Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнения
в пункт 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации"
Необходимость внесения изменений в п.2 статьи 855 ГК РФ существует длительное время.
Действующий порядок, когда кредитные организации отнесены к последней (шестой) очереди на удовлетворение своих требований в списке выставленной к счету предприятия картотеки, означает для банков постоянную уязвимость с точки зрения ликвидности. Несвоевременный возврат заемщиками кредитов и невозможность скорейшего возврата средств ставят под угрозу как ликвидность непосредственно банка, так и ущемляют интересы его вкладчиков, особенно физических лиц, чьи интересы всегда являются приоритетными для государства. Это связано с тем, что размещение в кредиты привлеченных средств, в том числе и частных вкладов - основная функция кредитных организаций. Процедуры судебного разбирательства и принудительного банкротства в большинстве случаев не желательны для обеих сторон (и банка, и заемщика), т.к. требуют много времени, затрат и отвлекают ресурсы от основной деятельности. При этом из-за потерь во времени не выполняется главное в данном случае условие для банка - оперативность. Юридическая сила банка может оказаться не столь важной в условиях недостаточной из-за невозврата кредита мгновенной ликвидности. Таким образом, изменение законодательных условий в этой сфере могло бы содействовать созданию более стабильной банковской системы.
Вместе с тем, надо отметить, что предлагаемая мера имеет еще один важный для экономики России и Карелии эффект - повышение привлекательности кредитования реального сектора экономики. Крупные предприятия экономики, нуждающиеся в дешевых оборотных средствах, станут для банков наиболее привлекательными объектами кредитования. В настоящее время насыщение хозяйства страны денежными, в том числе и кредитными, ресурсами является одной из первоочередных государственных мер по стимулированию экономического роста. Одно из условий реализации этой задачи - создание адекватной законодательной базы. Уверенность банка в защищенности на государственном уровне своих интересов (а одновременно и тех, чьими средствами работает банк), быстром решении потенциальных проблем создает большую свободу действий и понижает операционные риски кредитной организации, а значит и финансовой системы в целом.
Важно учитывать, что в своей практической деятельности банки редко используют такие крайние меры как выставление безакцептных платежных поручений к счетам заемщиков, судебные тяжбы, обращение взыскания на залог и пр. Они не являются целью и методом работы кредитных организаций. В большинстве случаев возникающие с возвратами кредитов и процентов проблемы решаются путем переговоров с заемщиками: изменением графиков платежей, пролонгация сроков кредитных договоров, реструктуризацией задолженности. Поэтому, на наш взгляд, удовлетворение требований по списанию средств в счет погашения задолженности по кредитам не в последнюю очередь является обоснованным и объективным. В пользу этого говорит и то, что не является правильным и создающим здоровые конкурентные условия для всех субъектов экономики оплачивать требования различных кредиторов предприятия фактически за счет средств банка. Представляется объективным, что требования банка должны находиться в одной из первых очередей и удовлетворяться внутри нее в порядке календарной очередности. Реализация этого предполагает внесение изменений в статью 855 ГК РФ.
В данном проекте закона о внесении изменений и дополнения в ст.855 ГК РФ предполагается объединение третьей и четвертой очередей в силу наличия признанного Постановлением Конституционного суда РФ от 23.12.1997 г. N 21-П несоответствия Конституции РФ положения абзаца четвертого пункта 2 ст.855 ГК РФ.
Справка
о финансово-экономическом обосновании принятия Федерального закона
"О внесении изменений и дополнения в пункт 2 статьи 855
Гражданского кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений и дополнения в пункт 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации" не потребует внесения поправок в федеральный бюджет.
Перечень
законодательных актов Российской Федерации, отмены, разработки
или изменения которых потребует принятие Федерального закона
"О внесении изменений и дополнения в пункт 2 статьи 855
Гражданского кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений и дополнения в пункт 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации" не потребует разработки новых, а также отмены или изменения действующих нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.