г. Казань |
|
18 февраля 2019 г. |
Дело N А65-11395/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 февраля 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширов Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Мосунова С.В.,
при участии представителя:
Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан - Каминской Н.В. доверенность от 28.04.2016
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Султанова Фарита Рависовича
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.06.2018 (судья Ситдиков Б.Ш.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2018 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи Драгоценнова И.С., Юдкин А.А.)
по делу N А65-11395/2018
по заявлению индивидуального предпринимателя Султанова Фарита Рависовича (ОГРН 315169000051567, ИНН 165801399700), к Управлению Федерального казначейства по Республике Татарстан, г. Казань, с третьих лиц - ОСП по Кировскому и Московскому районам г. Казани, ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан,
о признании действий по возврату страховых взносов в размере 37 675 руб. 75 коп., на депозитный счет ФССП РФ по РТ по Московскому району г. Казани по исполнительному производству N 61364/14/05/16 (88289/16/16005-ИП) от 29.06.2014 незаконными, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Султанов Фарит Рависович (далее - ИП Султанов Ф.Р., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Республике Татарстан (далее - УФК по РТ), с привлечением, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Отдела судебных приставов по Кировскому и Московскому районам г.Казани (далее - ОСП по Кировскому и Московскому районам г.Казани), ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан (далее - ОПФР по РТ), о признании действий по возврату страховых взносов в размере 37 675 руб. 75 коп., на депозитный счет отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан по Московскому району г.Казани (далее - УФССП РФ по РТ по Московскому району г.Казани) по исполнительному производству от 29.06.2014 N 61364/14/05/16 (88289/16/16005-ИП) незаконными, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.06.2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ИП Султанов Ф.Р. обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит, вынесенные по делу судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Предприниматель считает, что ни одной нормой закона об исполнительном производстве не предусмотрено принуждать взыскателя возвращать взысканные денежные средства страховых взносов обратно в службу судебных приставов, а также заявитель указывает, что взыскатель Пенсионный фонд не имел право исполнять требования от 22.11.2016 о возврате страховых взносов в размере 37 673,67 руб.
Кроме того, ИП Султанов Ф.Р. ссылаясь на статью 8, пункт 8 статьи 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) указывает, что УФК по РТ до судебного заседания, не направило ему копию отзыва и документы, т.е. злоупотребило процессуальными правами, нарушило принцип равноправие сторон и состязательности арбитражного процесса, а также указывает, что УФК по РТ, для доказывания обоснованности своих действий не привело нормы права, которыми руководствовался.
В отзыве на кассационную УФК по РТ просило судебные акты оставить без изменений, кассационную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на их законность и обоснованность.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения судами норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия установила следующее.
Как следует из материалов дела, УФК по РТ платежным поручением от 25.11.2016 N 426223 произвело возврат страховых взносов в размере 24 984 руб. 00 коп. на депозитный счет ФССП РФ по РТ по Московскому району.
Полагая, что действия УФК по РТ, являются незаконными, так как ни одной нормой закона о страховых взносах, и Бюджетного кодекса Российской Федерации, не предусмотрен возврат взысканных страховых взносов обратно в службу судебных приставов, ИП Султанов Ф.Р. обратился в суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции исходили из законности действия УФК по РТ, связанные с осуществлением кассовой операции по перечислению денежных средств с лицевого счета ОПФР по РТ на лицевой счет Московского РОСП г.Казани.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для удовлетворении требования о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судебными инстанциями установлено, что в обязанности УФК по РТ при перечислении денежных средств на депозитные счета подразделений ФССП не входит проверка наличия возбужденных или оконченных исполнительных производств. В соответствии с Инструкцией о порядке учета средств, поступающих во временное распоряжение структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов, утвержденной совместным приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 25.01.2018 N 11/15н, контроль и проверка состояния счета подразделения и определения принадлежности конкретным юридическим и физическим лицам возлагается на должностных лиц соответствующего подразделения.
Обстоятельства, при которых был осуществлен возврат страховых взносов на депозитный счет Московского РОСП г.Казани УФССП России по РТ страховых взносов, неоднократно были предметом рассмотрения Арбитражного суда Республики Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.05.2016 по делу N А65-6026/2016, заявленные требования ИП Султанова Ф.Р. были удовлетворены, признаны незаконными постановление от 24.12.2014 по распределению денежных средств, вынесенного судебным приставом-исполнителем Богаткиной Л.Р., а также незаконными действия по распределению денежных средств, а также суд обязал старшего судебного пристава Московского районного отдела судебных приставов г. Казани УФССП РФ по РТ Галееву P.P. устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ИП Султанова Ф.Р.
