г. Казань |
|
18 февраля 2019 г. |
Дело N А72-18469/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 12.02.2019.
Полный текст постановления изготовлен - 18.02.2019.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Карповой В.А., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителей:
истца - индивидуального предпринимателя Ханимова Радика Ароновича -
ответчика - Ханимов Р.А., лично, паспорт,
ответчика - администрации города Ульяновска - Золотаревой Ю.И., доверенность, Клинк М.В., доверенность,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ханимова Радика Ароновича, г. Ульяновск,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05.06.2018 (судья Овсянникова Ю.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2018 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Кувшинов В.Е., Попова Е.Г.)
по делу N А72-18469/2017
по заявлению индивидуального предпринимателя Ханимова Радика Ароновича (ИНН 732500076803, ОГРНИП 304732510700161), г. Ульяновск, к администрации города Ульяновска, г. Ульяновск, о признании незаконным и отмене постановления, обязании восстановить нарушенные права, с участием: Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска, муниципального бюджетного учреждения "Дорремстрой", Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Ульяновскводоканал", Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Ханимов Радик Аронович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к администрации города Ульяновска (далее - администрация), с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска (далее - управление), муниципального бюджетного учреждения "Дорремстрой" (далее - учреждение), Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Ульяновскводоканал" (далее - предприятие), Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (далее - агентство), о признании незаконным и отмене постановления "О демонтаже самовольно установленного объекта движимого имущества на территории муниципального образования "город Ульяновск" от 16.10.2017 N 2264, о признании незаконными действий по осуществлению демонтажа нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: г. Ульяновск, Московское шоссе (остановка трамвая "ул. Пушкарева"), о признании незаконным и отмене постановления от 15.09.2017 N 2082 "О внесении изменений в постановление администрации города Ульяновска от 29.04.2016 N 1463", обязании восстановить нарушенные права.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 05.06.2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2018, в требованиях отказано.
Предприниматель, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, принять новый судебный акт, об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Администрация в отзыве просит в кассационной жалобе отказать, полагая судебные акты правильными.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими отмене по следующим основаниям.
Постановлением администрации от 06.08.2014 N 3875 предпринимателю передан в аренду земельный участок расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул. Пушкарева в Засвияжском районе площадью 56,25 кв. м с кадастровым номером 73:24:010101:103.
Постановлением администрации от 20.10.2015 N 5317 на основании заявления предпринимателя внесены изменения в ранее изданное постановление от 06.08.2014 N 3875 "О передаче Ханимову Р.А. в аренду земельного участка по ул. Пушкарева в Засвияжском районе г. Ульяновска", которым изменена площадь предоставленного в аренду земельного участка с 56,25 кв. м на 70,56 кв. м и кадастровый номер на 73:24:010101:80.
С учетом вышеуказанного постановления администрации, между Комитетом по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска (далее - комитет), действующего от имени муниципального образования "город Ульяновск", с предпринимателем заключен договор аренды от 26.10.2015 N 24-3-891 земельного участка из земель населенных пунктов площадью 70,56 кв. м с кадастровым номером 73:24:010101:80, расположенного по адресу: г. Ульяновск, Засвияжский район, ул. Пушкарева (остановка трамвая ул. Пушкарева) срок аренды с 06.08.2015 до 25.06.2024.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
По акту приема-сдачи от 26.10.2015 N 891 предпринимателю передан в аренду указанный выше земельный участок для размещения торгового павильон.
Торговый павильон, расположенный на остановке трамвая "ул. Пушкарева" включен в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Ульяновск", утвержденную постановлением администрации от 29.04.2016 N 1463, под пунктом N 197 раздела "Засвияжский район".
18.08.2017 на основании обращения управления проведено заседание рабочей группы в администрации, по итогам которого принято решение о внесении изменений в схему размещения НТО в части исключения пункта 197 раздела "Засвияжский район" в связи с тем, что данный объект расположен на сетях ливневой канализации и препятствует проведению сервисных и ремонтных работ.
Письмом администрации от 14.09.2017 N 960/03-41 предприниматель уведомлен о принятом решении.
15.09.2017 администрацией принято постановление N 2082 "О внесении изменений в постановление администрации города Ульяновска от 29.04.2016 N 1463", согласно которому строка 197 раздела "Засвияжский район" признана утратившей силу.
16.10.2017 администрацией вынесено постановление "О демонтаже самовольно установленного объекта движимого имущества на территории муниципального образования "город Ульяновск", в соответствие с которым МБУ "Стройзаказчик" поручено демонтировать нестационарный объект, расположенный по адресу: Московское шоссе (остановка трамвая "ул. Пушкарева") г. Ульяновск, дата и время начала работ по демонтажу: 15.11.2017 в 09 час. 00 мин., определено место хранения демонтированного самовольно установленного объекта движимого имущества: г. Ульяновск, ул. Маяковского, д. 57.
