Доводы кассационной жалобы применительно к обстоятельствам настоящего дела не могут служить основанием к отмене судебных актов, поскольку не опровергают установленного судами факта реального отсутствия на земельном участке консерватории объектов, принадлежащих ООО "Дубовая Грива".
Довод кассационной жалобы о необходимости рассмотрения требований консерватории к Управлению Росреестра в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в данном случае привело к принятию по существу верного решении.
Ссылки кассатора на отсутствие в резолютивной части судебного решения соответствующих координат перечисленных объектов не исключает возможность устранения недостатков решения путем разъяснения судебного акта в порядке, предусмотренном положениями статьи 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 05.07.2018 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2018 по делу N А57-22470/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и срок, предусмотренном статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.Ю. Муравьев |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона о кадастре государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре (до 01.03.2008) или в переходный период его применения (до 01.01.2013) с учетом определенных статьей 43 Закона о кадастре особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с Законом о кадастре (далее - ранее учтенные объекты недвижимости).
При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права, на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера, также считаются ранее учтенными объектами недвижимости. Сведения об объектах недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный технический учет которых был осуществлен в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре или в переходный период его применения (ранее учтенные объекты недвижимости), вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании документов, хранящихся в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в соответствии с частью 3 статьи 45 Закона о кадастре.
Согласно пункту 37 требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412, действовавших до 01.01.2017, при наличии на исходном, образуемом, уточняемом или измененном земельном участке зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства в реквизите "4" раздела "Исходные данные", строке "6" реквизита "4" раздела "Сведения об образуемых земельных участках и их частях", строке "3" реквизита "1" раздела "Сведения об измененных земельных участках и их частях", строке "5" реквизита "4" раздела "Сведения об уточняемых земельных участках и их частях" указываются кадастровые номера таких зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13 февраля 2019 г. N Ф06-41951/18 по делу N А57-22470/2017