В рамках указанного дела установлено, что 16.12.2014 судебным приставом-исполнителем Полковниковой Н.А. были приняты денежные средства от Кириллова В.В. в счет погашения задолженности должника - Султанова Ф.Р. по исполнительному производству N 61364/14/05/16. Вынесено постановление о распределении денежных средств, которые были перечислены в счет погашения задолженности по недоимке и пеням в Управление ПФР. Гражданин Кириллов В.В. не являлся стороной исполнительного производства, перечислил денежные средства исходя из своей личной заинтересованности, а судебный пристав-исполнитель, не проверив правильность и обоснованность перечисления этих денег, преждевременно незаконно осуществила их распределение.
Во исполнение решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.05.2016 по делу N А65-6026/2016 судебный пристав-исполнитель обратился к Управлению ПФР по Московскому району г.Казани с требованием в срок до 22.11.2016 о возврате перечисленных денежных средств. Согласно ответу от 22.11.2016 исх. NГЕ-08-3-25/8062 фондом принято решение о возврате сумм страховых взносов от 21.11.2016.
ГУ - Отделение ПФР РФ по РТ 23.11.2016 обратилось в УФК по РТ с заявкой на возврат N 013F03160002379, с указанием в качестве назначения платежа: "Возврат по решению АС (по Султанову Ф.Р.)".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.06.2016 по делу N А65-6309/2016 заявленные требования ИП Султанова Ф.Р. удовлетворены, суд признал незаконными действия начальника отдела УФССП по РТ Московского РОСП г. Казани - старшего судебного пристава Галеевой Р.Р., выразившееся в распоряжении перечислить денежные средства в размере 37 675, 67 руб. принадлежавшие Кириллову В.В., не являющемуся стороной исполнительного производства, а также признал незаконными действия начальника отдела УФССП по РТ Московского РОСП г.Казани - старшего судебного пристава Галеевой Р.Р., выразившееся в распоряжении перечислить денежные средства в размере 1 222, 56 руб. принадлежавшие Кириллову В.В., не являющемуся стороной исполнительного производства, кроме того, суд обязал начальника отдела УФССП по РТ Московского РОСП г. Казани - старшего судебного пристава Галеву Р.Р., устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ИП Султанова Ф.Р.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.01.2018 по делу N А65-29976/2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано, а также судом указано, что судебный пристав-исполнитель правомерно, на основании решения суда вынес требование о необходимости возврата незаконно перечисленной на депозит ГУ - УПФР Московского района г.Казани денежной суммы в размере 37 675, 67 руб. на депозит отдела судебных приставов.
УФК по Республике Татарстан является территориальным органом территориальным органом Федерального казначейства, созданным в границах Республики Татарстан, и находится в непосредственном подчинении Федерального казначейства.
Согласно Положению, утвержденному приказом Федерального казначейства от 27.12.2013 N 316, УФК по РТ в соответствии с возложенными на него задачами и в пределах своей компетенции:
открывает в учреждениях Банка России и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации;
осуществляет в установленном порядке открытие и ведение соответствующих лицевых счетов, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
перечисляет средства, необходимые для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующие счета Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
обеспечивает в пределах остатков средств на счетах бюджетов бюджетной системы Российской Федерации проведение кассовых выплат из бюджетов от имени и по поручению администраторов доходов бюджета.
Приказом Федерального казначейства от 17.10.2016 N 21н утвержден Порядок открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, в соответствии с которым в органах Федерального казначейства открываются и обслуживаются следующие виды лицевых счетов: лицевой счет бюджета, лицевой счет получателя бюджетных средств, лицевой счет администратора доходов бюджета, лицевой счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств, лицевой счет иного получателя бюджетных средств, лицевой счет территориального органа государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, лицевой счет бюджетного учреждения, лицевой счет автономного учреждения, лицевой счет для учета операций неучастника бюджетного процесса.
Операции по кассовым выплатам за счет средств на лицевых счетах клиентов осуществляются на основании предоставляемых ими в орган Федерального казначейства по месту обслуживания платежных документов.
В УФК по РТ открыты и обслуживаются лицевые счета Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан, лицевой счет главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, лицевой счет получателя бюджетных средств, лицевой счет администратора доходов бюджета, лицевой счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение, лицевой счет территориального органа государственного внебюджетного фонда Российской Федерации; лицевые счета Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Московском районе г.Казани Республики Татарстан (далее - УПФР в московском районе г. Казани): лицевой счет получателя бюджетных средств, лицевой счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение; лицевой счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение Отдела судебных приставов по Кировскому и Московскому районам г.Казани Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан (далее - ОСП по Кировскому и Московскому району г. Казани).
В соответствии с действовавшим в период с 01.01.2016 по 31.12.2016 распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 18.12.2015 N 627р "Об осуществлении бюджетных полномочий главного администратора (администратора) доходов бюджетов Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования Пенсионным фондом Российской Федерации и территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации" территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации в отношении закрепленных источников доходов бюджетов Пенсионного фонда Российской Федерации наделены полномочиями на принятие решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и представление в территориальный орган Федерального казначейства поручений для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации 18.12.2013 N 125н утвержден Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (далее - Порядок 125н), в котором также регламентирован возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм на основании заявок на возврат, представленных администраторами поступлений в бюджеты.