Согласно акту от 15.11.2017 N 236, нестационарный торговый объект, собственником которого является предприниматель, демонтирован.
Предприниматель, полагая перечисленные постановления администрации и действия по осуществлению демонтажа принадлежащего ему нестационарного торгового объекта незаконными и нарушающими его права, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в требованиях предпринимателя, суды исходили из несоответствия места размещения НТО заявителя требованиям действующего законодательства, а также допущенными нарушениями закона при размещении спорного объекта.
По мнению суда кассационной инстанции, являются преждевременными.
Согласно статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 ГК РФ, а также иными способами, предусмотренными законом. При этом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца (пункт 1 статьи 11 ГК РФ).
Федеральный законодатель, определяя основания использования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, наряду с общими основаниями предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотренными главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, в главе V.6 этого же Кодекса установил особое правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частности, при размещении на них нестационарных торговых объектов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 указанного Кодекса земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления либо договора.
В главе V.6 Земельного кодекса Российской Федерации федеральный законодатель, регламентируя использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута, определил случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов.
При этом пунктом 2 этой же статьи Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 настоящей статьи (то есть за исключением вышеназванного случая), осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.
В силу пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Согласно частям 1 - 3 статьи 10 указанного федерального закона размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Из анализа приведенных законоположений следует, что федеральный законодатель предусмотрел возможность выбора порядка предоставления земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов, как с предоставлением земельного участка, так и без такого предоставления, в том числе на конкурентной основе.
Указанное предписание означает, что реализация права на размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляемая в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, возможна не только на основании договора аренды земельного участка, но не исключает возможность заключения иного договора.
Федеральное законодательство не регулирует вопросы порядка и условий размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не регламентирует основания и форму юридического оформления прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в нестационарных торговых объектах, на использование земель или земельных участков в соответствии с правилами, установленными главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации, равно как не устанавливает запрет на возможность определения такого порядка и не исключает оформление прав, в том числе посредством заключения договора.
Как установлено судами, нахождение нестационарного торгового объекта предпринимателя обусловлено заключением между предпринимателем и администрацией договора аренды земельного участка от 29.10.2015 N 24-3-891, сроком действия с 06.08.2015 до 25.06.2024.
В суде кассационной инстанции представители сторон пояснили суду, что договор является действующим, и, по утверждению предпринимателя, им исполняется.
При разрешении спора судами не учтено, что после заключения гражданско-правового договора публично-правовые отношения прекратились, между сторонами возникли иные (обязательственные) правоотношения по владению и пользованию земельным участком, возможность решения вопроса об оспаривании права в административном порядке законодательством не допускается. Соответствующая правовая позиция сформулирована в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2010 N 15951/09.
При таких обстоятельствах вывод судов о том, что названный договор аренды земельного участка не имеет правового значения, является ошибочным.
Без оценки действительности договора аренды земельного участка невозможно дать правовую оценку оспариваемым ненормативным актам.
Поскольку судебные акты приняты по неполно исследованным обстоятельствам, они подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду необходимо исследовать указанные обстоятельства, предложить сторонам представить дополнительные доказательства заявленных требований и возражений, и с учетом установленного разрешить спор.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05.06.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2018 по делу N А72-18469/2017 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ульяновской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и срок, предусмотренном статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.Ю. Муравьев |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Федеральное законодательство не регулирует вопросы порядка и условий размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не регламентирует основания и форму юридического оформления прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в нестационарных торговых объектах, на использование земель или земельных участков в соответствии с правилами, установленными главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации, равно как не устанавливает запрет на возможность определения такого порядка и не исключает оформление прав, в том числе посредством заключения договора.
...
При разрешении спора судами не учтено, что после заключения гражданско-правового договора публично-правовые отношения прекратились, между сторонами возникли иные (обязательственные) правоотношения по владению и пользованию земельным участком, возможность решения вопроса об оспаривании права в административном порядке законодательством не допускается. Соответствующая правовая позиция сформулирована в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2010 N 15951/09."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 18 февраля 2019 г. N Ф06-41455/18 по делу N А72-18469/2017
Хронология рассмотрения дела:
10.02.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-57121/19
09.10.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-15651/19
23.08.2019 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14799/19
18.07.2019 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-18469/17
18.02.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-41455/18
10.09.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10835/18
05.06.2018 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-18469/17