Судами установлено, что в УФК по РТ была представлена заявка на возврат ОПФР по РТ, после проверки которой, в соответствии с требованиями указанного порядка, было сформировано платежное поручение от 25.11.2016 N 426223 и денежные средства в размере 24 984 руб. с лицевого счета администратора доходов бюджета ОПФР по РТ были перечислены на лицевой счет Московского РОСП УФССП по РТ.
Следовательно, возврат страховых взносов на депозитный счет службы судебных приставов произведен во исполнение решения арбитражного суда, которое является обязательным.
Распределение денежных средств, в размере 37 675,67 руб., поступивших от Кириллова В.В., не являющегося стороной исполнительного производства, было признано судом незаконным. При этом решение суда вынесено на основании активной позиции заявителя, возражавшего против оплаты его задолженности в рамках исполнительного производства третьим лицом.
Правоотношения, связанные с возвратом незаконно перечисленных денежных средств (на основании состоявшегося решения суда) затрагивают интересы взыскателя, которому перечислены денежные средства, гражданина, которому подлежат возврату перечисленные денежные средства и службы судебных приставов, но никак ни заявителя (должника), поскольку он не имеет отношения к спорным денежным средствам.
Судебными инстанциями установлено, что формальное наличие факта перечисления денежных средств взыскателю (при условии, что распределение денежных средств признано судом незаконным), не освобождает должника от необходимости погашения задолженности в рамках исполнительного производства, и не исключает необходимости совершения службой судебных приставов исполнительских действий по исполнительскому производству. При этом должником с момента возбуждения исполнительного производства не предприняты меры по исполнению исполнительного документа.
Денежные средства, незаконно перечисленные судебным приставом - исполнителем на депозит взыскателя, были возвращены взыскателем на депозит Московского РОСП УФССП по РТ, который в свою очередь перечислил спорную денежную сумму Кириллову В.В.
На основании изложенного, установив, что УФК по РТ не изымало и не возвращало излишне уплаченные денежные средства с лицевого счета предпринимателя, а исполняло возложенные бюджетным законодательством функции по обслуживанию открытых в Управлении лицевых счетов, и во исполнение решения суда осуществило возврат зачисленных страховых взносов в результате незаконных действий судебного пристава-исполнителя суды пришли к выводу, что действия УФК по РТ, связанные с осуществлением кассовой операции по перечислению денежных средств с лицевого счета ОПФР по РТ на лицевой счет Московского РОСП г.Казани соответствует требованиям законодательства и не нарушают права и законные интересы предпринимателя, в связи с чем, в удовлетворении заявленных требований ИП Султанова Ф.Р. отказано.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что суды пришли к правильному выводу о том, что требования предпринимателя необоснованны и не подлежат удовлетворению.
Довод предпринимателя о том, что ему УФК по РТ не направило копию отзыва, тем самым нарушило принцип равноправие сторон и состязательности арбитражного процесса, судом кассационной инстанции откланяется, поскольку предприниматель имел право самостоятельно ознакомиться с материалами дела, в том числе и с представленным УФК по РТ отзывом.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 АПК РФ подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине, согласно статье 110 АПК РФ и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации следует отнести на заявителя жалобы.
При подаче кассационной жалобы, в целях обеспечения доступности правосудия, экономии процессуального времени и во избежание затягивания рассмотрения дела Арбитражным судом Поволжского округа принята к производству кассационная жалоба ИП СултановаФ.Р., с возложением на заявителя жалобы обязанности представления суду кассационной инстанции доказательства уплаты государственной пошлины в установленном порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, однако доказательств уплаты государственной пошлины не представлено, в связи с чем государственная пошлина в размере 150 руб. подлежит взысканию с ИП СултановаФ.Р. в доход федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.06.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2018 по делу N А65-11395/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Султанова Фарита Рависовича в доход федерального бюджета 150 руб. государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Поручить Арбитражному суду Республики Татарстан в порядке статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приказом Федерального казначейства от 17.10.2016 N 21н утвержден Порядок открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, в соответствии с которым в органах Федерального казначейства открываются и обслуживаются следующие виды лицевых счетов: лицевой счет бюджета, лицевой счет получателя бюджетных средств, лицевой счет администратора доходов бюджета, лицевой счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств, лицевой счет иного получателя бюджетных средств, лицевой счет территориального органа государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, лицевой счет бюджетного учреждения, лицевой счет автономного учреждения, лицевой счет для учета операций неучастника бюджетного процесса.
...
Приказом Министерства финансов Российской Федерации 18.12.2013 N 125н утвержден Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (далее - Порядок 125н), в котором также регламентирован возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм на основании заявок на возврат, представленных администраторами поступлений в бюджеты."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 18 февраля 2019 г. N Ф06-42747/18 по делу N А65-11395/2018